Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

Важным условием эффективности  профилактики любых видов отклоняющегося поведения несовершеннолетних в  колонии является обеспечение повседневной занятости каждого подроста и  юноши, активное их включение в общеобразовательное  и профессиональное обучение, в культурно-массовую и спортивную работу, в клубы по интересам, обеспечение строгого и  постоянного контроля за их поведением. Часть правонарушений совершается несовершеннолетними, имеющими различные отклонения от психической нормы, не выявленные в ходе следствия и суда, это должно быть учтено в профилактической работе педагогов ВК.

Планированию в местах социальной изоляции профилактической работы не уделяется еще должного внимания. Планы социальной профилактики составляются, но страдают неконкретностью.

При планировании профилактической работы психология предлагает учитывать;

1. наиболее криминогенные  места (это участки территории  и помещения учреждения, где чаще  всего совершались правонарушения, нарушения режима, дисциплины и  порядка). Такими местами преимущественно  являются малопосещаемые воспитателями,  другими сотрудниками труднодоступные  и плохо просматриваемые помещения  и участки территории (подсобные  и хозяйственные помещения, различные  закоулки, кладовки, загородки, туалеты);

2. наиболее благоприятное  время для совершения правонарушений. Здесь следует исходить из  статистических данных, которые  показывают, что чаще всего правонарушения  и преступления совершаются в  часы свободного времени несовершеннолетних, когда контроль за их поведением ослаблен, в ночное время (после отбоя), когда члены отрицательно настроенных групп и криминальных группировок устраивают "прописку" новичкам, проводя! "разборки", занимаются вымогательством, совершают насилия; с приближением теплого времени года возрастает кривая нарушений режима, опасность совершения преступлений и побегов (самовольных уходов) несовершеннолетними;

3. состав несовершеннолетних  в "зоне" и его динамику  в зависимости от криминологических  и социально-демографических показателей.  Если, в учреждении преобладают  лица, совершившие насильственные  действия, то в первую очередь  планируется профилактика именно  насильственных преступлений. Бели  преобладают лица, участвующие в  рэкете, то следует ожидать волны  вымогательства и в "зоне";

4. ситуации, которые могут  провоцировать несовершеннолетних  на совершение преступлений. С  помощью режимных, организационных  и других мероприятий эти провоцирующие  ситуации должны быть исключены  из жизни несовершеннолетних. Так,  своевременное выявление намечающего  конфликта между лидерами двух  враждующих группировок поможет  исключить драки и "разборки" между этими группировками, притеснения  более сильной группировкой представителей  слабой группировки.

Планируя систему профилактики, необходимо обеспечить ее преемственность  с мерами, принимаемыми по профилактике преступности в подростково-юношеской  среде на свободе. Это позволит исключить  негативное влияние криминальных группировок, действующих на свободе, на членов этих группировок, оказавшихся в изоляции. Руководители учреждений мест социальной изоляции должны хорошо знать оперативную  обстановку в колонии и уметь  выбирать главное направление (главные  задачи) профилактической работы. Так, выявив зреющее среди несовершеннолетних недовольство засильем той или иной группировки, следует ожидать возможных  эксцессов: групповых побегов, попытки  недовольных расправиться с теми, кто их "затирает", массовых случаев  членовредительства и симуляции  болезней. Значит, на ликвидацию зреющего недовольства и должны быть направлены все внимание и усилия, а одновременно - приняты все противопобеговые и другие меры.

Воспитывающий коллектив  несовершеннолетних осужденных состоит  из подростков, личность которых деформирована  в нравственно-правовом и педагогическом аспектах. Особую роль в ВК выполняет  коллектив отделения, ему свойственна  контактность, контагиозность, интегративность, относительная устойчивость. Режим в ВК выступает не как кара, а как средство упорядочения жизнедеятельности коллектива воспитанников. Задача воспитателя нейтрализовать (устранить) отрицательное влияние и развить (совершенствовать) положительное влияние на подростков. Лица, работающие с осужденными, должны четко понимать сущность процесса формирования воспитывающего коллектива (объект, субъект, факторы, влияющие на процесс исправления осуждённых).

Суть процесса: от цели к  ее реализации в воздействиях воспитателя  через деятельность. Воспитательный процесс в колонии направлен  на формирование у осужденных побуждения к коллективному поведению и  деятельности, в результате чего у  них вырабатывается коллективизм, принципиальность, расскаивание в проступке. Деятельность (трудовая, учебная, общественная) есть основа процесса формирования коллектива с позиции целостного подхода. Сотрудники ВК накапливая информацию об осужденных, важную роль отводят прогностическому изучению, составляют комплексное планирование, которое определяет главные направления воспитательной работы, выбор методики воздействия, систематический учет и анализ работы. Эффективность педагогического управления зависит от взаимодействия учителя, мастера и воспитателя, которое включает единые режимно - педагогические требования. При педагогическом управлении важная роль отводится выборным органам коллектива осужденных: совету коллектива воспитанников, общественным комиссиям.

В трудовой деятельности осужденных в настоящее время, в период реформирования УИС продолжают еще оставаться негативные явления в связи с безработицей - это трудовая незанятость, профессиональная деформация. На положительное отношение  к труду оказывают влияние  многие факторы. Способствуют формированию коллектива бесконфликтные отношения  среди несовершеннолетних, важность выпускаемой продукции, повышение  престижа выполняемой работы. Важно  обратить внимание на то, какие профессии  наиболее ценны в той местности, где будут проживать воспитанники после освобожде-ния. Процесс формирования коллектива ВК может быть оптимизирован за счет установления связей между ВК и шефствующими над ними производственными предприятиями. Особенно хорошая отдача бывает в случаях, когда в каждой области есть своя ВК (не нарушается территориальный принцип).

Общественная деятельность несовершеннолетних в коллективе всесторонне  развивает личность. Здесь важен  не только результат, а процесс общения. Ранговая значимость форм общественной деятельности на первое место выдвигает  работу в самодеятельных организациях. Руководство, администрация ВК направляет их деятельность. Для эффективности  работы самодеятельных организаций  важно развитие критики и самокритики, использование приемов отчетов  осужденных перед коллективом. Педагогическому  коллективу ВК надо особо обращать внимание на соответствие интересов  и потребностей воспитанников с  содержанием общественной деятельности, тогда не будет формальных мероприятий  для "галочки". Организация общественной деятельности должна отличаться систематичностью, последовательностью, разносторонностью, эмоциональной привлекательностью.

Осужденные с  психическими анамалиями

Вследствие недостатков  судебно-психиатрических и судебно - психологических экспертиз в места социальной изоляции попадают и лица с болезненными особенностями психики врожденного и приобретенного характера (последствия черепно-мозговой травмы, эпилепсии, реактивных психозов). Нередко воспитатели по незнанию всякое деформированное поведение несовершеннолетних в виде нарочитой грубости, демонстративных возбуждений, возникающих как ответ на неправильные приемы воспитания (особенно в адаптационный период) воспринимают как проявление психической болезни, что вредит всему делу лечебно-педагогической работы, проводимой с этими лицами медикосанитарными частями мест социальной изоляции.

Почему необходимо выявлять данную категорию несовершеннолетних?

1.В период обострения  болезни они наиболее часто  совершают правонарушения, нарушения  режима (побеги и членовредительство).

2. Они своим поведением  провоцируют других несовершеннолетних  на подобные действия. И, наконец,  в третьих, в силу своего  заболевания и невозможности  объективно оценить ситуацию  и правильно ее разрешить они  становятся жертвами преступных  посягательств со стороны криминальных  групп несовершеннолетних. Нередко  лидеры преступных группировок  специально настраивают таких  лиц против администрации, усложняя  обстановку в учреждении, чтобы  достичь каких-то своих узкогрупповых  целей.

При изучении и выявлении  несовершеннолетних, страдающих психическими болезнями, обращается внимание на следующие  группы признаков:

1. внешнее поведение: аффективные  реакции, эмоциональная лабильность,  раздражительность, плаксивость,  злобность, склонность к агрессии, снижение интеллекта и памяти, судороги и припадки - при эпилепсии,  конфликтное или чрезмерно конформное  поведение;

2. мотивы поведения и  степень их адекватности поступкам;

3. жалобы на головные  боли, головокружение, истощаемость  нервной системы, утомляемость, упадок  сил;

4. появление вегетативных  нарушений: лабильность пульса, асимметрия  артериального давления, затрудненное  дыхание;

5. аутоагрессивные проявления в виде членовредительства, а также нанесение несуразных татуировок, сплошное нанесение татуировок, имеющих противоположный смысл и значимость.

При реактивном психозе, психопатии, эпилепсии у подростка в ВК может сложиться декомпенсация. При наличии значительного количества несовершеннолетних с нарушениями  психики перед администрацией учреждения возникает проблема выбора принципа комплектования первичных коллективов (отделений) и коллективов отрядов. По неопытности и психологической  неосведомленности порой стремятся  собрать всех этих лиц в один первичный  коллектив или коллектив отряда. На практике это приводит к противоположным  результатам: резкому и быстрому осложнению оперативной обстановки. Со стороны подростков и юношей других отрядов возникает враждебное или  ироническое отношение к отряду; где собраны все психические  больные лица. Их начинают именовать "отрядом дураков", "психов", чокнутых". Со стороны последних следует ответные враждебные действия, и возникает "война" между отрядами со всеми негативными последствиями. Лица с психическими нарушениями наравне с другими несовершеннолетними привлекаются к общественной работе в коллективе отряда и первичном коллективе. Следует вносить существенные коррективы в профилактическую работу с ними. Нельзя допускать, чтобы врач-психиатр стал для них центром притяжения и, чтобы они бравировали своей болезнью. Воспитателем колонии им должно быть разъяснено, что за свои действия они несут ответственность, что за каждый проступок с них строго спросят.

Важно своевременное выявление  лиц, у которых резко меняете» поведение и настроение, которые  отличаются большой напряженностью, высказываются об особом отношении  к ним окружающих и о преследованиях (что характерно для реактивных психозов, шизофрении и других психических  болезней при их обострении). К ним  в соответствии с законом принимаются  меры по неотложной госпитализации. За лицами, прошедшими стационарное лечение  в больнице, коллективом ВК устанавливается  динамическое наблюдение. Воспитатель, мастер производственного обучения, классный руководитель должны знать  этих лиц, наблюдать за их поведением, помещать в благоприятное микроокружение, своевременно направлять в медико-санитарную часть для приема препаратов, информировать  врача обо всех изменениях в их поведении и психических состояниях. Наряду с проводимой воспитательной работой, созданием благоприятных  условий для учебы, труда и  отдыха полезна гипносуггестивная  психотерапия для достижения длительных ремиссий (улучшения общего состояния больного) и недопущения декомпенсаций.

Инфантилизм - один из видов  отклонений от психической нормы, заключающийся  в отставании в развитии, позднем  созревании личности, ее незрелости, когда  физический и духовный облик, черты  характера не соответствуют паспортным данным, отстают от них. Инфантилизм  несовершеннолетних в ВК чаще всего  проявляется в беспечности, беззаботности  в отношении своих обязанностей, поверхностных суждениях, в нарушении  сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, в недоразвитости чувства  ответственности за свое поведение. Такие подростки очень подвижны и непоседливы на уроках, берутся  за работу, затем ее бросают, переходят  к другой, Интересы и внимание неустойчивы Они могут быстро схватывать объяснения педагога, мастера производственного обучения, но не вдумываются в них, не доводят задание до конца. Часто они нарушают требования режима, учебную и трудовую дисциплину: ходят по классу или производственной мастерской, разговаривают, бросают свое рабочее место. Среди них можно встретить и слишком обидчивых, застенчивых, конформных, легко поддающихся внушению, которых более зрелые подростки нередко эксплуатируют. Основные направления работы с инфантильными подростками и юношами. На первый план выдвигают проблемы индивидуальной работы.

Прежде всего, психолог и  воспитатель должны выявить таких  лиц, создать для них благоприятные  условия в микросреде несовершеннолетних, организовать систему их интенсивного формирования как личности. Для этого  разрабатываются специальные программы, В процессе школьного обучения важно  также применять систему дидактических  мер: специальные приемы для привлечения  и поддержания внимания инфантильных учащихся на уроках, возбуждения интереса к изучаемому предмету. Этих лиц  приходится терпеливо учить навыкам  и умениям учебной и трудовой деятельности, воспитывать привычки коллективного поведения на уроках и в труде. Следует проводить  серьезную предупредительную работу: пресекать насмешки и издевательства со стороны отрицательно настроенных  несовершеннолетних; опекать, создавать  благоприятные режимные условия. Иное отношение требуется к лицам  с признаками социальной инфантильности. Все усилия направляются на сознание ими совершенного правонарушения, пробуждение  чувства ответственности и своей  вины, разумного отношения к своим  потребностям. Преодолеть социальный инфантилизм можно путем постоянного  контроля воспитателей, учителей, режимных работников, мастеров. Встречаются  несовершеннолетние правонарушители, которые спекулируют своей неразвитостью, социальной незрелостью, отказываются от поручений, общественной работы, не выполняют учебные и производственные задания. С такими симулянтами, прикрывающими  инфантильностью лицо эгоиста и  индивидуалиста, ведется решительная  борьба путем разоблачения их индивидуалистических установок, ужесточения режимных условий  содержания.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол