Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогическое сопровождение алкоголезависимых, наркозависимых несовершеннолетних осужденных

1.Работа с лицами, употребляющими  алкоголь и его заменители.

Работа с лицами, употребляющими алкоголь и его заменители.

проводится дифференцированно, на основе сочетания психологических  и воспитательных мер воздействия  с лечебно-профилактическими и  режимно - профилактически-ми мерами. К их числу относятся:

* своевременное выявление  и постановка на диспансерный  учет всех несовершеннолетних;

*создание в ВК морально-психологической  атмосферы, благоприятствующей осуществлению  активного лечения и проведения  поддерживающей терапии (поддержка  общественным мнением лиц, стремящихся  избавиться от алкоголизма), осуждение  и критика уклоняющихся от  лечения;

*антиалкогольное воспитание  всех несовершеннолетних, направленное  на формирование трезвеннических  установок, здорового образа жизни,  показ социального, экономического, нравственного и соматического  вреда алкоголизма для личности  и общества, его злокачественного  характера;

*проведение рациональной  индивидуальной и групповой психотерапии  с лицами, склонными к употреблению  алкоголя (находящимися на стадии  бытового пьянства), а также с  лицами, страдающими алкоголизмом  в выраженных формах, направленной  на внушение уверенности в  избавлении от болезни, побуждения  активно и точно выполнять  предписания врачей, усилием воли, преодолевать возникшую потребность  в алкоголе.

Профилактика алкоголизма  связана с преодолением ряда заблуждений  и предрассудков среди несовершеннолетних, в силу которых многие из них считают  умеренное употребление алкоголя не столько вредным, сколько полезным.

Распространенные заблуждения  в отношении алкоголя среди несовершеннолетних заключенных.

1.Алкоголь поднимает настроение. Для лиц, находящихся в ВК, переживающих  пониженные психические состояния,  находящихся в состоянии фрустрации, стресса, депрессии, этот фактор  немаловажен.

2. "все его употребляют". Преодоление среди несовершеннолетних  к их родителей (а также лиц, их заменяющих) указанных заблуждений является важным условием профилактики алкоголизма.

 

Чифиризм

Наряду с алкоголизмом среди несовершеннолетних правонарушителей широко распространен чифиризм, т.е. употребление чая высокой концентрации, приготовленного особым образом. Чифир употребляется как наиболее доступ-ный заменитель алкоголя. Употребления чифира - это бытовая токсикомания, существенно влияющая на психику и поведение человека. За лицами, склонными к употреблению чифира, устанавливается ЖЕСТКИЙ круглосуточный контроль как со стороны воспитателей, мастеров производственного обучения, работников режимной службы, так и органов самоуправления несовершеннолетних. Вокруг чифиристов в коллективе важно сформировать нетерпимую обстановку, а их поведение должно быть решительно осуждено, если же они продолжают употреблять чифир, то можно прибегнуть к бойкоту. Срочно принимаются меры по разобщению групп чифиристов, переводу их членов в разные отделения, бригады, смены. Каждый чифирист официально предупреждается о дисциплинарной ответственности. Эти лица не подлежат досрочному освобож-дению из ВК. Несовершеннолетние, у которых в результате употребления чифира наступили соматические и психические расстройства, направляются на стационарное лечение в наркологические учреждения. На этих примерах должна быть развернута разъяснительная работа, показан конкретный вред и опасность чифира для здоровья человека.

Стратегия борьбы с токсикоманией,наркоманией

В основу воспитательной работы должно быть, положено формирование у  несовершеннолетних абсолютно сознательного  отношения к своему здоровью, убеждения  в недоступности экспериментов  на собственной психике. В этих целях  широко используются демонстрация научно - популярных кинофильмов, эксперименты. Всей системой воспитательных средств  необходимо выработать у несовершеннолетних негативное отношение к искусственным  способам изменения своего состояния, доведения себя до "кайфа". Существенную помощь здесь могут оказать методы аутотренинга для достижения тягостных состояний, депрессии, тревожности. В целях разрядки конфликтных ситуаций применяются методы социально-психологического тренинга, помогающие несовершеннолетним правильно строить межличностные и межгрупповые отношения, преодолевать конфликты и распри в своей среде.

Наркомания - болезненное  пристрастие к наркотическим  веществам, одно из пагубных заболеваний  века. Наркотики вызывают кратковременную  эйфорию, иллюзии, нередко и галлюцинации, В профилактике наркомании следует  учитывать, что многие несовершеннолетние не знают всей правды о страшных последствиях употребления наркотиков. Наркоману очень трудно, почти  не-возможно самому отказаться от наркотиков. Даже есличеловек вылечился от наркомании, то все равно его будет преследовать "ломка", называемая врачами "ложной". Именно в такие дни многие вылечившиеся вновь начинают потреблять наркотики. Нужна сила воли, чтобы противостоять этой "ложной ломке". Проблема борьбы с наркоманией среди молодежи в нашей стране долгие годы замалчивалась и не исследовалась. Эмпирический опыт в основном накапливается в работе с взрослыми осужденными в местах лишения свободы. В отличие от алкоголизма и токсикомании наркомания всегда была более тесно и напрямую связана ("сращена") с преступностью. Она не просто групповая глубоко корпоративная по своему характеру. Наркотики в места социальной изоляции попадают издалека и проходят ряд этапов: от изготовителей сырья, через гонцов и перекупщиков они попадают в "зону" к главарю группы наркоманов ("пахану"). В этой группе ("семье") существует четкое распределение ролей. Есть в ВК "кролики", на которых испытывается варево. "Кролики" нужны потому, что сырье для приготовления наркотиков не всегда поступает регулярно, часто перехватывается милицией, поэтому наркоманы постоянно экспериментируют, включая в варево все новые и новые компоненты, К наркотикам приобщаются обычно под влиянием друзей и знакомых. Это обстоятельство особенно коварно, в нем заключена психологическая ловушка. Подростку трудно усмотреть подвох, поскольку друг хочет поделиться "радостью". Но надо выделить и определенную категорию лиц, специально наживающихся на торговле наркотиками "в зоне". Они стремятся иметь свою клиентуру. И они ее создают, давая вначале подростку попробовать наркотик бесплатно, пока у него не возникнет болезненная зависимость.

Специфика борьбы с наркоманией в местах социальной изоляции

Прежде всего, надо обращать внимание на внешний вид. У подростков, принимающих наркотики, пергаментный (серый, землистый - в зависимости от стажа) цвет лица, изможденность, пустой (отсутствующий, мутный) взгляд, алые губы. Реакции на внешние воздействия замедленные. Мимика нарушена, позы часто оцепенелые, движения рук имитируют уколы. Характерна быстрая смена настроения: то слезы, то веселость без причин и повода. Раздражительность, угрюмость, сонливость на уроках и работе, ночью - бессонница, особенно в период "ломки". Утрачиваются трудовые и повседневные навыки, нарушаются координация движений и равновесие. Поэтому в целях выявления наркомании можно использовать специальные упражнения (и тренажеры) на равновесие при проведении производственной гимнастики и на уроках физической подготовки. В низовой группе наркоманов есть не только свой "устав", но и своя "теория", побуждающая к потреблению наркотиков, гедонизм (культ наслаждения). И эту «теорию» обычно вдалбливает в головы несовершеннолетних "идеолог" группы, как правило, сам, не потребляющий наркотики: человек рожден для наслаждения, он продукт высочайшего наслаждения. При этом внушение делается тогда, когда подростки и юноши находятся под "кайфом". Цель ясна - удержать группу в подчинении, иметь клиентуру.

Первейшая задача психологов, воспитателей ВК выявить в группе «идеолога» и вожака (если это разные лица), развенчать их и проповедуемую  ими "теорию" перед членами  группы. Чтобы уберечь несовершеннолетних от любопытства, ведущего к первому  потреблению наркотиков, можно использовать "шоковые" методы: информацию из местной  психиатрической больницы или наркологического отделения о преждевременной  смерти наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, В необходимых случаях можно  организовать экскурсию в психиатрическую  больницу (наркологическое отделение), где продемонстрировать испытываемые наркоманами мучения в состоянии  «ломки». К "шоковым" методам относится  и посещение домов ребенка, где  содержатся дети с различными отклонениями, рожденные от алкоголиков и наркоманов. Вот реакция несовершеннолетних на одно такое посещение: если ехали  туда с песнями, шутили, смеялись, рассказывали разные байки и анекдоты про пьяниц, токсикоманов, наркоманов, то возвращались оттуда в глубоком молчании, настолько ошеломляюще подействовало на них все увиденное там. Этих впечатлений им хватило надолго.

 

Заключение

В данной работе рассмотрены  лишь основные факторы влияющие на личность в условиях социальной изоляции и показана их роль в стимулировании специфических для этих учреждений видов отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Совершенствование воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными  в ВК зависит от:

1. внедрения в УИС программы  психолого-педагогического обучения  сотрудников всех частей и  служб колонии;

5. организации и проведения  с сотрудниками, вступающими в  новую должность и незнакомыми  со спецификой ВК, комплекса мероприятий  по формированию психологической  готовности к работе в ВК;

6. назначать на должности  в воспитательном отделе лиц,  которые имеют соответствующее  образование, педагогическое, психологическое,  юридическое;

7. правильного и квалифицированного  исследования личности осуждённого,  выявлении его личностных свойств  и акцентуаций характера.

Проведенное исследование дает основание сделать следующие  выводы.

1. Проблема воспитательной  деятельности несовершеннолетних  осужденных в ВК остается весьма  актуальной для теории и практической  деятельности УИС;

2. Огромную роль в воспитании  несовершеннолетних в ВК играет  подбор кадров. К сожалению, сотрудники  служб и подразделений в ВК  подходят к решению воспитательных  проблем индивидуального воздействия  на осужденных с различной  степенью готовности и профессионального  умения.

3. Анализ данных анкетного  опроса осуждённых подтверждает, что большинство осуждённых, что  основной процент несовершеннолетних  преступников совершают лица  с низким уровнем образования,  культуры и правосознания. Но  не все подростки, совершающие  преступления виновны в этом, ибо они не виноваты в том,  что в стране низкий жизненный  уровень, а общество отказывается  им помочь.

4. Расчет перспектив повышения  профессиональной компетентности  сотрудников ВК показывают, что  выход из создавшегося положения  состоит в создании системы  единой, непрерывной профессиональной  подготовки, включающей психологические  циклы. С сотрудниками, вступающими  в новую должность и незнакомыми  со спецификой ВК, необходимо  проводить комплекс мероприятий  по формированию психологической  готовности к работе в условиях  ВК. Для начальников отрядов большой  акцент в проведении занятий  следует делать на изучении  психодиагностических методик. Наличие  у сотрудника потребности к  доминированию само по себе  положительно, даже профессионально  необходимо. В сочетании же с  преобладающим директивным, авторитарным  стилем воспитательной работы  такая мотивационно-потребностная характеристика может, с учетом роста оппозиционности осужденных, стимулировать возникновение значимых деформаций на индивидуально-психологическом уровне. В этом смысле применение активных методов обучения сотрудников имеет чрезвычайно важное профилактическое значение.

6. Основные факторы, препятствующие  формированию воспитывающего коллектива  несовершеннолетних осужденных:

7. специфика микросреды  в колонии наличие малых групп  негативной направленности, стратификация  среди осужденных;

8. отрицательные взаимодействия  осужденных (самоутверждения негативными  средствами и способами, приспособленчество, борьба неформальных лидеров и малых групп за сферы влияния);

9. особенности общения  (употребления жаргона, ограничение  контактов воспитанников с родителями, родственниками, влияние уголовных  традиций);

10. В результате исследования  теоретических аспектов темы, анализа  фактического материла мы пришли  к выводу, что каждая область  должна иметь свои пенитенциарные  учреждения, в том числе для  несовершеннолетних, отбывающих наказания  за совершенные преступления.

 

Список используемой литературы

1. УК РФ

2. УИК РФ

3. ИТК РФ

4. Отчёт о состоянии  воспитательной работе за первый  квартал 2003г.

5. Ведомости уголовно-исполнительной  системы 2002 №5.

6. Беляева А.И. «Правовые,  организационные и педагогические  основы деятельности исправительных  заведений для несовершеннолетних  правонарушителей в России (Середина XIX века начало XX века)». Академия  МВД России, Москва 1995г, c.4-25.

7. «Правовые, организационные  и педагогические основы деятельности  исправительных заведений для  несовершеннолетних правонарушителей  в России (Середина XIX века начало XX века)». Академия МВД России, Москва 1995г. Автореферат, с.8-45.

8. Педагогика. / Под ред.  В.К.Бабанокогр. М.: Просвеще¬ние, 1983, с. 45-65.

9. Ветров Н.И. Профилактика  правонарушений среди молодежи. М., 1980г., с 53-62.

10. М.Г. Детков «Содержание  пенитенциарной политики Российского  государства и ее реализация  в системе исполнения уголовного  наказания в виде лишения свободы  в период 1917-1930годов» Москва 1992г., с28-76.

11. «Криминология» учебник  для ВУЗов под ред. А.И.Долговой. Москва 1997г., с. 87-94.

12. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. А.И. Зубков, М.П. Стурова, Рязань 1993г., 265-278.

13. «Актуальные проблемы  исполнения уголовных наказаний  в отношении не-совершеннолетних», Москва. Издательство «Права человека» 2000г. Тюремная библиотека выпуск 10., с 58-84.

14. «Психология основных  средств исправления и рессоциализации осуждённых» Б.Б. Казак, А.И. Ушатиков, Рязань 2000г., с 35-67.

15. Кочетов А.И. Вопросы  самообразования и самовоспитания, Рязань, 1975., с 253-263.

16. Крупская Н.К. Пед. соч. Т. 3. И.: АПН РСФСР,~ 1958г., с 41-48.

17. Макаренко А.С., Соч.  Т. 5. М.: АПН РСФСР, I960г.,с 56-65.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол