Психологическое обследование ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

В ходе клинического обследования практикуется отказ от ограничений испытуемого  во времени (при сохранении учета  этой характеристики). Кроме того, если при проведении теста ребенка  не только нельзя учить, но и делать ему какие-либо замечания или  активно подбадривать, то при клиническом  обследовании, напротив, это обязательные и важнейшие приемы получения  информации. Таким образом выясняются критичность ребенка к своим  ошибкам, особенности мотивации, самооценки и т.д. Реакция на замечание, например, может обнаружить эмоциональную  устойчивость ребенка и другие важные характеристики.

Снимая жесткую фиксированность  и регламентацию теста, клиническая  процедура позволяет психологу  прицельно и гибко реагировать  на все ответы ребенка. В клиническом  варианте можно эффективно использовать самые различные задания, в том  числе взятые из известных тестов. Теряя в этом случае право применять  количественные нормы, психолог получает возможность гибко варьировать  ранжированными по сложности заданиями.

Клиническое обследование предполагает умение экспериментатора фиксировать  не только результат выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при этом. Одно и то же задание Может обнаружить и особенности внимания испытуемого, и организованность его деятельности, и его работоспособность, и многие другие качества. Возможность разностороннего  анализа составляет важное преимущество клинического обследования. Однако, как  справедливо подчеркивают многие исследователи, это преимущество может проявиться только при условии значительного  опыта и высокой квалификации психолога, позволяющих ему одновременно видеть и фиксировать разные качества деятельности ребенка [100].

В практике консультативной работы оптимальной стратегией представляется гибкое сочетание психометрического  и клинического методов в процессе обследования. Такое сочетание позволяет  не только получить разностороннюю характеристику развития ребенка, но и решить задачу верификации слабо формализованных  методик, требующих от психолога  большого опыта и высокой квалификации, результатами стандартизированных  процедур.

3.3. история развития ребенка

Воссоздание особенностей хода и условий  развития ребенка на пройденных им этапах онтогенеза с полным основанием относится к числу обязательных методов, применяемых в возрастно-психологическом  консультировании. Наряду с данными  наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка его история  развития, или психологический анамнез, является важнейшим источником информации, необходимой для оценки его развития и характера возникших проблем. Как писал Л. С. Выготский, на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто «летопись» различных событий, т.е. перечисление отдельных обстоятельств, повлиявших на развитие ребенка, а причинное жизнеописание его развития и воспитания [36]. Другими словами, психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий развития в каждом возрастном периоде детства.

3.3.1. понятие и значение психологического  анамнеза

Особое значение условий, в которых  развивается ребенок, вытекает из разрабатываемой  в отечественной психологии концепции  онтогенеза как процесса прижизненного  формирования психической деятельности и личности ребенка. Кроме того, неоднозначность  многих особенностей поведения и  психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и довольно кратковременных встреч с консультантом-психологом также приводят к необходимости  придавать большое значение анамнестическим  данным при интерпретации результатов  обследования. Дети с существенно  разными по своему происхождению  психологическими нарушениями и  трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в  диагностическом обследовании (например, эмоциональные нарушения у детей  в результате так называемых «стертых форм госпитализма» и в связи  с некоторыми формирующимися акцентуациями  характера или нарушения познавательной деятельности у детей, страдающих легкой мозговой дисфункцией, и у детей  с педагогической запущенностью  и т.д.). Как правило, наличное состояние  психического развития ребенка, его  «психологический статус» может  быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому  психолог-консультант должен с особым вниманием отнестись к анализу  сложного комплекса жизненных условий, в которых рос ребенок.

В литературе, посвященной исследованиям  психологии личности и вопросам консультирования, история развития ребенка или  взрослого часто называется психологическим  анамнезом [183]. Как известно, анамнез  — понятие медицинское, в узком  смысле слова обозначающее историю  развития болезни. В более широком  значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т.д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального  периода, периода новорожденное™ и  т.д. в зависимости от того, кто  сообщает сведения и к какому периоду  развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно  говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи  с болезненными процессами и употребляется  как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

Значение анамнестического метода в различных областях медицины существенно  различно. Оно весьма велико, например, в детской психиатрии. Считается, что при установлении умственной недостаточности «точный и детальный  анамнез может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного собирания нередко  можно поставить предположительный  диагноз до получения объективных  данных» [66, с. 67]. Закономерно, однако, что  заимствование термина «анамнез»  из медицины не может означать переноса в психологию принципов сбора  и анализа анамнестических данных. Вполне естественно, что представителей этих наук интересуют разные стороны развития ребенка, даже если речь идет об одних и тех же фактах. Так, для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения ребенком социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования его деятельности и общения.

3.3.2. принципы составления психологического  анамнеза

В целях учета возрастных закономерностей  процесса психического развития ребенка  в основу психологического подхода  к сбору и систематизации анамнестических  данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации [183]. По сути, это базовый принцип организации  той исключительно объемной и  разнородной информации, которую  психолог получает от родителей относительно истории развитии ребенка (а нередко  и предыстории его рождения). Согласно этой схеме характеристика каждого  этапа развития подчинена общей  логике анализа структуры и динамики возраста, включая, таким образом: 1) описание особенностей социальной ситуации развития ребенка; 2) квалификацию развития деятельности; 3) оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших  психологических новообразований). Подчеркнем в этой схеме исходно  широкий охват существенных условий  развития ребенка. На наш взгляд, психологический  анамнез ребенка, необходимый для  решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию  истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей ребенка, тех  проблем и трудностей, которые  заявлены в жалобах родителей.

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении  психологического анамнеза, связана  с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в  памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты  характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие  эпизоды, обнаруживающие характерные  реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном  плане специфических для каждого  возрастного этапа характеристик  психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех  или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Важнейшим принципом составления  истории психического развития ребенка  является установление не только системы  объективных условий и обстоятельств  жизни ребенка, но главным образом  характера и степени их влияния  на него. Переживание одних и тех  же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте, нередко может  быть совершенно различным в зависимости  от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся  у него потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т.д. В связи  с этим необходимость установления отношений между ребенком и различными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних  особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах  Л. С. Выготского, а затем Л. И. Божович  это содержание вложено в понятие  «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных условий [16].

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически  все вопросы консультанта к родителям  по поводу событий и изменений  в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности  эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь  можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка  существенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в  терминах психиатрии — психогенных) факторов, а также многообразных  факторов риска в отношении разных сторон психического развития. К числу  неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку  с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена  семьи или близкого человека, появление  новых членов семьи (отчима, мачехи и т.д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые  соматические заболевания, хронические  болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение  за рамками семьи (язык, культура) и  многие Другие [67; 134].

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь  необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно выявить  не само по себе наличие перечисленных  факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность  переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических  проблем ребенка, осложнений его  развития. Эта опасность связана  с тем, что анамнез большинства  детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют  свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или  проблем ребенка могут остаться нераскрытыми.

Устанавливая как объективные  обстоятельства жизни ребенка, так  и их субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее  четко дифференцировать фактические  сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или  оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этом моменте  как важнейшем в психологическом  обследовании специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем  дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследователя  же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать... Сам  по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен  исследователем, но он должен быть учтен  именно в своем значении, т. е. как  мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты  факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь  должен толковать по-своему...» [36, с. 55].

3.3.3. схема составления психологического  анамнеза

Рассмотрим схему составления  истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое  значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением  трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

1. Анкетные данные ребенка и  основные сведения о семье.  Дата рождения и точный возраст  на момент обследования ребенка.  Полный состав семьи с указанием  возраста, образования и характера  работы всех членов семьи, а  также родственников или других  лиц, реально участвующих в  воспитании ребенка. Изменения  в составе семьи с момента  рождения ребенка. Общие сведения  о жилищных, материальных и бытовых  условиях жизни семьи (при наличии  неблагоприятных обстоятельств  здесь и далее необходима более  подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода  развития ребенка. Общие сведения  об условиях развития до и  после рождения. Наличие факторов  риска в состоянии здоровья  матери и ребенка. (При подозрении  на наличие органических или  иных нарушений, находящихся в  компетенции медиков, психолог  должен получить медицинское  заключение; соответственно сведения  относительно медицинской части  анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка  к моменту обследования и перенесенные  заболевания. Наличие травм и  операций, хронических или частых  заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога  или других специалистов. Особенности  сна и питания с момента  рождения.

Информация о работе Психологическое обследование ребенка