Психология эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Проблемы в терминологии. Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Психоаналитические концепции аффекта. Когнитивные теории эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Информационная теория П.В.Симонова. Теория эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Файлы: 1 файл

Психология эмоциональных явлений.docx

— 263.02 Кб (Скачать файл)

Чувства, по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Таким образом, обзор  теоретических направлений в  развитии представлений об эмоциях  показал, что не существует одной  единственной теории, которая отвечала бы на все вопросы психологии эмоций. Поэтому следует рассматривать  данные теории как взаимодополняющие  друг друга, учитывать все открытые ими факты в теоретической  и практической деятельности. Общепринятым считается, что эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненноважные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

 

 

Тревога.

В современной психологии проблема тревоги и тревожности  является одной из наиболее разрабатываемых. Но, несмотря на это, а может быть именно поэтому, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия тревожности  или точнее явления, которое обозначается им. Тревожность характеризуется  двумя видами проявлений: психическими и физиологическими. Психические  элементы тревоги представляют собой  ряд довольно специфических переживаний, включающих субъективное состояние  напряжения, озабоченности и беспокойства, мрачных предчувствий, переживание  личной угрозы; чувство беспомощности  и неполноценности, недовольство собой  и пр. Со стороны физиологических  изменений тревога выступает  в виде активации вегетативной нервной  системы, о чем свидетельствуют  учащение сердцебиения и дыхания, увеличение артериального давления, повышение  скорости обменных процессов, ряд биохимических  сдвигов. Более конкретное описание тревожности следует из сопоставления  ее с другими явлениями, схожими  по смыслу.

В психологии в качестве предельно близких по значению тревожности  существуют термины «волнение» и  «беспокойство». Н.Левитов (1969), рассматривая интересующее нас явление, пользуется данными понятиями как тождественными. Действительно, тревожность, беспокойство и волнение трудно развести, но попытки  такого рода существуют. Так R.Lieben, L.Morris (1967) считают беспокойство структурным  компонентом тревоги наряду с  такой составляющей как «эмоциональное возбуждение». Я.Рейковский (1979) полагает, что волнение и беспокойство представляют собой лишь частныем проявления более  общего эмоционального процесса тревожности, и считает возможным не рассматривать  их в качестве отдельных эмоциональных  состояний. Однако теоретически существует возможность для выделения волнения и беспокойства в самостоятельные  по отношению к тревоге переживания: так, с одной стороны, тревожностьволнения опыт подсказывает нам, что оно может быть и приятным, и радостным (ожидание чего-то хорошего); с другой стороны, тревожность, как правило, связывается с угрозой собственной личности (переживание за себя), беспокойство же часто используется в смысле «переживания за другого». Такое разведение более четко очерчивает ту сферу, которая описывается психологическим термином «тревожность».Следует прежде всего подчеркнуть следующие моменты: негативный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживаний, ощущение реальной угрозы, а также направленность в будущее, которая выражается в опасении того, что будет, а не того, что было или что есть. характеризуется негативным, пессимистическим оттенком (ожидание опасности), при описании

В начале 50-х гг. Тейлор и Спенс в университете штата Айова разработали метод  изучения тревожности, который оказался более плодотворным для исследования мотивации человека, чем другой, связанный с теорией влечений и основанный на экспериментах с  животными. Тейлор и Спенс интересовались не столько тревожностью как таковой, сколько проверкой некоторых  выводов, а именно, влиянием силы влечения на научение новым способам поведения. В соответствии с точкой зрения Миллера и Маурера тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.

Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в  экспериментальной ситуации, Тейлор [И.А. Тауlог, 1953] разработала шкалу  проявления тревожности (МАS). Из обширного  списка высказываний многостадийного  личностного опросника штата  Миннесота (ММРI) она отобрала такие, которые, по оценкам клинических  психологов, были связаны с симптомами хронической реакции страха. Среди  них были, например, следующие утверждения: «Я не в состоянии сосредоточиться  на одном предмете»; «Через день мне  снятся кошмары»; «Даже в прохладные дни я легко потею»; «Меня легко  смутить». Хотя разнообразные реакции  тревожности невозможно отнести  к определенным ситуациям, разработанный  опросник при повторных измерениях показал себя как достаточно надежный исследовательский инструмент.

Проведены исследования по проблеме успешности тревожных людей  в трудных и легких заданиях. Для  сравнения эффектов легких и трудных  заданий стали использовать различные  виды сенсомоторных, вербальных заданий  и невербальных. Выполнение заданий  подобного рода часто подтверждало предположение о преимуществе тревожных  людей при выполнении легких заданий  и нетревожных — при выполнении трудных.

Естественно возник вопрос: не потому ли трудные задачи усиливают тревожность, что их решение  сопровождается переживанием усилий и  ожиданием возможной неудачи? Таким  образом, не столько сложность задачи как таковая, сколько боязнь неудачи  могла бы сыграть роль отвлекающего и мешающего фактора, влиянию  которого легче поддаются индивиды с высокими показателями тревожности  по МАS. Сарасон и Пейлола в  своих исследованиях продемонстрировали, что если степень трудности выполняемого задания и переживания успеха или неудачи разделяли таким  образом, что после объективно трудных  или легких заданий давали информацию или о сплошных успехах, или о  сплошных неудачах, то оказывалось, что  индивиды, опасающиеся неудачи, быстрее  усваивали решение трудной задачи после сообщения об успехе, чем после сообщения о неудаче; кроме того, в первом случае они делали это быстрее, чем уверенные в успехе, а во втором, напротив, медленнее. Решающее значение имеет, таким образом, не реальная сложность задания, а возникающее в данный момент состояние тревожности.

Поскольку тревожность  сильно зависит от ситуации, то напрашивается  вывод о связи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями. Для обоснования этого вывода были разработаны опросники с  описанием ситуаций типа проверочных  испытаний (боязнь экзаменов). Еще одним  подтверждением может служить оценка переживаемого в некоторой реальной ситуации состояния тревожности, что  лучше отражает временное мотивационное  состояние, чем опросники, описывающие  воображаемые ситуации. Спилбергер разработал опросник «Состояние и свойство тревожности». Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как  состоянию (Т-состояние; состояние тревожности). На 4-балльной шкале испытуемые отмечают крестиком, как себя чувствуют в  определенный момент времени (к примеру: «Я нервничаю»). При определении  тревожности как диспозиции (Т-диспозиция; свойство тревожности) указывается  некоторое типичное чувство (например: «Мне не хватает уверенности в  себе»). Что понимает Спилбергер (1966) под обеими мерами тревожности, видно из следующей цитаты.

“Состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности”.

Значения Т-диспозиции и Т-состояния одного и того же испытуемого должны определенным образом  коррелировать. У индивида, имеющего высокий показатель по Т-диспозиции, в угрожающих самооценке ситуациях  Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Вообще, ковариация не является жесткой. Будут ли индивиды, отличающиеся друг от друга своими Т-диспозициями, отличаться также по интенсивности или экстенсивности Т-состояния, зависит от того, насколько данная ситуация принимается индивидом как содержащая угрозу, что, в свою очередь, существенно зависит от его прошлого опыта.

Следует отметить, что в исследовательской литературе обращается внимание на понятие экзаменационная тревожность – тревожность в ситуации экзаменов. Она зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда собственные способности оцениваются со стороны. Поскольку эти переживания не вносят вклада в решение задания, они, отвлекая внимание от связанных с поиском решения усилий, препятствуют проявлению необходимой для достижения способности.

 

 

Фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние  человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к  достижению цели или к решению  задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор – причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Левитов Н.Д. выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие.

1) Толерантность. Существуют разные формы толерантности:

a) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся  как жизненный урок, но без  особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с  подчеркнутым равнодушием, за которым  маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность  можно воспитать.

2) Агрессия – это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.

3) Фиксация – имеет два смысла:

a) стереотипность, повторность действий. Понимаемая  таким образом фиксация означает  активное состояние, но в противоположность  агрессии это состояние ригидно,  консервативно, никому не враждебно,  оно является продолжением прежней  деятельности по инерции тогда,  когда эта деятельность бесполезна  или даже опасна.

б) прикованность  к фрустратору, который поглощает  все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и  анализировать фрустратор. Здесь  проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.

4) Регрессия – возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы  создают психологическое состояние  внешнего или внутреннего конфликта.

Фрустрация имеет  место только в случаях таких  конфликтов, при которых борьба мотивов  исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются  сами бесконечные колебания и  сомнения.

Информация о работе Психология эмоциональных явлений