Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат
Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.
Теория З. Фрейда
и психоанализ в целом
Немало современных
теоретиков психоанализа предлагают модификации
фрейдовской концепции
С. Шехтер проводит
различия между внутренними аффектами
и аффектами активирующими. Внутренние
аффекты могут иметь место
у голодного ребенка, который
не может достать пищу, или в
депрессии у взрослого, который
теряет интерес к окружающему
миру. Активирующие аффекты проявляются,
например, при творческой деятельности
взрослых и концептуально до некоторой
степени совпадают с
М. Клейн (1976), выдвинул
концепцию императивного
Г. Холт (1976), также отказываясь от теории инстинктивных влечений, развивает теорию аффекта и мотивации. Он акцентирует важность внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но он также признает значимость экспрессивного и переживательного феноменов эмоций.
Г. Холт (1967) и ряд других авторов считают, что понятие инстинктивного влечения как психической энергии, или инстинктивной внутренней силы, практически не имеет доказательств. Г. Холт предполагает, что, хотя секс, агрессия, страх или другие аффективные феномены могут быть врожденно детерминированы («несмотря на огромную способность к изменению»), реакции и их возникновение в огромной степени зависят от осознания внешнего давления (иногда ограниченного), мотивационно соответствующего особенностям окружающей субъекта среды.
Создавая теорию мотивации, Г. Холт (1976) основывается на определении желания, данного З. Фрейдом в его ранних работах, и интерпретирует его как «когнитивно-аффективное понятие, ограниченное... потенциально приятными или неприятными исходами действий» (З. Фрейд, с. 179). Желание (Г. Холт) — ключевое мотивационное явление — вызываемое рассогласованием или «когнитивно-аффективным состоянием типа неудовлетворенности» (Г. Холт, 1976, с. 182).
Модель Холта допускает, что люди имеют биологические (врожденно заданные) различия в быстроте положительных или отрицательных оценок и соответствующих действий по отношению к фрустрации или угрозе (избегании или совладании). Эта быстрота, или врожденная «готовность», связана с гормональной и нейрогуморальной сферами, влияющими на секс, агрессию и другие аффективно окрашенные феномены. Хотя Холт характеризует свою модель как «протонейрофизиологическую» и в конечном счете переводимую на анатомический и физиологический языки, к сегодняшнему дню она описана лишь на феноменологическом уровне.
Дж. Дал (Dahl, 1977) развивает теорию мотивации, которая может сделать понятия отдельных эмоций значимой частью психоаналитической теории. Он согласен с Г. Холтом относительно неадекватности теории инстинктивного влечения и представляет себе эмоции (Дж. Дал) как «фундаментальные мотивы» в человеческих отношениях. Дал отказывается от понятия силы удовольствия как объяснительного принципа поведения и предлагает определение удовольствия как удовлетворение желания (как и Холт), а неудовольствие — как неудовлетворение желания. Он утверждает, что привязывание удовольствия — неудовольствия к удовлетворению желания требует анализа «качественных характеристик переживания удовлетворения и фокусирует наше внимание на процессах восприятия».
Дал разделяет эмоции
на два класса: подразумевающие объекты
и неподразумевающие объекты. Первые
состоят из трех частей: а) различающего
восприятия (чувственного опыта); б) желания;
в) выражения (мимического, пантомимического,
причем некоторые комплексы выражения
могут рассматриваться как
Отрицательные эмоции,
не подразумевающие объект, включают
тревогу и депрессию, а положительные
— рвение и оптимизм. И те и
другие рассматриваются как
Когнитивные теории эмоций и личности.
По меньшей мере
два больших класса теорий могут
рассматриваться в качестве когнитивных:
«теория Я» и теории, рассматривающие
разум как причину или
В этой теории Я утверждается, что чем больше восприятие или сознание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции. Когда Я-концепция подвергается критике, индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции. Когда же Я-концепция подтверждается и одобряется, индивид испытывает интерес или радость.
Теории Я постоянно
подчеркивают важность изучения «чувственного
содержания» (как противоположного
строгому семантическому) для понимания
индивида. Они находят, что это
особенно важно для психотерапевтов.
Действительно, подобный принцип используется
несколькими направлениями
Эмоция как функция разума. Некоторые современные теории рассматривают эмоцию в основном как ответ или как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами. Эти теории имеют общую основу со взглядами на природу человека, которые могут быть прослежены от Аристотеля, Фомы Аквинского, Дидро, Канта и других философов. Это идеи о том, что: а) человек прежде всего и в наибольшей степени — рациональное существо; б) рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное — плохо; в) когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Одна из наиболее разработанных теорий эмоций и личности этой традиции — теория Арнолд (Arnold, 1960). По Арнолд, эмоция – результат последовательности событий, описываемых с помощью понятий восприятия и оценки. Понимать что-нибудь — это знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. До того, как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего, возникает эмоция как нерациональное принятие или отвержение.
Различия между эмоцией, восприятием и оценкой признаются несмотря на тот факт, что оценка сама по себе характеризуется как прямая и интуитивная и едва ли не столь же непосредственна, как и восприятие.
Арнолд делала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция — это чувственно-действенная тенденция, тогда как мотив — это действенный импульс плюс разум. Таким образом, мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.
Эмоции
как интерпретация
В одном хорошо известном эксперименте Шехтер и Сингер (1962) проверяли свою теорию следующим образом: в одной группе испытуемым вводили эпинефрин, вызывающий возбуждение, в другой — плацебо. Затем часть испытуемых получила «объяснение» о действии введенного препарата — либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина — в общество человека, находившегося в ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакой информации индивиды были более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно устойчивы. Среди испытуемых, следовавших эйфорической модели, дезинформированные или лишенные информации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верно информированная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинформация к имитации эмоционального поведения не привела. Аналогичные результаты были получены и на второй части испытуемых, оказавшихся в обществе человека, демонстрировавшего ярость.
Теория Шехтера
оказала огромное влияние на изучение
эмоций, особенно в социальной психологии.
Тем не менее рядом авторов
она критиковалась. Так, Плутчик
и Акс (1971) проверяли предположение
Шехтера, рассматривая физиологические
эффекты эпинефрина, а И. Изард
поднял вопрос о том, почему повышенная
аналитическая деятельность дезинформированных
и вообще неинформированных групп
не является объяснением возникновения
эмоций. Эти испытуемые находились
в незнакомой ситуации, созданной
физиологическими ощущениями, которые
не были объяснены или были искажены.
Доказано, что в таких неопределенных
ситуациях сообразительность
Более значимым, однако,
чем упомянутые опровержения, является
тот факт, что два эксперимента,
представляющие впервые описанные
повторения эксперимента Шехтера—Сингера,
не воспроизвели полученные этими авторами
результаты. Маслач в неопубликованной
работе показал, что гипнотически внушенное
возбуждение вызывает отрицательно
интерпретируемые внутренние состояния.
Не все испытуемые сообщали о возникновении
гнева или радости в
Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки. Лазарус и его сотрудники (1969; 1972) представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция является комплексным ответом, состоящим из трех компонентов.
Первый компонент состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент — оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент
системы эмоционального ответа включает
три типа категорий ответа: когнитивный,
экспрессивный и
Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.