Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

Срок содержания в колонии  зависел не столько от приговора  суда, сколько от фактического достижения цели перевоспитания и обучения воспитанника рабочей специальности.

Для руководства трудовыми  колониями в системе НКВД был  создан в 1935 году отдел трудовых колоний.

15 июля 1943 года СНК СССР  издал Постановление «Об усилении  борьбы с детской беспризорностью,  безнадзорностью и хулиганством, безнадзорностью и хулиганством».

Их создание позволило  более дифференцированно подойти  к воспитанию разных категорий несовершеннолетних правонарушителей, улучшить деятельность ИТК для несовершеннолетних, куда их стали определять по приговорам суда. В 1948 году в трудовые колонии  направляли всех в возрасте до 18-ти лет, осуждённых к лишению свободы.

В 1956 году были разработаны  и приняты новые положения  о детских трудовых колониях и  детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись ИТУ для несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы. В  трудовые колонии со строгим режимом  направлялись несовершеннолетние, которые  злостно нарушали режим или совершали  преступления в местах лишения свободы. [13]

15 декабря 1958 года Приказом  МВД №390 были определены содержание  и основные направления политико-воспитательной  работы (ПВР) в местах лишения  свободы. Они сводились к следующим направления:

1.Проведение занятий по  изучению текущей политики.

2.Издание многотиражных  и стенных газет, организация  радиовещания.

3.Трудовое соревнование.

4.Развитие творческой  инициативы и участие в общественных  организациях.

5.Индивидуальная воспитательная  работа.

6.Проведение культурно-массовых  мероприятий и развитие художественной  самодеятельности, организация библиотек,  клубов.

7.Физическая и спортивная  работа.

8.Организация шефской  работы предприятий, колхозов  и совхозов.

В положении об ИТК и  тюрьмах от 19 сентября 1961г. на первое место ставилась индивидуальная работа, проводившаяся на основе глубокого  изучения личности каждого заключённого с учетом совершённого им преступления, других обстоятельств и особенностей личности. [14]

Деятельность детских  приёмников - распределителей, детских

воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД-МВД  СССР. В 1968 году оно было впервые  утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР, и ему был придан законодательный характер (Указ ПВС  от 03.07.1968).

Таким образом, была создана  встроенная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

Образование такой системы  сделало руководство этими учреждениями более оперативным, обеспечило условия  для непосредственного контакта с управляемыми объектами, повысило ответственность за состояние дел  в этих учреждениях, позволило сосредоточить  внимание на наиболее важных проблемах, более правильно организовать процесс  исправления и перевоспитания воспитанников  ВТК и предать процессу большую  психолого-педагогическую направленность.

Вся деятельность ВТК основывалась на идее гуманного отношения к  несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной  ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.

В колониях были созданы  проф. тех. училища с учебно-производственными  мастерскими, средние образовательные  школы, необходимые условия для  проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

ВТК были открытыми для  посещения общественностью, шефами, родителями. В ВТК были созданы  попечительские советы и родительские комитеты. В колониях проводились  общественные смотры, родительские конференции, спортивные соревнования, вечера отдыха совместно с шефами, в том числе  и за пределами колонии. Воспитанникам, успешно окончившим среднюю школу, твердо, вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных  отделениях в институтах и техникумах, выдавались золотые и серебреные медали. Хорошо было развито самоуправление воспитанников, детская символика. [13] На основании вышеизложенного  материала можно заметить тот  факт, что в 60-80х годах воспитательная работа сводилась в основном к  политическому просвещению, а также  индивидуальной работе с осуждёнными  учитывая их личностные особенности.

В июле 1969года в связи  с принятием Основ исправительно-трудового  законодательства СССР и союзных  республик все ВТК вошли в  систему ИТУ. Отдел ВТК МВД  СССР был лишён самостоятельности  и стал в рамках ГУИТУ МВД СССР на правах структурного отдела. Из его  ведения были изъяты многие важные для деятельности ВТК функции, они  были переданы в ведение других отделов  Главка, интересы которых нередко  обуславливали иной подход к решению  того или иного общего для ВТК  и ИТК вопроса.

Практика деятельности ВТК  за период после их включения в  общую уголовно-исполнительную систему  показала, что такая структура  управления исправительными учреждениями для несовершеннолетних страдала серьёзными изъянами и не обеспечивала выполнение стоящих перед ними задач по исправлению  и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.

Многие ВК стали напоминать учреждения для взрослых, откуда были перенесены в их деятельности многие формы и методы работы. Произошло  выхолащивание педагогической сути работы этих учреждений. Приоритет  стал отдаваться производственной деятельности и её результатам, которая отодвинула личность несовершеннолетнего на второй план. Эффективность работы ВТК резко  снизилась. Такое положение сложилось  в ВТК потому, что при существовавшей структуре управления они превратились во второстепенные учреждения, своего рода пасынков, которым всегда всё  доставалось в последнюю очередь - деньги, фонды, кадры и т.п. На местах их деятельность замыкалась на одном - двух инспекторах, многие из которых  работу этих учреждений знали слабо. Что касается отделов и служб  УИТУ, ОИТУ, МВД, УВД, то они, как правило, «руководили» соответствующими линиями  работы ВТК без учета их специфических  особенностей, предусмотренных исправительно-трудовом законодательством, что крайне отрицательно сказывалось на их деятельности.

Влияние ОВТК ГУИД на эти  отделы было опосредованным, поскольку, они ему не были подчинены. Вследствие этих и других причин он не в состоянии  был обеспечить высокий организационный  и идейный уровень руководства  деятельностью воспитательно-трудовыми колониями, оказания конкретной методической помощи их работникам.

Современное состояние  воспитательной работы с несовершеннолетними  правонарушителями

В 20-х годах наблюдается  свертывание воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях в  основном в силу расплывчатости нравственных ориентиров и неподготовленности сотрудников  к данной работе. В конце 90-х годов  оживляется работа по разработке концепции  воспитательной работы с учетом новых  ориентиров. Краткий экскурс о  значимости воспитательной работы показывает, что в царских тюрьмах она  связывалась, прежде всего, с нравственно-религиозным  воспитанием, а весь советский период с политико-воспитательной работой. В 90-е годы особое значение вновь  принимает религиозно-нравственное воспитание. Это можно увидеть  из-за большего увеличения количества молельных комнат и церквей, которые  строят сами осуждённые. Следует отметить, что это направление лежит  в основе работы с заключёнными в  большинстве западных тюремных систем.

Главное сегодня заключается  в том, что государство в лице центрального органа управления УИС  МЮ РФ пытается определить идеологию  и содержание исправительно-воспитательного  процесса в условиях становления  новых форм государственной власти и рыночных отношений. Поскольку  без наличия государственной  концепции в сфере исправительно-воспитательного  процесса нельзя всерьёз говорить об эффективности деятельности УИС. В  тоже время, в последние годы проявилось игнорирование российской и советской  исправительной политики и попытки  её американизации. Цель воспитательной работы как раньше, так и теперь, заключается в том, чтобы изменить криминальные взгляды, убеждения, установки, вредные привычки и подготовить  осуждённого к честной жизни  на свободе. Воспитательная работа должна быть обращена к конкретной личности, как к носителю асоциальной субкультуры, представляющей опасность для общества.

На современном этапе  функционирования ВК воспитательная работа основывается на индивидуальных и групповых  программах.

Воспитательные программы  для различных категорий осужденных, отбывающих наказание, это план деятельности персонала ИУ и, в первую очередь  начальников отрядов, психологов, социальных работников в организации работы по оказанию исправительного воздействия  и реадаптации осуждённых с целью профилактики совершения ими новых преступлений. [14]

Актуальность разработки программ подчеркивалась в основных направлениях социальной переориентации уголовно-исполнительной системы, где  рекомендовалось в качестве основного  документа, определяющего содержание исполнения наказания в отношении  каждого осуждённого индивидуальную программу режимного и психолого-педагогического  воздействия.

Эта идея получила своё выражение  и в Концепции реформы Уголовно-исполнительной системы, одобренной решением коллегии МВД СССР от 16 июля 1990 года «в основу работы по исправлению осуждённых положить программы дифференцированного  воздействия с учётом их поведения, психического состояния и степени  социальной запущенности». [14] В связи  с введением в Уголовно-исполнительную систему психологической службы воспитательная работа с осужденными  претерпела некоторые изменения: 1)началась разработка и реализация методик социально-психологического изучения, психолого-психиатрической, социально-педагогической диагностики личности осуждённого; 2)разработка и внедрение совместно с другими сотрудниками пенитенциарных учреждений индивидуальных и групповых программ дифференцированного воздействия на правонарушителей с учётом их личных особенностей, степени социальной запущенности; 3)корректировка индивидуальных программ, психологическое консультирование и профилактика стрессовых состояний осужденных.

В настоящее время цель исправления осужденных зафиксирована  уголовно-исполнительным законодательством  Российской Федерации (1997г.). Такая постановка вполне согласуется с необходимостью более полного учёта международно-правовых актов, регулирующих методы обращения  с заключенными и поведением персонала  в местах лишения свободы.

Цель исправления осуждённого  в программе может быть конкретизирована следующими задачами:

1 Соблюдение осужденными  требований закона, правил поведения,  порядка и дисциплины.

2 Стремление осуждённого  к достижению необходимого уровня  нравственного и правового сознания.

3 Воспитания у осуждённого  чувства позитивной ответственности  за свои поступки и порученное  дело.

4 Развитие у осуждённого  полезной инициативы для общества  и пробуждение самоуважения, уверенности  в своих силах.

5 Формирование у осуждённого  стремления к дальнейшему развитию  знаний.

6 Воспитание у осуждённого  сознательного отношения к труду. [14]

Необходимо отметить большое  значение в педагогической работе с  несовершеннолетними правонарушителей психологической службы.

Благодаря психодиагностической работе психологов-практиков решение  задач связанных с рессоциализацией и исправлением осужденных стало более продуктивным. Потому что при психологическом обеспечении воспитательных программ рессоциализации осуждённых, экспертизе и в составлении коррекционных рекомендаций психологов в процессе отбывания наказания, а, также опираясь на периодичность психологических обследований, специалист-психолог может отследить изменения в поведении и личностных свойствах осуждённых, своевременно обеспечить психологической информацией сотрудников, что позволяет подойти к воспитательной работе с осуждёнными более дифференцировано, с учётом динамики их личностных особенностей. [24]

Итак, подводя итоги по первой главе, можно сделать вывод  о том, как становилась и развивалась, воспитательная работа с несовершеннолетними  правонарушителями с середины XIX века и развивается, посей день. Какие  были недостатки и достоинства в  тех методах воспитания, которые  применялись на протяжении истории  работы с несовершеннолетними правонарушителями  и теми, которые применяются в  пенитенциарной системе на современном  этапе её существования.

Социально-правовая, психолого-педагогическая, криминологическая  и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых отбывающих наказание в виде лишения свободы  в ВК. Социально-демографическая  и уголовно- правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых

Согласно действующему законодательству (ст.56 УК РФ) в воспитательные колонии  общего и усиленного режима помещаются осуждённые к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения  судом приговора 18-летнего возраста. По данным ГУИН Минюста России на 1 июля 2002г. в 64 воспитательных колониях Уголовно-исполнительной системы отбывало наказание 23238 человек.

Законом предусмотрена возможность  содержания в этих учреждениях не только осуждённых несовершеннолетних, но и лиц достигших возраста 18 лет. При чём если в действовавшем до 1997г. исправительно-трудовом законодательстве речь шла лишь о том, что такие осуждённые могут быть оставлены в воспитательной колонии до достижения ими возраста 20 лет, то в настоящее время действует норма (ч.1 ст.139 УИК РФ), согласно которой осуждённые к лишению свободы достигшие возраста 18 лет, как правило, остаются в воспитательной колонии, но не более, чем до достижения ими 21 года.

Введение таких норм, обусловленных, прежде всего, педагогической целесообразностью, отразилось на социально-демографической  характеристике осуждённых отбывающих наказание в воспитательных колониях. Особенно заметны произошедшие за период между двумя последними переписями осуждённых (с 1994 по 1999г.) изменение возрастных показателей.

Для контингента воспитательных колоний составила 5,4% от общего числа  охваченных переписью 1999г. осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях различных видов. Однако, несмотря на относительно небольшой  удельный вес, рассматриваемая категория  осуждённых требует самого пристального к себе внимания и специфического подхода в вопросах исполнения наказания  в виде лишения свободы.

Возрастные характеристики подростковой преступности.

В отношении лиц, совершивших  преступления в несовершеннолетнем возрасте, законом предусмотрено  существенное ограничение сфер уголовной  ответственности и наказания  по сравнению с взрослыми преступниками. Согласно ч.2 ст.87 УК РФ несовершеннолетним, совершившим преступления, может  быть назначено наказание либо к  ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. К числу последних относится  предупреждение; передача под надзор родителей или лиц их замещающих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить  причинённый вред; ограничение досуга и установление особых требований к  поведению несовершеннолетнего (ч.2 ст.90 УК РФ). Если же несовершеннолетний не подлежит освобождению от уголовной  ответственности и наказания, то в большинстве случаев (порядка 70%) судебная практика идёт по пути назначения условного осуждения.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол