Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат
Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.
2) Эмоциональные
переживания отражают
3) Существуют теории,
исключающие эмоциональные
На современном
этапе развития психологии решение
вопроса о соотношении эмоций
и мотивации происходит при учете
того, что субъективные переживания
активно участвуют в регуляции
деятельности. Отсюда, эмоции являются
субъективной формой существования
мотивации (потребностей). Это значит,
что эмоции, с одной стороны, продукт
объективно существующих механизмов и
процессов мотивации, открывающий
на уровне образа потребностную значимость
отражаемых предметов. С другой стороны,
эмоции – это непосредственный предшественник
и ближайшая причина
Функции эмоций.
Выделяются следующие функции эмоций:
? оценка;
? побуждение;
? регуляция деятельности;
? следообразование;
? предвосхищение;
? синтезирующая функция;
? активация;
? экспрессивная функция;
? символизирующая;
? переключающая;
? подкрепляющая;
? компенсаторная (замещающая).
Рассмотрим детально каждую из перечисленных функций.
Эмоции многими исследователями признаются выполняющими функцию оценки. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.
Существуют продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций ? о выполняемой ими функции побуждения. Побуждение как функция эмоций – одно из функциональных проявлений особого эмоционального состояния – аффекта, заключающегося в навязывании субъекту стереотипных действий для адекватного “аварийного” разрешения опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся наиболее часто встречающихся биологических затруднений. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие, как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.
Однако одни и
те же стереотипные действия не могут
быть одинаково пригодными для всех
ситуаций, поэтому аффективные реакции,
сложившиеся в эволюции для разрешения
наиболее часто встречающихся
Способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу теорий, подчеркивающих дезорганизационную функцию эмоций (Э.Клапаред, Пьерон, 1928). Однако данная характеристика эмоций может быть принята лишь с определенными оговорками. Эмоции прежде всего выполняют организующую функцию, создавая некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Организация как функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта. Таким образом, дезорганизация как функция эмоций – способность эмоций нарушать нормальное протекание целенаправленной деятельности вследствие отвлечения основных сил и внимания на организацию другой деятельности.
Выше, при обсуждении
отношений эмоций к процессам
познания, мы познакомились с общим
регулирующим влиянием эмоций, заключающимся
в сосредоточении этих процессов на предметном
содержании, имеющем эмоциональную окраску. Регуляция как функция эмоций –
способность эмоций регулировать действительность.
В литературе особо выделяются две взаимодополняющие
функции, выполняемые эмоциями по отношению
к определенным психическим процессам,
т.е. представляющие собой частные случаи
общего регулирующего их влияния. Речь
идет о влиянии эмоций на накопление и
актуализацию индивидуального опыта.
Первая функция, обсуждаемая под разными
названиями: закрепления ? торможения (П.К.Анохин), аффек
На самом деле
процессы следообразования не имели
бы смысла, если не было бы возможности
использовать их в будущем. В актуализации
закрепленного опыта эмоции тоже
играют значительную роль, и это
подчеркивает следующая из выделяемых
функций, поскольку актуализация следов
обычно опережает развитие событий,
а возникающие при этом эмоции
сигнализируют о возможном
Большой теоретический
интерес представляет функция эмоций,
отчетливо намеченная в работах
В.Вундта и выявляющая роль эмоциональных
переживаний в становлении и
организации субъективного
Ярким примером синтеза
эмоций, проявляющихся на уровне более
сложных когнитивных
Разностороннее влияние эмоций на тело тоже получило отражение в выделении ряда их функциональных характеристик. Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927).
Наряду с общей
подготовкой организма к
Возможные
основания классификации
Многогранность
эмоций, их проявление на различных
уровнях отражения и
Эмоции различаются по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций. Ниже мы попытаемся наметить отдельные тенденции и затруднения, характерные для этой проблемы.
Так, Л.И. Петражицкий
называл распространенное «академическое»
различение собственно эмоций, аффектов,
настроений, чувств, страстей, уродливой
классификацией, сравнивая ее с рядом:
«1) вода просто, 2) внезапный и сильный
напор воды, 3) слабое и спокойное
течение воды, 4) сильное и постоянное
течение воды по одному глубокому
руслу» (1908, С. 134). Разумеется, это справедливое
сравнение не отвергает целесообразности
выделения тех или иных подклассов
эмоциональных явлений и
Приведем пример
- функциональную классификацию эмоций,
которая является одной из самых
разработанных. Так, обсуждая сферу
смысловых образований
Психоаналитические концепции аффекта.
З. Фрейд и психоаналитическая
теория занимают особое место в истории
психологии и науках о поведении
по многим причинам. З. Фрейд создал
эвристические концепции
Представить целостное определение аффекта в терминах классической психоаналитической теории нелегко, поскольку З. Фрейд и его последователи использовали это понятие довольно широко и приписывали ему различные роли в процессе развития теории. В своих ранних работах З. Фрейд считал, что аффект, или эмоция, лишь побудительная сила в психической жизни, и много раз в своих более поздних трудах он также говорил об аффектах, или эмоциях, как об «интрапсихических факторах, которые дают толчок фантазиям и желаниям».
Психоаналитическая литература различает, хотя и не использует постоянно, три аспекта аффекта — энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффекта»), процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмоции). Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются просто как выражения эмоций. Заряд аффекта связан с количественной или интенсивностной мерой аффекта, а процессы разрядки воспринимаются или ощущаются как качественные тона.