Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.
Срок содержания в колонии зависел не столько от приговора суда, сколько от фактического достижения цели перевоспитания и обучения воспитанника рабочей специальности.
Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 году отдел трудовых колоний.
15 июля 1943 года СНК СССР
издал Постановление «Об
Их создание позволило
более дифференцированно
В 1956 году были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись ИТУ для несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы. [13]
15 декабря 1958 года Приказом
МВД №390 были определены содержание
и основные направления
1.Проведение занятий по изучению текущей политики.
2.Издание многотиражных и стенных газет, организация радиовещания.
3.Трудовое соревнование.
4.Развитие творческой
инициативы и участие в
5.Индивидуальная
6.Проведение культурно-
7.Физическая и спортивная работа.
8.Организация шефской работы предприятий, колхозов и совхозов.
В положении об ИТК и тюрьмах от 19 сентября 1961г. на первое место ставилась индивидуальная работа, проводившаяся на основе глубокого изучения личности каждого заключённого с учетом совершённого им преступления, других обстоятельств и особенностей личности. [14]
Деятельность детских приёмников - распределителей, детских
воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД-МВД СССР. В 1968 году оно было впервые утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР, и ему был придан законодательный характер (Указ ПВС от 03.07.1968).
Таким образом, была создана встроенная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.
Образование такой системы
сделало руководство этими
Вся деятельность ВТК основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.
В колониях были созданы
проф. тех. училища с учебно-
ВТК были открытыми для посещения общественностью, шефами, родителями. В ВТК были созданы попечительские советы и родительские комитеты. В колониях проводились общественные смотры, родительские конференции, спортивные соревнования, вечера отдыха совместно с шефами, в том числе и за пределами колонии. Воспитанникам, успешно окончившим среднюю школу, твердо, вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных отделениях в институтах и техникумах, выдавались золотые и серебреные медали. Хорошо было развито самоуправление воспитанников, детская символика. [13] На основании вышеизложенного материала можно заметить тот факт, что в 60-80х годах воспитательная работа сводилась в основном к политическому просвещению, а также индивидуальной работе с осуждёнными учитывая их личностные особенности.
В июле 1969года в связи
с принятием Основ
Практика деятельности ВТК за период после их включения в общую уголовно-исполнительную систему показала, что такая структура управления исправительными учреждениями для несовершеннолетних страдала серьёзными изъянами и не обеспечивала выполнение стоящих перед ними задач по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.
Многие ВК стали напоминать
учреждения для взрослых, откуда были
перенесены в их деятельности многие
формы и методы работы. Произошло
выхолащивание педагогической сути
работы этих учреждений. Приоритет
стал отдаваться производственной деятельности
и её результатам, которая отодвинула
личность несовершеннолетнего на второй
план. Эффективность работы ВТК резко
снизилась. Такое положение сложилось
в ВТК потому, что при существовавшей
структуре управления они превратились
во второстепенные учреждения, своего
рода пасынков, которым всегда всё
доставалось в последнюю
Влияние ОВТК ГУИД на эти
отделы было опосредованным, поскольку,
они ему не были подчинены. Вследствие
этих и других причин он не в состоянии
был обеспечить высокий организационный
и идейный уровень руководства
деятельностью воспитательно-
Современное состояние воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями
В 20-х годах наблюдается
свертывание воспитательной работы
в пенитенциарных учреждениях в
основном в силу расплывчатости нравственных
ориентиров и неподготовленности сотрудников
к данной работе. В конце 90-х годов
оживляется работа по разработке концепции
воспитательной работы с учетом новых
ориентиров. Краткий экскурс о
значимости воспитательной работы показывает,
что в царских тюрьмах она
связывалась, прежде всего, с нравственно-религиозным
воспитанием, а весь советский период
с политико-воспитательной работой.
В 90-е годы особое значение вновь
принимает религиозно-
Главное сегодня заключается
в том, что государство в лице
центрального органа управления УИС
МЮ РФ пытается определить идеологию
и содержание исправительно-воспитательного
процесса в условиях становления
новых форм государственной власти
и рыночных отношений. Поскольку
без наличия государственной
концепции в сфере
На современном этапе функционирования ВК воспитательная работа основывается на индивидуальных и групповых программах.
Воспитательные программы
для различных категорий
Актуальность разработки
программ подчеркивалась в основных
направлениях социальной переориентации
уголовно-исполнительной системы, где
рекомендовалось в качестве основного
документа, определяющего содержание
исполнения наказания в отношении
каждого осуждённого
Эта идея получила своё выражение
и в Концепции реформы
В настоящее время цель
исправления осужденных зафиксирована
уголовно-исполнительным законодательством
Российской Федерации (1997г.). Такая постановка
вполне согласуется с необходимостью
более полного учёта
Цель исправления осуждённого в программе может быть конкретизирована следующими задачами:
1 Соблюдение осужденными требований закона, правил поведения, порядка и дисциплины.
2 Стремление осуждённого
к достижению необходимого
3 Воспитания у осуждённого
чувства позитивной
4 Развитие у осуждённого
полезной инициативы для
5 Формирование у осуждённого
стремления к дальнейшему
6 Воспитание у осуждённого
сознательного отношения к
Необходимо отметить большое
значение в педагогической работе с
несовершеннолетними
Благодаря психодиагностической
работе психологов-практиков решение
задач связанных с
Итак, подводя итоги по
первой главе, можно сделать вывод
о том, как становилась и развивалась,
воспитательная работа с несовершеннолетними
правонарушителями с середины XIX
века и развивается, посей день. Какие
были недостатки и достоинства в
тех методах воспитания, которые
применялись на протяжении истории
работы с несовершеннолетними
Социально-правовая, психолого-педагогическая, криминологическая и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК. Социально-демографическая и уголовно- правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых
Согласно действующему законодательству (ст.56 УК РФ) в воспитательные колонии общего и усиленного режима помещаются осуждённые к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста. По данным ГУИН Минюста России на 1 июля 2002г. в 64 воспитательных колониях Уголовно-исполнительной системы отбывало наказание 23238 человек.
Законом предусмотрена возможность содержания в этих учреждениях не только осуждённых несовершеннолетних, но и лиц достигших возраста 18 лет. При чём если в действовавшем до 1997г. исправительно-трудовом законодательстве речь шла лишь о том, что такие осуждённые могут быть оставлены в воспитательной колонии до достижения ими возраста 20 лет, то в настоящее время действует норма (ч.1 ст.139 УИК РФ), согласно которой осуждённые к лишению свободы достигшие возраста 18 лет, как правило, остаются в воспитательной колонии, но не более, чем до достижения ими 21 года.
Введение таких норм, обусловленных, прежде всего, педагогической целесообразностью, отразилось на социально-демографической характеристике осуждённых отбывающих наказание в воспитательных колониях. Особенно заметны произошедшие за период между двумя последними переписями осуждённых (с 1994 по 1999г.) изменение возрастных показателей.
Для контингента воспитательных колоний составила 5,4% от общего числа охваченных переписью 1999г. осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях различных видов. Однако, несмотря на относительно небольшой удельный вес, рассматриваемая категория осуждённых требует самого пристального к себе внимания и специфического подхода в вопросах исполнения наказания в виде лишения свободы.
Возрастные характеристики подростковой преступности.
В отношении лиц, совершивших
преступления в несовершеннолетнем
возрасте, законом предусмотрено
существенное ограничение сфер уголовной
ответственности и наказания
по сравнению с взрослыми