Психология эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Файлы: 1 файл

Психология эмоциональных явлений.docx

— 263.02 Кб (Скачать файл)

2) Эмоциональные  переживания отражают потребностно  значимые предметы. Эмоции оценивают  и отражают нечто значимое  для индивида. Эта значимость  определяется потребностями. С  данной трактовкой эмоций согласуются  позиции, где эмоции служат  подкреплением поведения (Анохин, 1964, с. 355-356; Симонов, 1981, с. 31-35), способствуют  запоминанию (Блонский, 1979, с. 147-165, Рибо, 1899), образуют «аффективные комплексы» (Лурия, 1928, Леонтьев, 1926, Юнг, 1939). Здесь  закрепляется только то, что имеет  прямое отношение к удовлетворению  потребностей.

3) Существуют теории, исключающие эмоциональные переживания  из цепи причин, определяющих  поведение. В результате поведение  связывается с процессами и  механизмами мотивации. Эмоции, отстраненные  от выражения процессов мотивации,  рассматриваются в рамках узких  проблем, допускающих объективное  изучение выражения эмоций, влияния  эмоциональной активности на  деятельность, а в крайних случаях  вообще устранялись из психологии. (Майер, 1933, Даффи, 1968).

На современном  этапе развития психологии решение  вопроса о соотношении эмоций и мотивации происходит при учете  того, что субъективные переживания  активно участвуют в регуляции  деятельности. Отсюда, эмоции являются субъективной формой существования  мотивации (потребностей). Это значит, что эмоции, с одной стороны, продукт  объективно существующих механизмов и  процессов мотивации, открывающий  на уровне образа потребностную значимость отражаемых предметов. С другой стороны, эмоции – это непосредственный предшественник и ближайшая причина деятельности, направленная на предметы. При этом процессы эмоции и мотивации не отождествляются.

 

 

Функции эмоций.

Выделяются следующие  функции эмоций:

? оценка;

? побуждение;

? регуляция деятельности;

? следообразование;

? предвосхищение;

? синтезирующая  функция;

? активация;

? экспрессивная  функция;

? символизирующая;

? переключающая;

? подкрепляющая;

? компенсаторная (замещающая).

Рассмотрим детально каждую из перечисленных функций.

Эмоции многими  исследователями признаются выполняющими функцию оценки. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Существуют продолжительные  и продолжающиеся споры вокруг вопроса  о мотивирующей роли эмоций ? о выполняемой  ими функции побуждения. Побуждение как функция эмоций – одно из функциональных проявлений особого эмоционального состояния – аффекта, заключающегося в навязывании субъекту стереотипных действий для адекватного “аварийного” разрешения опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся наиболее часто встречающихся биологических затруднений. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие, как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.

Однако одни и  те же стереотипные действия не могут  быть одинаково пригодными для всех ситуаций, поэтому аффективные реакции, сложившиеся в эволюции для разрешения наиболее часто встречающихся затруднений, оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемая  бессмысленность или даже вредность  действий, управляемых аффектом. Так, бессмысленными являются усилия птицы, бьющейся в помещении об оконное  стекло, но в естественных условиях именно свет означал бы для нее  свободу.

Способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу теорий, подчеркивающих дезорганизационную функцию эмоций (Э.Клапаред, Пьерон, 1928). Однако данная характеристика эмоций может быть принята  лишь с определенными оговорками. Эмоции прежде всего выполняют организующую функцию, создавая некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Организация как функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта. Таким образом, дезорганизация как функция эмоций – способность эмоций нарушать нормальное протекание целенаправленной деятельности вследствие отвлечения основных сил и внимания на организацию другой деятельности.

Выше, при обсуждении отношений эмоций к процессам  познания, мы познакомились с общим  регулирующим влиянием эмоций, заключающимся в сосредоточении этих процессов на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. Регуляция как функция эмоций – способность эмоций регулировать действительность. В литературе особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления ? торможения (П.К.Анохин), аффективного следообразования (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем и удавшиеся-неудавшиеся действия и те воздействия, которые их возбудили.

На самом деле процессы следообразования не имели  бы смысла, если не было бы возможности  использовать их в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это  подчеркивает следующая из выделяемых функций, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, а возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе. Это функция -предвосхищающая (Запорожец, Неверович, 1974). Предвосхищение как функция эмоций – способность эмоций актуализировать закрепленный опыт в будущем, опережая развитие событий сигналом о возможном приятном или неприятном исходе. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (О.К. Тихомиров, 1969). Эта функция позволяет субъекту неожиданно найти решение в трудной ситуации.

Большой теоретический  интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах  В.Вундта и выявляющая роль эмоциональных  переживаний в становлении и  организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон  ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам  во все более и более общие  равнодействующие переживания. Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или  звуков, а пейзаж и мелодию, не множество  интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные  переживания выступают синтезирующей  основой образа, обеспечивающей возможность  целостного и структурированного отражения  мозаичного разнообразия отдельно действующих  раздражителей.

Ярким примером синтеза  эмоций, проявляющихся на уровне более  сложных когнитивных образований, служат так называемые аффективные  комплексы. Экспериментальное исследование которых, начатое К.Г.Юнгом, в отечественной  психологии было развито А.Р.Лурия. Эти исследования показали, что совокупность образов, прямо или случайно связанных  с ситуацией, породившей сильное  эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс. Актуализация одного или нескольких элементов  данного комплекса влечет, даже против воли человека, немедленное «введение» в сознание других его элементов.

Разностороннее  влияние эмоций на тело тоже получило отражение в выделении ряда их функциональных характеристик. Эмоциональные  состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927).

Наряду с общей  подготовкой организма к действию, отдельные эмоциональные состояния  сопровождаются изменениями в пантомимике, мимике звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение  и назначение этих реакций (см. Ч. Дарвин, 1953), в эволюции они развивались  и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии  индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения  у высших животных выразительные  движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о  своем состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы  опасности, пищи и т. п.). Экспрессивная функция эмоции не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией - членораздельная речь. Эмоциональная экспрессия усовершенствовалась благодаря тому, что грубые врожденные формы выражения стали дополняться более тонкими нормами, усваиваемыми в онтогенезе. Экспрессия как функция эмоций – способность эмоций выступать в качестве тонко дифференцированного языка по обмену информацией во внутри- и межвидовом общении через пантомимику, мимику, звуковые реакции.

 

 

Возможные основания классификации эмоций.

Многогранность  эмоций, их проявление на различных  уровнях отражения и деятельности исключают возможность их простой  линейной классификации. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно.

Эмоции различаются  по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым  функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням  проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации  эмоций. Ниже мы попытаемся наметить отдельные  тенденции и затруднения, характерные  для этой проблемы.

Так, Л.И. Петражицкий  называл распространенное «академическое»  различение собственно эмоций, аффектов, настроений, чувств, страстей, уродливой  классификацией, сравнивая ее с рядом: «1) вода просто, 2) внезапный и сильный  напор воды, 3) слабое и спокойное  течение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому  руслу» (1908, С. 134). Разумеется, это справедливое сравнение не отвергает целесообразности выделения тех или иных подклассов эмоциональных явлений и направлено исключительно против попыток рассматривать  их как классификацию в строгом  смысле слова.

Приведем пример - функциональную классификацию эмоций, которая является одной из самых  разработанных. Так, обсуждая сферу  смысловых образований человека, мы сталкиваемся с необходимостью различения: а) стабильных, фиксированных эмоционально смысловых переживаний; б) ситуативных, производных переживаний, вызываемых восприятием предметов. Таким образом, переживания разделяют на ведущие  и производные. Ведущие переживания  открывают субъекту значимость, или  смысл самого предмета потребности. Они предшествуют деятельности, побуждают  к ней и отвечают за общую ее направленность. Ведущие эмоциональные  переживания распадаются прежде всего на органические, или «низшие», и «высшие», соответствующие собственно человеческим потребностям. В отечественной  литературе «высшие» ведущие переживания  чаще всего выделяются в отдельный  подкласс, называемый чувствами. В свою очередь, «низшие» ведущие переживания  распадаются на такие, как пищевые, родительские, стадные; «высшие» –  на этические, интеллектуальные, эстетические. Производные переживания возникают  уже при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они  выражают отношение субъекта к отдельным  условиям, благоприятствующим или затрудняющим осуществление деятельности (страх, гнев).

 

 

Психоаналитические  концепции аффекта.

З. Фрейд и психоаналитическая теория занимают особое место в истории  психологии и науках о поведении  по многим причинам. З. Фрейд создал эвристические концепции бессознательного, динамики сновидений, развития сознания защитных механизмов. Более же соответствующим  теме данной главы является новаторский  анализ функционирования личности, произведенный  З. Фрейдом. Этот анализ помог подвергнуть  прямому исследованию область человеческой мотивации, сделал ее значительной частью современной психологии и дал  начало психодинамической традиции. Величайший интерес здесь представляет фрейдовская концепция аффектов.

Представить целостное  определение аффекта в терминах классической психоаналитической теории нелегко, поскольку З. Фрейд и  его последователи использовали это понятие довольно широко и  приписывали ему различные роли в процессе развития теории. В своих  ранних работах З. Фрейд считал, что  аффект, или эмоция, лишь побудительная  сила в психической жизни, и много  раз в своих более поздних  трудах он также говорил об аффектах, или эмоциях, как об «интрапсихических  факторах, которые дают толчок фантазиям  и желаниям».

Психоаналитическая  литература различает, хотя и не использует постоянно, три аспекта аффекта  — энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффекта»), процесс  разрядки и восприятие окончательной  разрядки (ощущение или чувство эмоции). Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются просто как выражения  эмоций. Заряд аффекта связан с  количественной или интенсивностной  мерой аффекта, а процессы разрядки воспринимаются или ощущаются как  качественные тона.

Информация о работе Психология эмоциональных явлений