Психология эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Файлы: 1 файл

Психология эмоциональных явлений.docx

— 263.02 Кб (Скачать файл)

Психология  эмоциональных явлений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Основные проблемы психологии эмоций.

Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции  эмоций. Возможные основания классификации  эмоций.

Основные направления  развития представлений об эмоциях.

Психоаналитические  концепции аффекта. Когнитивные  теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Эмоциональные состояния.

Тревога. Фрустрация. Стресс. Физиологические и психологические  аспекты изучения стресса. Аффект. Гнев и агрессия.

Экспериментальное исследование эмоций.

Возможность экспериментального исследования эмоций. Экспериментальное  исследование выражения эмоций. Исследование влияния эмоций на восприятие.

 

 

Основные  проблемы психологии эмоций.

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека ? внутренне, психологически действенными они становятся лишь в  том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных  отношений, преломиться и закрепиться  в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных  ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная  значимость эмоций должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного  интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций они  пользовались самым пристальным  вниманием, им отводилась одна из центральных  ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной психологии отношение  к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть  по мере того, как стали накапливаться  неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких, как  выражение эмоций, влияние отдельных  эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку с помощью  эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в  психологической теории былое место  и значение нововведенным проблемам  мотивации, стресса, фрустрации.

 

 

Определение эмоций.

Традиционные ссылки на неразработанность проблемы эмоций, противоречивость существующих концепций, авторы которых, по словам Э. Клапареда, «не находят согласия ни в фактах, ни в словах», хотя и не лишены оснований, являются несколько преувеличенными. Такое впечатление создают формальные особенности концепции, их внешний вид, различия в формулировках, решаемых проблемах и т. п. Но хотя с разных сторон, на основе разной терминологии и традиций эти концепции анализируют тем не менее одно и то же явление действительности — эмоции, уже одного этого достаточно для того, чтобы формулируемые в них положения при всей внешней несхожести иногда оказывались больше взаимодополняющими, чем противоречащими. Необходимо видеть внутреннее содержание теоретических положений и соотносить их.

Терминологические расхождения в психологии эмоций в какой-то мере заложены уже в  повседневном языке, позволяющем нам  называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением  или объединять под общим названием  чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и  уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал, объяснить  который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми  признаками, способными обеспечить некоторую  единую, изначальную его группировку  и упорядочение. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают  концептуальные традиции и представления, которые порой за неопределенными  житейскими понятиями закрепляют различное  содержание. На запутанность реального  соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстей или чувств, оказало влияние еще  то обстоятельство, что они создавались  на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий.

Выявление реального  содержания базовых понятий важно  не только для того, чтобы получить возможность сопоставления отдельных  теорий. Круг психических явлений, относимых  той или иной теорией к классу эмоциональных, представляет собой  ни что иное, как объект этой теории, от которого в значительной мере зависят  многие ее особенности. Очевидно, что  теории, наделяющие аффективностью всякий психический процесс (В. Вундт, Н. Грот, С. Л. Рубинштейн), и теории, для которых аффективное состояние — особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.-П. Сартр, П. В. Симонов),различаются в решении вопроса о том, что следует относить к эмоциям. Это решение предопределяет масштабность этих теорий, характер и уровень общности рассматриваемых в них проблем, от него зависит, будет ли в теории анализироваться процесс, выполняющий в психическом универсальную роль, или же она будет посвящена одному из частных механизмов, предназначенных для специфических условий и только в них проявляющихся. Поэтому решение вопроса об объеме класса эмоциональных явлений представляет собой как бы визитную карточку каждой теории, важнейшую исходную ее характеристику, которую следует прежде всего учитывать при определении к ней требований и ожиданий.

Как всякое сложное  и многогранное явление, эмоциональная  сфера может изучаться в различных аспектах, и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т. п. К сожалению, многое из того, что по традиции называется словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеальной исчерпывающей теории. Однако это не исключает того, что отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы.

 

 

Эмоции  и процессы познания. Предметность эмоций.

В истории психологии доминировала традиция обособления  эмоциональных процессов в отдельную  сферу, противопоставляемую когнитивной  сфере, например, различение разума и  сердца, чувств и познания, интеллекта и аффекта. Достаточно выраженной является также тенденция признавать при  этом первичность и преимущество процессов познания. Крайняя в  этом отношении позиция получила название интеллектуализма, различные направления которого рассматривали эмоции как свойство или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания. Интеллектуализм ??направление в психологии, где эмоции рассматриваются как результат взаимодействия представлений.

Уже представители  раннего периода в развитии психологии мышления не могли игнорировать того факта, что мышление человека включает в себя эмоциональные компоненты. Однако методологические принципы идеализма  требовали резкого разделения эмоциональной  и интеллектуальной сфер. Выход из этого противоречия психологи видели на пути дифференциации самой интеллектуальной сферы. Так, Г.Майер выделял «судящее»  мышление и эмоциональное мышление, Т.Рибо – аффективное мышление и  интеллектуальное, Э.Блейлер, исходя из анализа патологии, подразделял  мышление на аутистическое и реалистическое. Как правило, эмоциональное мышление связывалось с функционированием  в обыденной жизни, а интеллектуальное – с научным познанием, причем из интеллектуального изгонялась всякая «примесь аффективности». Значение проблемы места и функции эмоций в системе  познавательной деятельности недостаточно осознается большинством представителей современной зарубежной психологии. Например, проблема направленности мышления при систематическом ее изложении  обсуждается вовсе без привлечения  понятий «эмоция», «мотивация», «потребность». Пожалуй, наибольшее внимание роли эмоций в познавательной деятельности уделил Л.Секкей. Он следующим образом определяет основное место эмоции в процессе решения задачи: эмоция вставляется  между первым пониманием задачи и  первым планом ее решения. Эмоциональные  факторы являются ведущими на «низших  ступенях организации мыслительного  процесса, выполняя функцию «организатора  фазы». Чем выше организация фазы, тем в меньшей степени эмоциональные  факторы обнаруживают свое самостоятельное  существование и значение. На материале  патологии Л.Секкей получил факт связи стереотипного поведения  при решении задач с полным отсутствием эмоций удивления и  любопытства.

С самого начала развития отечественной психологии проблема взаимосвязи «аффекта и интеллекта»  была поставлена в качестве одной  из основных психологических проблем. Л.С.Выготский писал: «Кто оторвал  мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к  объяснению причин самого мышления». Эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно  отражаемое содержание, оценивают и  выражают субъективное его значение. Действительно, мы восторгаемся или  возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то, приятными или тягостными бывают наши ощущения, мысли, состояния, приключения и т. п. Можно думать, что именно из-за своей очевидности предметность эмоций признается в ряде теорий без особого акцентирования. Между тем есть основания утверждать, что именно эта их особенность является центральной для характеристики отношения эмоций к процессам познания. Возможность возникновения эмоционального переживания, «предметом» которого служит другое эмоциональное переживание, и они, существуя одновременно, сливаются, «наслаиваются» в сознании (человек может быть искренне рад некоторому зарождающемуся чувству, ему может не нравиться его же настроение и т.п.), представляет собой только одну из причин, по которым сравнительно простое строение эмоционального явления порой бывает трудно определить на практике. Так, если некоторое событие, непосредственно радующее или огорчающее, сказывается кроме того еще и на длительном изменении настроения человека, мы можем быть уверены, что данное событие особо затрагивает его потребности, ценности и планы, что оно, например, о чем-то «дополнительно» сигнализирует, что-то напоминает, символизирует. Более того, обманчивое впечатление беспредметности настроения может иногда создаваться и у самого переживающего человека, например, когда действительная причина настроения отвергается им как заведомо невозможная из-за несовпадения с его представлениями о себе. Однако, даже и в таких случаях «беспредметность» настроения означает скорее недостаточную конкретность его предмета.

Предметность эмоций исключает трактовку, рядополагающую их процессам познания, и требует  представления об эмоциональной  сфере как об отдельном пласте психического, как бы надстраивающемся над познавательным образом и  занимающем положение между ним  и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом и т.п.).

Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции, в свою очередь, являются важнейшим фактором регуляции процессов  познания. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание; этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов. Хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии. При неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия. От эмоций зависит целый ряд характеристик речи. Накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы. Следует отметить, что эти разнообразные и очень важные проявления эмоций изучаются главным образом в экспериментальной психологии (см.: Рейковский, 1979), в теоретических же работах на них обращается меньшее внимание.

Таким образом, направляя  эмоции на причины, сигналы значимых событий, процессы познания тем самым  определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти  причины для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким  взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих, соответственно, за отражение объективных условий  деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности — удовлетворение потребностей.

 

 

Эмоции  и мотивация.

Вопрос о соотношении  эмоций и мотивации как бы рассматривает  локализацию эмоций не столько в  системе психологических образований, сколько в системе сил, приводящих эти образования в движение. Его  решение прямым образом связано  с исходным постулатом об объеме класса явлений, относимых к эмоциональным, и зависит от того, присоединяются ли к нему специфические переживания, имеющие побуждающий характер —  желания, влечения, стремления и т. п.

1) Для того чтобы  психический образ мог служить  основой для построения и регуляции  деятельности, он должен быть  «оснащен» специальным механизмом, который нарушал бы равновесие  между одинаково возможными действиями  и направлял бы индивида к  выбору и предпочтению некоторых  из них. Функцию выделения в  образе потребностно значимых  явлений и побуждения к ним  субъекта выполняют многочисленные  разновидности пристрастного, эмоционального  переживания. Эмоциональные переживания  представляют собой тот язык, которым жизнь, наделившая организм  способностью к гибкому приспособлению, управляет ею, указывая, в каком  направлении и для решения  каких задач ее следует использовать  для удовлетворения своих нужд. В данном случае эмоциональные  переживания трактуются предельно  широко – как охватывающие  совокупность всевозможных пристрастных, аффективных отношений. При такой  трактовке к эмоциональным относятся  и такие специфические побуждающие  переживания, как желание, влечение, хотение. Данную интерпретацию  отстаивал С.Л.Рубинштейн, писавший, что «...трехчленное деление психических  явлений на интеллектуальные, эмоциональные  и волевые не может быть  удержано. Первичным, основным является  двухчленное деление психических  процессов на интеллектуальные  и аффективные... Эти последние... в свою очередь уже вторично подразделяются на 1)стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства» (1957, с.269).

Информация о работе Психология эмоциональных явлений