Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Суд, рассматривающий  бракоразводное дело, может: а)  вынести решение о расторжении  брака; б) отказать в иске; в) отложить разбирательство дела и назначить супругам для примирения срок в пределах, предусмотренных законодательством, если не удалось достигнуть примирения супругов в судебном заседании. Этот срок устанавливается в пределах 6 месяцев. Если же супруги все-таки решили развестись, и суд вынес решение о расторжении брака, то (бывшие) супруги могут в любое время обратиться в загс для получения свидетельства о разводе.

Регистрация расторжения  брака производится независимо от времени, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака.

Брак, расторгаемый в  органах ЗАГСа, прекращается со дня  государственной регистрации расторжения  брака в книге регистрации  актов гражданского состояния. Брак, расторгаемый в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

 

5.

 Теперь необходимо  рассмотреть правоотношения между  родителями и детьми. В основе  возникновения правовых отношений  между родителями и детьми  лежит происхождение детей от  родителей, удостоверенное в установленном  порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

 Между родителями  и детьми возникают правоотношения. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (право на заботу родителей, на совместное проживание, обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение его достоинства и др.); на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право на имя, отчество и фамилию; право выражать свое мнение. Кроме этих личных прав он обладает и имущественными правами: на получение содержания от своих родителей или лиц их заменяющих; право собственности на доходы полученный им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования и др.

 Оба родителя обладают  одинаковыми правами и обязанностями  в отношении ребенка, если нет  судебного решения о лишении  их родительских прав. Существуют  две группы родительских прав  и обязанностей: по воспитанию и образованию (ответственность за воспитание и развитие детей; забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования; право выбора, с учетом мнения детей, образовательного учреждения и формы обучения) и по защите прав и интересов детей (законный представитель своих детей).

 Родители являются  представителями своих несовершеннолетних  детей. Представительство осуществляется  в области семейного права  (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

 По общему правилу  родители ответственно относятся  к воспитанию своих детей. Но бывает и иначе. Если родители не выполняют своих обязанностей, осуществляют родительские обязанности в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная. Она применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом: при уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей; злоупотреблении родительскими правами; жестоком обращении с детьми; вредном влиянии на детей аморального поведения родителей; при наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания. Лишение родительских прав преследует несколько целей: уберечь здоровье и психику ребенка и создать ему нормальные условия жизни; наказать родителей за их поведение, оказать воспитательное воздействие на других неустойчивых в семье и быту граждан.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Они утрачивают прежде всего право на воспитание детей, а также на проживание с ребенком, на защиту прав и интересов детей и др. Однако лишение родительских прав не освобождает родителей по содержанию детей. Лишение родительских прав является бессрочным. Но если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановлены в родительских правах.

 В семье между  родителями и детьми возникают  еще и имущественные правоотношения  по поводу принадлежащего им  имущества, которые регулируются  нормами гражданского права, а  также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним.

Родители и дети могут  вступать между собой во все дозволенные  законом сделки (купли-продажи, займы  и т.д.). Если в отношениях с несовершеннолетними  детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они

принуждаются к уплате алиментов  на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей  возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних. Однако, по решению суда, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей может производиться и в твердой денежной сумме.

 Родители, злостно уклоняющиеся  от выплаты алиментов своим  несовершеннолетним детям, могут  быть привлечены к уголовной  ответственности.

 Существуют и другие  алиментарные обязательства между  другими членами семьи: братьев  и сестер по содержанию своих несовершеннолетних братьев и сестер, дедушки и бабушки по содержанию внуков и наоборот, воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей, пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.

 В ныне действующем кодексе  введена отдельная глава "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". В настоящее время их существует три: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Необычной является третья форма, по которой между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается договор о передаче ребенка на воспитании в семью. Приемные родители за свою работу получают оплату и льготы предусмотренные законодательством субъектов Российской федерации.

 

Литература

1 Семейный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 декабря 1997 г. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998 .- 94 с.

 


Информация о работе Психология семейных отношений