Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
Современная
психология располагает большим
и разнообразным набором
Наблюдение за поведением ребенка может проводиться как в специально организованных условиях, так и в естественной обстановке. В условиях приема в консультации целесообразно использовать естественную ситуацию ожидания ребенком начала обследования, чтобы выявить некоторые существенные особенности его поведения. (Желательно, чтобы это происходило в игровой комнате или игровом уголке приемной.) В этой обстановке нередко можно зафиксировать, как ребенок относится к родителям, как реагирует на предстоящее обследование, как себя чувствует в новой ситуации, как реагирует на игровой материал, проявляет ли любопытство, соответствующее его возрасту, использует ли игрушки по возрасту, имеется ли в игре сюжет, какой именно и т. д. [см.: 121].
Первая задача, встающая перед психологом при переходе к обследованию ребенка, состоит в установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания. Без достаточного интереса и внит мательного отношения ребенка как к ситуации в целом, так и к самому экспериментатору трудно рассчитывать на получение достоверных, объективных результатов. Поэтому необходимо расположить ребенка к обследованию, снять у него возможную тревожность по поводу незнакомой ситуации и постараться создать настроение, при котором ребенок наиболее полно раскроет свои возможности. Эта начальная стадия процедуры обследования строится одинаково независимо от того, будет ли оно в дальнейшем проводиться стандартизованными тестами или же клиническими методами. Конкретные приемы установления контакта чрезвычайно многообразны и используются в зависимости от различных индивидуальных особенностей детей и обстоятельств. Фактически это неформализуемая часть обследования. Незаменимую роль здесь играют самые обычные человеческие средства — непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка. Работая с дошкольниками,
1 Описание конкретных методик дано в соответствующих руководствах. обследованию следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем случае не следует подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность. В случае вопросов школьникам можно в общей форме объяснить, что встреча с психологом должна помочь разобраться в его трудностях.
В литературе
приводится множество конкретных рекомендаций
относительно способов установления контакта.
Чтобы ребенок почувствовал себя
непринужденно, необходимо дать ему
время освоиться в новой
Учитывая трудности установления контакта, в начале обследования можно прибегнуть к совместному с ребенком рисованию или игре, причем взрослый может не только побуждать к этому ребенка, но и сам начать игровые действия или рисование, постепенно втягивая его. В случае затруднений ребенка в начальных заданиях необходимо постараться их сгладить, снять (например, так: «Да, это действительно трудное задание, оно для детей постарше, а вот попробуй другое...»). У ребенка не должно возникать ощущение неуспеха. Но как ни разнообразны приемы включения ребенка в ситуацию обследования, с некоторыми особенно робкими или замкнутыми дошкольниками (или даже более старшими детьми) необходимый контакт удается наладить далеко не сразу, а лишь со второй или даже третьей встречи. Разумеется, такой факт сам по себе имеет важное диагностическое значение, так как при благополучном ходе развития старшие дошкольники уже хорошо сотрудничают с не знакомым им ранее взрослым.
Одна
из родоначальниц психологической
диагностики американская исследовательница
Ф. Гудинаф составила список рекомендаций,
позволяющих избежать некоторых
распространенных ошибок при проведении
обследования (см.: 124]. Так, например, она
подчеркивает, что не следует отрывать
ребенка от интересной для него деятельности
ради обследования. В таком случае,
даже подчинившись, ребенок наверняка
не проявит необходимой
Контроль
за состоянием ребенка, учет возможных
колебаний его настроения и мотивации
необходимы на протяжении всей процедуры
обследования. Так, экспериментатор
должен вовремя замечать у ребенка
признаки скуки, усталости, волнения или
физического дискомфорта и
Как известно, методики психологического обследования делятся на стандартизованные (тесты) и клинические. Явно недостаточное на сегодняшний день обеспечение практических психологов современными методическими средствами приводит к широкому заимствованию зарубежных тестовых методик, требующих осторожного и корректного применения. Рассмотрим основные правила обследования, соответствующие двум типам методик.
3.2. ТЕСТОВОЕ И КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Рассмотрим
правила проведения тестового диагностического
обследования. В рамках психодиагностики
этому вопросу придается
Первой
«заповедью» всех тестологов является
правило, согласно которому не следует
как-либо менять инструкции, материалы,
время, отведенное для решения теста,
или вносить в
Поясняя это обстоятельство, С. Берт писал, что важно знать, как ребенок реагирует на определенные стандартные формулировки, а не только то, как он выполняет определенные операции [см.: 108]. Сказанное правомерно в отношении не только старых, но и многих современных тестов. К примеру, в применяемой в настоящее время модификации шкалы Бине ребенку дается задание: «Составь предложение из трех таких слов...» Считается неправомерным даже столь простое пояснение инструкции: «Скажи так, чтобы были использованы эти три слова», поскольку во второй формулировке опущено слово «предложение» и понимание задания облегчилось. Тем более недопустимо объяснять отдельные слова, входящие в инструкции к заданиям, или сами задания. Буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам придается настолько большое значение, что в отношении начинающих психологов считается предпочтительным зачитывать инструкции, лишь бы не вносить в них каких-либо не предусмотренных изменений [см.: 121].
Второе
важное правило тестового варианта
обследования, существенно отличающее
его от клинического, заключается
в том, что в ходе выполнения теста
ребенка нельзя ни учить, ни критиковать,
ни даже усиленно хвалить. Это объясняется
тем, что критика сбивает и
расстраивает, зачастую резко снижает
интерес ребенка к заданию. Замечания
могут сильно изменить отношение
ребенка к последующим тестам,
они преждевременно истощают интерес,
внимание ребенка. Каковы бы ни были ответы
и решения ребенка, психолог должен
сопровождать их сдержанным одобрением,
кроме тех случаев, когда аналогичное
задание повторяется и, таким
образом, одобрение неправильного
решения может вызвать
Следующее
общее правило предписывает с
особым вниманием относиться к эмоциональному
и физическому состоянию
Важные вопросы возникают по поводу порядка предъявления различных заданий в процессе обследования. Поскольку первые тесты должны снять возможное волнение и эмоциональную напряженность ребенка, а также вызвать интерес к обследованию, маленьким детям целесообразно предлагать задания с ярким материалом или картинками. Тесты на запоминание фраз, цифр и другого аналогичного материала надо давать после того, как ребенок привыкнет к голосу экспериментатора. Тесты, требующие особого напряжения внимания, не следует предлагать в конце обследования. Длительность одного сеанса обследования дошкольников обычно не должна превышать 40—50 мин. В случае необходимости предпочтительнее разделить обследование на два-три сеанса, но не перегружать ребенка. Методические материалы следует держать закрытыми от ребенка и показывать их только по мере необходимости. Для этого нужен экран или отдельный столик. Не следует также позволять играть принадлежностями методик.
Тестологи
настоятельно рекомендуют избегать
присутствия взрослых в процессе
тестирования ребенка, в том числе
родителей или других близких. Исключения,
разумеется, составляют те случаи, когда
ребенок категорически
Обобщая
многочисленные правила и рекомендации
относительно условий тестирования,
А. Анастази подчеркивает три главных
требования: «Во-первых, необходимо следовать
процедурам стандартизации даже в самых
незначительных подробностях... Во-вторых,
следует регистрировать любые нестандартные
условия тестирования, какими бы второстепенными
они ни казались. В-третьих, при интерпретации
результатов теста важна