Психологическое обследование ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

Современная психология располагает большим  и разнообразным набором методических средств, отвечающих различным специфическим  задачам психологического обследования ребенка. К ним относятся такие  методы и методические приемы, как  наблюдение, беседа, экспериментально-психологические  методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребенка и взрослого, обучающие методики, опросники и  многие другие. Не ставя своей задачей  охарактеризовать названные методы, рассмотрим некоторые особенности  их применения в практике консультативной  работы, существенно отличной от собственно исследова* тельской деятельности.

Наблюдение  за поведением ребенка может проводиться  как в специально организованных условиях, так и в естественной обстановке. В условиях приема в  консультации целесообразно использовать естественную ситуацию ожидания ребенком начала обследования, чтобы выявить  некоторые существенные особенности  его поведения. (Желательно, чтобы  это происходило в игровой  комнате или игровом уголке приемной.) В этой обстановке нередко можно  зафиксировать, как ребенок относится  к родителям, как реагирует на предстоящее обследование, как себя чувствует в новой ситуации, как  реагирует на игровой материал, проявляет  ли любопытство, соответствующее его  возрасту, использует ли игрушки по возрасту, имеется ли в игре сюжет, какой именно и т. д. [см.: 121].

Первая  задача, встающая перед психологом при переходе к обследованию ребенка, состоит в установлении с ним  хорошего контакта и взаимопонимания. Без достаточного интереса и внит мательного отношения ребенка как  к ситуации в целом, так и к  самому экспериментатору трудно рассчитывать на получение достоверных, объективных  результатов. Поэтому необходимо расположить ребенка к обследованию, снять у него возможную тревожность по поводу незнакомой ситуации и постараться создать настроение, при котором ребенок наиболее полно раскроет свои возможности. Эта начальная стадия процедуры обследования строится одинаково независимо от того, будет ли оно в дальнейшем проводиться стандартизованными тестами или же клиническими методами. Конкретные приемы установления контакта чрезвычайно многообразны и используются в зависимости от различных индивидуальных особенностей детей и обстоятельств. Фактически это неформализуемая часть обследования. Незаменимую роль здесь играют самые обычные человеческие средства — непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение,   улыбка.   Работая   с   дошкольниками,

1 Описание конкретных методик дано  в соответствующих руководствах. обследованию следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем случае не следует подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность. В случае вопросов школьникам можно в общей форме объяснить, что встреча с психологом должна помочь разобраться в его трудностях.

В литературе приводится множество конкретных рекомендаций относительно способов установления контакта. Чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно, необходимо дать ему  время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть  то, что его заинтересовало. Ребенка  необходимо называть по имени, не забыв  также сразу же назвать себя. Дошкольнику  проще всего объяснить цель контакта и включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть новые книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Экспериментатор всегда должен иметь в запасе привлекательный  игровой материал, чтобы не использовать принадлежности психологических методик  в процессе установления контакта. Недопустимо спешить с началом  обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоится в непривычной  для него ситуации.

Учитывая  трудности установления контакта, в  начале обследования можно прибегнуть к совместному с ребенком рисованию  или игре, причем взрослый может  не только побуждать к этому ребенка, но и сам начать игровые действия или рисование, постепенно втягивая его. В случае затруднений ребенка  в начальных заданиях необходимо постараться их сгладить, снять (например, так: «Да, это действительно трудное  задание, оно для детей постарше, а вот попробуй другое...»). У ребенка  не должно возникать ощущение неуспеха. Но как ни разнообразны приемы включения  ребенка в ситуацию обследования, с некоторыми особенно робкими или  замкнутыми дошкольниками (или даже более старшими детьми) необходимый  контакт удается наладить далеко не сразу, а лишь со второй или даже третьей встречи. Разумеется, такой  факт сам по себе имеет важное диагностическое  значение, так как при благополучном  ходе развития старшие дошкольники  уже хорошо сотрудничают с не знакомым им ранее взрослым.

Одна  из родоначальниц психологической  диагностики американская исследовательница  Ф. Гудинаф составила список рекомендаций, позволяющих избежать некоторых  распространенных ошибок при проведении обследования (см.: 124]. Так, например, она  подчеркивает, что не следует отрывать ребенка от интересной для него деятельности ради обследования. В таком случае, даже подчинившись, ребенок наверняка  не проявит необходимой заинтересованности, будет работать торопливо, рассеянно, в итоге результаты будут существенно  искажены. Во всех случаях необходимо учитывать возможное влияние деятельности ребенка, непосредственно предшествующей обследованию. Обяза-тельно наличие специально оборудованного помещения, которым может быть тихая светлая комната, по возможности лишенная особенно ярких или необычных предметов, которые могут надолго задержать внимание ребенка. Необходимо предусмотреть и детали обстановки: не стоит, к примеру, сажать ребенка лицом к окну, где в поле его зрения в любой момент могут появиться новые предметы или люди. Следует приспособить общий темп обследования к индивидуальным особенностям ребенка: не пытаться торопить медлительных детей и быть готовым к быстрой смене разнообразных заданий в том случае, если у ребенка высокий темп умственной деятельности.

Контроль  за состоянием ребенка, учет возможных  колебаний его настроения и мотивации  необходимы на протяжении всей процедуры  обследования. Так, экспериментатор  должен вовремя замечать у ребенка  признаки скуки, усталости, волнения или  физического дискомфорта и соответственно реагировать: прерывать обследование, менять характер задания, устраивать игровую  паузу и т. д. В то же время считается  неправомерным мотивировать ребенка  путем сравнения его с другими  детьми или через соревнование. Не стоит также прибегать к использованию  или обещанию каких-либо наград, так  как это вносит существенные отклонения в стандартные условия мотивации  детей в процессе психологического обследования.

Как известно, методики психологического обследования делятся на стандартизованные (тесты) и клинические. Явно недостаточное  на сегодняшний день обеспечение  практических психологов современными методическими средствами приводит к широкому заимствованию зарубежных тестовых методик, требующих осторожного  и корректного применения. Рассмотрим основные правила обследования, соответствующие  двум типам методик.

3.2. ТЕСТОВОЕ  И КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Рассмотрим  правила проведения тестового диагностического обследования. В рамках психодиагностики этому вопросу придается чрезвычайно  большое значение, так как объективность  оценки ответов или результатов  действий испытуемого в огромной степени зависит от соблюдения полного  единообразия условий тестирования. Сформулировано несколько обязательных правил обследования с помощью стандартизованных  методик.

Первой  «заповедью» всех тестологов является правило, согласно которому не следует  как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную  процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Требуется строго одинаковое, единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в  инструкциях [см.: 121]. Тем более нельзя делать никаких пояснений или  задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в  описании процедуры в руководстве  теста. Не следует также несколько  раз повторять вопросы, кроме  специально оговоренных случаев. Помимо соблюдения равенства условий тестирования абсолютная недопустимость произвольного  видоизменения инструкций обосновывается авторами тестов также и тем, что  большинство из них построены  как «тесты выполнения инструкций», например шкала Стенфорд-Бине и многие другие.

Поясняя это обстоятельство, С. Берт писал, что  важно знать, как ребенок реагирует  на определенные стандартные формулировки, а не только то, как он выполняет  определенные операции [см.: 108]. Сказанное  правомерно в отношении не только старых, но и многих современных тестов. К примеру, в применяемой в настоящее время модификации шкалы Бине ребенку дается задание: «Составь предложение из трех таких слов...» Считается неправомерным даже столь простое пояснение инструкции: «Скажи так, чтобы были использованы эти три слова», поскольку во второй формулировке опущено слово «предложение» и понимание задания облегчилось. Тем более недопустимо объяснять отдельные слова, входящие в инструкции к заданиям, или сами задания. Буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам придается настолько большое значение, что в отношении начинающих психологов считается предпочтительным зачитывать инструкции, лишь бы не вносить в них каких-либо не предусмотренных изменений [см.: 121].

Второе  важное правило тестового варианта обследования, существенно отличающее его от клинического, заключается  в том, что в ходе выполнения теста  ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже усиленно хвалить. Это объясняется  тем, что критика сбивает и  расстраивает, зачастую резко снижает  интерес ребенка к заданию. Замечания  могут сильно изменить отношение  ребенка к последующим тестам, они преждевременно истощают интерес, внимание ребенка. Каковы бы ни были ответы и решения ребенка, психолог должен сопровождать их сдержанным одобрением, кроме тех случаев, когда аналогичное  задание повторяется и, таким  образом, одобрение неправильного  решения может вызвать повторение ошибки. Считается, что ребенка можно  хвалить за его старание, но не за сами ответы или результаты решения. В целом же следует стремиться к тому, чтобы ребенок не имел представления о допущенных им ошибках. Если ребенок настаивает на том, чтобы  ему собщили оценку его ответов, нужно пообещать это сделать  в конце обследования [там же].

Следующее общее правило предписывает с  особым вниманием относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка: обследование проводится только в том  случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, излишнего волнения, проявлений упрямства  и т. д. Как писал С. Берт, «психолог  не должен забывать, что любой интеллектуальный тест — это одновременно и тест эмоциональный. Игнорирование эмоционального аспекта может привести к тому, что многие нормальные дети окажутся в специальных учреждениях» [108, с. 15]. В связи с этим рекомендуется  обращать внимание и отмечать, например, такие особенности эмоционального реагирования ребенка в процессе тестирования: испытывает ли он радость  или даже гордость от решения задачи; проявляет ли любопытство или, напротив, безразличие; относится ли с доверием к экспериментатору или, напротив, у  него преобладают негативные эмоции — тревожность, страх, огорчение, неудовольствие, ощущение неуспеха и т. д. Данные такого рода не входят прямо в оценку по стандартизованной процедуре, но учитываются  при интерпретации полученных оценок. К примеру, низкие результаты могут  быть представлены как следствие  неадекватной или недостаточной  мотивации, что предполагает повторную  проверку.

Важные  вопросы возникают по поводу порядка  предъявления различных заданий  в процессе обследования. Поскольку  первые тесты должны снять возможное  волнение и эмоциональную напряженность  ребенка, а также вызвать интерес  к обследованию, маленьким детям  целесообразно предлагать задания  с ярким материалом или картинками. Тесты на запоминание фраз, цифр и другого аналогичного материала  надо давать после того, как ребенок  привыкнет к голосу экспериментатора. Тесты, требующие особого напряжения внимания, не следует предлагать в  конце обследования. Длительность одного сеанса обследования дошкольников обычно не должна превышать 40—50 мин. В случае необходимости предпочтительнее разделить  обследование на два-три сеанса, но не перегружать ребенка. Методические материалы следует держать закрытыми от ребенка и показывать их только по мере необходимости. Для этого нужен экран или отдельный столик. Не следует также позволять играть принадлежностями методик.

Тестологи настоятельно рекомендуют избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка, в том числе  родителей или других близких. Исключения, разумеется, составляют те случаи, когда  ребенок категорически отказывается расстаться с ними. Присутствующим запрещается как-либо реагировать  на ответы ребенка, вмешиваться в  процедуру обследования. Лучше всего, чтобы ребенок сидел к ним  спиной. В целом же вопрос о присутствии  родителей при обследовании ребенка  в консультации решается по-разному  в зависимости от возраста детей, характера проблем и некоторых  других условий. Оптимальным представляется сочетание трех возможных вариантов: беседы психолога с ребенком один на один, специальных проб на совместную деятельность ребенка с родителями и выполнения ребенком определенных заданий в присутствии родителей, имеющих возможность в этом случае наблюдать за происход щим, никак, однако, в него не вмешиваясь. В последнем  случае родители получают уникальную возможность по-новому, как бы со стороны, увидеть своего ребенка, лучше  понять его мысли,. чувства, отношения  к значимым проблемам и лицам. В целом. это дает весьма важный материал для более глубокого и содержательного  обсуждения психологом с родителями трудностей ребенка.

Обобщая многочисленные правила и рекомендации относительно условий тестирования, А. Анастази подчеркивает три главных  требования: «Во-первых, необходимо следовать  процедурам стандартизации даже в самых  незначительных подробностях... Во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные  условия тестирования, какими бы второстепенными  они ни казались. В-третьих, при интерпретации  результатов теста важна учитывать  условия тестирования. При подробном  обследовании личности методом индивидуального  тестирования опытный экспериментатор  иногда отступает от стандартной  процедуры проведения теста с  тем, чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в соответствии с  тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания используются только для качественного исследования; и ответы испытуемых необходимо рассматривать  точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью» {2, с. 41].

Информация о работе Психологическое обследование ребенка