Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
В ходе клинического обследования практикуется отказ от ограничений испытуемого во времени (при сохранении учета этой характеристики). Кроме того, если при проведении теста ребенка не только нельзя учить, но и делать ему какие-либо замечания или активно подбадривать, то при клиническом обследовании, напротив, это обязательные и важнейшие приемы получения информации. Таким образом выясняются критичность ребенка к своим ошибкам, особенности мотивации, самооценки и т.д. Реакция на замечание, например, может обнаружить эмоциональную устойчивость ребенка и другие важные характеристики.
Снимая жесткую
Клиническое обследование предполагает
умение экспериментатора фиксировать
не только результат выполнения задания,
но и многообразные качественные
особенности психической
В практике консультативной работы
оптимальной стратегией представляется
гибкое сочетание психометрического
и клинического методов в процессе
обследования. Такое сочетание позволяет
не только получить разностороннюю характеристику
развития ребенка, но и решить задачу
верификации слабо
Воссоздание особенностей хода и условий
развития ребенка на пройденных им
этапах онтогенеза с полным основанием
относится к числу обязательных
методов, применяемых в возрастно-
Особое значение условий, в которых
развивается ребенок, вытекает из разрабатываемой
в отечественной психологии концепции
онтогенеза как процесса прижизненного
формирования психической деятельности
и личности ребенка. Кроме того, неоднозначность
многих особенностей поведения и
психической деятельности ребенка,
ограниченность возможностей исследования
их в ситуации однократных и довольно
кратковременных встреч с консультантом-психологом
также приводят к необходимости
придавать большое значение анамнестическим
данным при интерпретации результатов
обследования. Дети с существенно
разными по своему происхождению
психологическими нарушениями и
трудностями могут обнаруживать
не только сходную картину поведения,
но и давать близкие результаты в
диагностическом обследовании (например,
эмоциональные нарушения у
В литературе, посвященной исследованиям психологии личности и вопросам консультирования, история развития ребенка или взрослого часто называется психологическим анамнезом [183]. Как известно, анамнез — понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т.д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденное™ и т.д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненными процессами и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».
Значение анамнестического метода
в различных областях медицины существенно
различно. Оно весьма велико, например,
в детской психиатрии. Считается,
что при установлении умственной
недостаточности «точный и
В целях учета возрастных закономерностей
процесса психического развития ребенка
в основу психологического подхода
к сбору и систематизации анамнестических
данных о ребенке может быть положена
схема возрастной периодизации [183].
По сути, это базовый принцип
Одна из существенных трудностей,
возникающих при составлении
психологического анамнеза, связана
с необходимостью опираться на те
данные, которые сохранились в
памяти родителей. Как правило, многие
особенности поведения, занятий, черты
характера ребенка, а также обстоятельства
семейной жизни, отдельные яркие
эпизоды, обнаруживающие характерные
реакции ребенка, родители помнят достаточно
хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном
плане специфических для
Важнейшим принципом составления
истории психического развития ребенка
является установление не только системы
объективных условий и
Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.
В анализе истории развития ребенка
существенное место должно быть отведено
также установлению стрессовых (в
терминах психиатрии — психогенных)
факторов, а также многообразных
факторов риска в отношении разных
сторон психического развития. К числу
неблагоприятных воздействий на
психику ребенка относят
Особого внимания требуют хронические,
постоянно действующие факторы,
среди которых в первую очередь
необходимо выделить различные виды
неправильного воспитания. Разумеется,
психологу-консультанту важно выявить
не само по себе наличие перечисленных
факторов в психологическом анамнезе,
а индивидуальную реакцию и механизм
их влияния на формирование личности
ребенка. Иначе возникает опасность
переоценки значения тех или иных
факторов в возникновении
Устанавливая как объективные
обстоятельства жизни ребенка, так
и их субъективные переживания, психолог
должен также стремиться не менее
четко дифференцировать фактические
сведения о жизни ребенка, сообщаемые
взрослым, от той интерпретации или
оценки этих сведений, которая всегда
(вольно или невольно) присутствует
в сообщениях родителей. На этом моменте
как важнейшем в
Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).
1. Анкетные данные ребенка и
основные сведения о семье.
Дата рождения и точный
2. Особенности перинатального
3. Состояние здоровья ребенка
к моменту обследования и