Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

 

Факторы можно классифицировать следующим образом:

1. демографический характер (повышение общей мобильности,  изменение половозрастной структуры  и др.);

2. экономический характер, связанный с уровнем благосостояния  населения;

3. социальный, социально-психологический  характер, включающий в себя характеристику  образовательного и культурного  уровня населения, его социальную  активность, общественное мнение, бюджет  свободного времени, уровня социального  контроля и др.;

4. организационно-правовой  характер, находящийся в сфере  управления социальными процессами.

На этапе перестройки 1990-2000гг. проводилась большая работа по искоренению противопоставления науки и практики. То обстоятельство, что наркомания, токсикомания, проституция, проявления организованной преступности, рост профессионализма отдельных категорий  преступников, активность малолетних и подростковых групп, рост тяжких преступлений, в том числе убийств, краж, преступности несовершеннолетних не получили опережающего профилактического воздействия  свидетельствует в определённой степени о значительном несоответствии политики в области научно-исследовательской  деятельности потребностям практики.

Это не означало, что учёные не занимались указанными проблемами. Ныне наблюдаемые процессы в структуре  и динамике преступности прогнозировались ранее, однако выводы, положения и  рекомендации не нашли достаточного применения в практике, как по практических работников, так и учёных, полагавших, что их задача выполнена. Перестройка  породила теневую экономику, организованную преступность, молодёжную преступность. Всё это тревожит, а тревога  часто идёт под руку с агрессивностью. Чувство опасности заставляет требовать  «сильных» мер. И всё-таки есть другая сторона. На первый взгляд она покажется  безнравственной для сторонников  крутых мер. Жестокость невыгодна. Ущерб  от содержания заключённых подтверждается многими факторами. В колониях и  тюрьмах страны находятся тысячи молодых людей. После 5-6 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы  у них наступают необратимые  изменения в психике, 30-35% освобождающихся  нуждаются в специальном психологическом  или психиатрическом вмешательстве  для восстановления механизма приспособления, который ослаблен или разрушен.

Печально, но факт: рецидив  имеет преимущественно пенитенциарную природу. Есть даже такая закономерность, сформулированная в прошлом веке немецким юристом Пистом: «Чем раньше человек совершает преступление, за которое его помещают в места лишения свободы, тем больше вероятность того, что он вновь совершит преступление». Тюрьмы - как фабрики преступности. Помещая человека , а особенно подростка, в места лишения свободы, общество не решает проблему, а отодвигает или видоизменяет её. Оно не выигрывает от того, что прибегает к суровым наказаниям. Разумеется, отказаться от наказания за преступления общество не может. В наказании содержится кара, которая от-ражает идею справедливого воздаяния за причиненное зло. В наказании присутствует элемент устрашения, что останавливает, неустойчивых от совершения преступления.

Однако общество не должно себя обманывать тем, что лишение  свободы исправляет, а тем более  перевоспитывает. Здравый смысл  подсказывает, что задача по исправлению  и перевоспитанию в условиях содержания молодёжи, изолированными от общества недостижима. Ставя цель по приспособлению человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая научить его полезному активному поведению, - содержат в обстановке, где каждый шаг расписан, что вырабатывает пассивность, думая заменить в сознании человека вредные привычки полезными - его содержат среди себе подобных. Здравый смысл и тесно связанный с ним расчёт показывают, что в места лишения свободы надо направлять далеко не всех преступников, а лишь «отпетых», тех на кого не действуют другие меры. Зачем без нужды множить зло?

В связи с этим усложняются  в существующие науке и практике подходы к проблеме содержания несовершеннолетних в колониях, роли персонала колонии  в их воспитании. Лишение свободы  всегда трагедия, особенно для тех  несовершеннолетних, кто не состоял  на учёте в инспекции по делам  несовершеннолетних, не обсуждался на комиссии по делам несовершеннолетних. Но и те, которые имели рецидив, которым «тюрьма - дом родной», испытывают потрясение, когда слышат приговор суда.

Как сделать, чтобы это  потрясение шло на пользу? Среди  практических работников существуют два  подхода к проблеме. Много тех, кто считает, что в местах лишения  свободы немало неисправимых преступников. Ни о каком милосердии, психолого-педагогической работе с ними, по их мнению, не может  быть и речи, исправить их невозможно. Другие особенно из числа руководящих  работников и учёных специалистов, полагают, что систему исправительных учреждений для подростков можно  отладить таким образом, чтобы свести рецидив среди освободившихся к нулю. Для этого надо разрабатывать хорошие законы, оборудовать должным образом производство в колониях, подобрать хороший состав администрации, пригласить психологов.

20 апреля 2002 года Министерством  юстиции Российской Федерации  утверждена «Концепция воспитательной  работы с осуждёнными в условиях  реформирования уголовно-исполнительной  системы». Она предлагает с использованием  накопленного опыта организации  воспитательной работы с осуждёнными  совершенствовать эту работу  с учётом тенденций развития  социально-экономических, политических, государственно-правовых, нравственно-этических  основ общества и государства,  состояния структуры и динамики  преступности, внедрять опыт зарубежья,  научные рекомендации. Концепция  определяет систему взглядов, принципов,  приоритетов, в основе её лежат  принципы гуманизма, приоритеты  целей исправления при исполнении  наказания, развитие самодеятельных  начал, системность и преемственность,  включение осуждённых в полную  общественную деятельность, предлагает  опираться на положительные качества  личности, восстановление социально-полезных  связей осуждённых.

Задачами Концепции являются:

1. обеспечение приоритета  общечеловеческих ценностей во  всех аспектах проводимой с  осуждёнными воспитательной работы;

2. воспитание у сотрудников  УИС уважительного и доброжелательного  отношения к осуждённым на  основе принципов справедливости, гуманизма и партнёрства;

3. обеспечение индивидуального  и дифференцированного подхода  с учётом степени общественной  опасности и социально-педагогической  запущенности осуждённых;

4. педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осуждёнными;

5. создание осуждённым  условий и возможностей для  самосовершенствования, работы личности  над собой по осознанию собственной  вины и причинённого другим  людям вреда, формирования стремления  к исправлению имеющихся личностных  и негативных качеств и саморегуляции своего поведения;

6. сохранение, укрепление  и поддержание социально - личных  связей осуждённых, удовлетворение  их духовных запросов;

7. усиление воспитательной  направленности труда, общеобразовательного  и профессионального обучения, ориентация  воспитательной работы на формирование  и развитие стремлений к занятию  общественно-полезной деятельностью,  повышению собственного образовательного  и культурного уровня, развитию  интеллекта;

8. развитие форм самоуправления  в деятельности учреждений УИС  посредством широкого участия  осуждённых в самодеятельных  организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении  культурных и спортивно-оздоровительных  мероприятий, создание кружков  по интересам;

9. направление потенциала  всех сотрудников учреждений  сотрудников УИС на осуществление  непрерывного психолого-педагогического  воздействия на осуждённых в  различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой,  творческой.

Период реализации Концепции (2002 - 2005 гг.) состоит из трёх основных этапов:

1. этап (2000 -2001 гг.) - подготовительный.

2. этап (2002-2003 гг.) - основной.

3. этап (2004 -2005гг.) - заключительный.

Концепция предусматривает  психолого-педагогическое обеспечение  воспитательной работы:

1. развитие психологической  службы УИС, совершенствование  её организационно-штатной структуры,  повышение статуса и профессионального  роста психологов, подбор квалифицированных  кадров;

2. создание региональных  базовых психологических лабораторий  с функциями методического и  информационного обеспечения деятельности  функциональных служб территориальных  органов УИС, организация надлежащего  взаимодействия между психологами  следственных изоля-торов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

3. разработка и внедрение  психологических методов для  прогнозирования и предупреждения  негативных явлений в учреждениях  УИС, методом изучения личности  для оказания дифференцированного  воздействия на индивидуальное  и групповое поведение осуждённых;

4. оказание психологической  помощи осуждённым в снятии  стрессовых состояний, организации  самовоспитания, работе личности  над собой;

5. разработка типовых  методик для подготовки осуждённых  к освобождению, их последующей  рессоциализации, социальной реабилитации.

Важное место занимает правовое воспитание, направленное на формирование у несовершеннолетних правильного понимания предписания  законов, воспитания убежденности в  недопустимости их нарушения и выработку  устойчивой привычки их точного исполнения. При этом учесть существующие иск-жения в правовом сознании отбывающих наказания осуждённых.

Прежде всего, следует  отметить такой дефект, как правовая неосведомленность - незнание частью несовершеннолетних правовых норм. О распространенности этого дефекта свидетельствуют  результаты, изучения правовых знаний нарушителей. 70% не знают четко закон  об уголовной ответственности.

Хуже обстоит дело, когда  причиной правовой неосведомленности  является нежелание человека получить соответствующие знания, или же он считает их необязательными для  себя. Здесь правовая неосведомленность  перерастает в более серьезный  дефект -- социально-правовой инфантилизм, выражающийся в безразличном отношении к нормам права.

Следующий дефект правосознания - отсутствие правовой культуры, при  котором несовершеннолетний согласен с требованиями правовых норм режима в ВК, убежден в необходимости  их соблюдения, но нарушает все предписания  в силу отсутствия привычки законопослушного поведения. Часто встречается такой  дефект правосознания, как социально-правовой нигилизм, выражающий в неправильном, искаженном понимании правовых норм, несогласии с их требованиями, это  результат неправильной оценки соотношения  личного и общественного. При  социально-правовом нигилизме правовые чувства притуплены, подросток склонен  к самооправданию своего преступного  поведения ссылками на окружающих, их неправильное поведение. Жажда самоутверждения  в среде себе подобных в "зоне" вызывает стремление подростка во что  бы то ни стало немедленно доказать свое превосходство любыми, даже противоправными, поступками, бравадой, членовредительством  и т.п.

Самым глубоким дефектом нравственного  и правового сознания лиц, содержащих в социальной изоляции, является социально-правовой цинизм, проявляющийся в отрицании  значимости любых запретов. Они сами себе законодатели. Именно они сами творят свои "законы" в "зоне", требуя от остальных подростков неукоснительного их выполнения.

Чаще всего дефекты  правового сознания правонарушителей усугубляются дефектами их нравственного  сознания, заключающимися в наличии  антиобщественных взглядов. При этом рассмотренные дефекты правового  сознания существенно отражаются на поведении личности в условиях социальной изоляции, и без их устранения трудно вести речь о профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в "зоне". В целях решения задач профилактики отклоняющегося поведения важно  активизировать правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей.

Умело, пользуясь знаниями в области психологии, педагогический коллектив с большей отдачей  может проводить работу среди  несовершеннолетних в ВК. Средствами охраны и надзора, режимными ограничениями  следует создавать такие условия  в местах социальной изоляции, которые  исключали бы возможность совершения правонарушений, способствовали бы разрушению криминальных привычек и установок  и формированию привычек правопослушного поведения. Профилактическая работа включает также в себя создание условий для психологической и физической изоляции худших в нравственном отношении подростков и юношей от лучших. Это вызвано тем, что сосредоточение в колонии большего числа лиц, имеющих различной глубины я различного сочетания нравственные пороки, криминальную зараженность, порождает в процессе их межличностного и межгруппового взаимодействия специфические социально-психологические явления взаимной криминализации.

Психологическая изоляция худших от лучших в ВК обеспечивается; разобщением  отрицательно направленных групп группировок, затруднением взаимных контактов несовершеннолетних из числа "авторитетов" (уголовной эли-ты) друг с другом путем помещения их в разные смены в школе и производстве; прикреплением к отрицательно настроенным лицам активистов; обеспечением перевеса в каждом контактном коллективе (учебной группе, классе, бригаде и т.п.) позитивно настроенных подростков и юношей над отрицательно настроенными; применением к ним морального осуждения и бойкота.

В случаях, не терпящих отлагательства к нарушителям режима, порядка  и дисциплины (отказчикам от работы и учебы, склонным к членовредительству и побегам) применяются меры физической изоляции - временное водворение в  дисциплинарный изолятор (дисциплинарную комнату).

Весьма эффективным средством  профилактики правонарушений и отклоняющегося поведения является переориентация возникающих или формирующихся  криминальных групп, что достигается  усилием их позитивного ядра (если в группе есть такие лица) или  переориентацией лидера, приближением его к воспитателю и организацией с ним индивидуально-профилактической работы. Вместе с тем существенную роль может сыграть дискредитация "воровских авторитетов" в глазах основной массы несовершеннолетних, показ их жестокости, несправедливости, нечестности в отношениях с "низами" и с основной массой несовершеннолетних; создание условий для проявления лидерских качеств несовершеннолетних с позитивными установками, вокруг которых потом и формировались  бы дружеские группы.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол