Психология эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Файлы: 1 файл

Психология эмоциональных явлений.docx

— 263.02 Кб (Скачать файл)

Третий тип ответа — инструментальная реакция —  может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и  обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов — сигнализировать  о наличии некоторого аффекта, когда  нет других форм коммуникации. Символы  могут также маскировать нежелательный  аффект. Средства — сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как  агрессия и избегание. Обычаи — культурно  обусловленные средства, такие, как  траур или способы ухаживания.

 

 

Периферическая  теория Джеймса – Ланге.

Джеймс и Ланге  выдвинули независимо друг от друга  свою теорию. Джеймс утверждал: «телесные  изменения следуют непосредственно  за восприятием волнующего факта. Наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией». Т.е. возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как  в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной деятельности, секреторной  и сосудистой. Объект воздействует на орган чувств и воспринимается соответствующим корковым центром, в результате возникает идея этого  объекта. Нервные импульсы, мгновенно  распространяясь по соответствующим  каналам, меняют состояние мышц, кожи, сосудов. Эти изменения превращают объект из воспринимаемого в эмоционально переживаемый. «Мы печальны, потому что плачем, боимся, потому что дрожим» (Джеймс). Джеймс связывал эмоции с широким  кругом периферических изменений. Ланге  же – только с сосудодвигательной системой (состоянием инервации и  просветом сосудов). Таким образом, периферия изменения, которая раньше рассматривалась как следствие  эмоций, объявлялась их причиной. Здесь  проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: нежелательные  эмоции можно подавить, если намеренно  совершать действия, характерные  для положительных эмоций.

Близкой к теории Джеймса-Ланге является теория эмоций Р. Плутчика. Плутчик (Plutchic, 1962) рассмотривал эмоции как приспособительные средства, которые играли важную роль в выживании  индивидов на всех эволюционных уровнях. Основные прототипы адаптивного  поведения и эмоции, отнесенные к  ним, представлены в табл. 1.

Эмоция по Р. Плутчику - это комплексный ответ, соответствующий  одному из адаптивных биологических  процессов, общих для всех живых  организмов. Он рассматривает первичную  эмоцию как преходящую и обычно запускаемую  внешним стимулом. Существуют физиологические  и поведенческие выразительные  комплексы деятельности, связанные  с каждой эмоцией и с каждой комбинацией эмоций (или вторичной  эмоцией). Комплексы для каждой из первичных эмоций на физиологическом  и поведенческом уровне определяются как конструкты, истинная природа  которых может быть выведена лишь приблизительно. Интересно отметить, что теоретические взгляды Плутчика близки к взглядам Венгера (1950), который, подобно Ланге, придавал большее  значение состоянию организма, чем  восприятию изменений в организме  и последовательности чувств в сознаниии, как это делал Джеймс.

Плутчик утверждает, что его теория эмоций может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что  личностные черты могут рассматриваться  как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т. е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположив существование хотя бы четырех различимых уровней интенсивности, мы увеличим это число эмоций до 336. Плутчик думает, что понимание способа смешения эмоций помогает анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + принятие; скромность = страх + принятие; ненависть=гнев+удивление; вина= страх + радость или удовольствие; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность — как сочетание страха и ожидания.

 

 

Теория  дифференциальных эмоций (И. Изард).

Оригинальный вклад  Сингера (1973, 1974) в психологию аффекта  отражает его психоаналитическую подготовку и интерес к когнитивным процессам, фантазии и воображению. В то же самое  время сходство его когнитивно-аффективного подхода с аналогичным подходом И. Изарда (1971, 1972) делают его идеи соответствующими теории дифференциальных эмоций. Сингер, подобно И. Изарду и Далу, предположил, что эмоции образуют основную мотивационную  систему человеческого существования. Его уникальный вклад основан  на клинических и экспериментальных  исследованиях, подтверждающих его  основное предположение о том, что  процессы фантазии и воображения  связывают знание и аффект и, таким  образом, представляют основные человеческие мотивы.

Согласно Сингеру, в основе взаимоотношений между  аффектом и знанием лежали попытки  приспособления ребенка к новой  и постоянно меняющейся окружающей среде. Он предположил, как и И. Изард (1971), что новизна окружающей среды  вызывает интерес, который, в свою очередь, способствует приспособлению. Успешное приспособление снижает возбуждение  и вызывает радость, тогда как  большое количество неусваиваемого материала может вызывать испуг, отвращение или страх. Таким образом, аффективные и когнитивные процессы взаимопроникают друг в друга  с самого раннего начала жизни.

Значимым результатом  исследований Сингера было использование  его представлений о воображении  и об аффектах в практике психотерапии (1974): например, применение сочетания  воображения и действия (ролевой  игры), помогающее пациенту достичь  контроля над эмоциями, мыслями и  действиями. Воображение, способность  к фантазированию могут быть также  средством повышения самоконтроля индивида. Представление как положительных, так и отрицательных эмоций использовалось Сингером для подавления некоторых  эмоциональных состояний. Например, боязнь плавания преодолевалась при  многократном воображении этого  действия больным. Продолжительно-эмоциональное  представление женщины использовалось для нейтрализации гетеросексуального страха и гомосексуальных наклонностей.

И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных  компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной  системы; 2) деятельности поперечно-полосатой  мускулатуры или мимической и  пантомимической экспрессии; 3) субъективного  переживания.

Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных  эмоций: 1)интерес – возбуждение; 2) удовольствие – радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев – ярость; 6) отвращение – омерзение; 7) презрение  – пренебрежение; 8) страх – ужас; 9) стыд – застенчивость; 10) вина –  раскаяние.

Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными  мотивационными и феноменологическими  свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой – одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Существуют четыре основных типа мотивации по И.Изарду: 1) побуждения; 2) эмоции; 3) аффективно-когнитивное  взаимодействие (эмоции сочетаются с  мыслью, представлением); 4) аффективно-когнитивная  структура.

1. Побуждение –  голод, жажда, усталость, боль, секс. 2. Эмоции - десять фундаментальных  вышеперечисленных эмоций. 3. Аффективно-когнитивные  структуры: интроверсия – экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность;  невозмутимость. Аффективно-когнитивное  взаимодействие: эмоция – эмоция ( горе – гнев; страх – стыд  – вина); эмоция – побуждение ( интерес – секс; боль – страх  – стыд – гнев); эмоция –  аффективно- когнитивные структуры  (интерес – интроверсия; удивление  – интерес – удовольствие  – эгоизм).

 

 

Информационная  теория П.В. Симонова.

Ярким представителем отечественной психологии в разработке теории эмоций явился П.В. Симонов. Он разработалинформационную теорию эмоций. П.В. Симонов заключил, что мера переживания эмоции или мера «эмоционального стресса (Э) — функция двух факторов: а) значения мотивации или потребности (П) и б) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин) и информацией, доступной субъекту (Ид). Это может быть выражено с помощью формулы: Э=1(П/И,...), где И = (Ин—Ид).

Согласно теории эмоции Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем  Ид). Именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и  т. д. Положительные эмоции, такие, как  радость и интерес, появляются в  ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже  существующим прогнозом. Другими словами  — когда Ид больше, чем Ин.

Симонов утверждает, что существует относительная независимость  нейронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности  достижения цели) и что эта относительная  независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между  ними. Активация нейронного аппарата эмоции интенсифицирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле: П=Э/(Ин—Ид). С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз  вероятности достижения цели: Ин—Ид= =Э/П.

 

 

Теория  эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн указывал на то, что человек  переживает только то, что с ним  происходит и им совершается. Человек  относится определенным образом  к тому, что его окружает. Переживание  этого отношения человека к окружающему  составляет сферу чувств и эмоций. Чувство (С.Л. Рубинштейн) – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Признаки  эмоций: 1)эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие.

Исходный момент, определяющий природу и функцию  эмоций, состоит в том, что с  одной стороны, устанавливается  связь, взаимоотношение между ходом  событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями  индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих  основные витальные функции, от которых  зависит жизнь организма в  целом. В результате индивид настраивается  для соответствующего действия или  противодействия.

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

1.Уровень органической  эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные  так называемые физические чувствования  – удовольствия, неудовольствия, связанные  по преимуществу с органическими  потребностями (окраска, тон отдельного  ощущения или выражение разлитого  органического самочувствия организма  (беспредметная тоска).

2. Предметные чувства,  соответствующие предметному восприятию  и предметному действию. Здесь  более высокий уровень осознания  чувства. Осознанное переживание  отношения человека к миру. Возможна  классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства:  чувство юмора, иронии, чувство  возвышенного, трагического. Они выражают  общие более или менее устойчивые  мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект  по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины ).

По А.Н.Леонтьеву, эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют  объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления  его жизни.

К эмоциональным  процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственно эмоции, по А.Н.Леонтьеву, – более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер – т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Информация о работе Психология эмоциональных явлений