Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте (от 12 до 16 лет) происходит перестройка  всего организма в связи с  процессом биологического созревания, идёт активное формирование личности, закладываются основы мировоззрения, растёт самосознание и качественно  изменяется вся психическая деятельность. [27] К этому времени при нормальном развитии завершается формирование абстрактного мышления, появляется способность  к проведению формальных логических операций, к осознанию и объективной  оценке своих поступков и поведения окружающих, к сознательной регуляции поведения сообразно социальным и правовым нормам, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира. [26]

В этом возрасте качественно  и резко изменяется содержание мотивационной  сферы, появляется ориентация на участие  в социально значимых областях деятельности, осуществляется планирование долгосрочных программ на будущую жизнь. Всё это  позволяет сделать вывод о  том, что в подростковом возрасте происходит подлинное становление  личности. Проявление у подростков 14-16 лет черт, характерных для более ранних возрастных периодов, свидетельствует о задержке психического развития. [26] К концу подросткового периода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда. [22] Зависимости от того насколько развиты эти чувства, зависит способность человека, осознавать, оценивать и контролировать свои поступки. Сформированность морального и правового сознания подростка является критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создаёт психологические (личностные) предпосылки ответственности за своё поведение, в том числе и правоправное.

Так К.Е.Игошев, обобщив данные о системе потребностей, интересов и нравственных ценностей, несовершеннолетних правонарушителей рисует следующую схему личности:

«Программы поведения  непоследовательны внутренне, неустойчивы  и резко изменчивы в зависимости  от сложившейся ситуации;

поступки и действия - выражение и реализация двойственности морали и дисгармонии нравственных и правовых представлений, взглядов, чувств;

результаты поступков  и действий - грубые нарушения нравственных, правовых и иных социальных норм, как  проявление конфликта между обществом  и личностью». 11 Также проблемой развития личности несовершеннолетних преступников занимались такие учёные как: П.Г. Ганнушкин; Т.И. Юдин; Г.Е. Бухарева; О.В. Кербиков; Г.В. Морозов и другие. [13, 26, 27] По моему мнению, особого внимания заслуживает изучение несовершеннолетних преступников, имеющих психические девиации, выражающиеся в различных типологических нарушениях характера, с которыми очень часто приходится сталкиваться пенитенциарному психологу.

К основному спектру типологических нарушений (акцентуаций) характера  относят следующие типы: эпилептоидный (возбудимый), шизоидный (экспансивный, эмоционально-тупые, сензитивные), гипртимные (с повышенной активностью), эмоционально - лабильные (неустойчивые, циклоидные, астероидные), паранойяльные, психостенические, астеноневротические, смешанные. При, чём учёные выявили зависимость между типом акцентуации и совершенным преступлением. Например: подростки эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного типов совершают тяжкие преступления, а также являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции. [13]

Эпилептоидный тип. Основными  чертами таких подростков являются аффективная взрывчатость, склонность к возникновению злобно - тоскливого настроения с чувством внутренней раздражённости, недовольства окружающим (дисфории). Эти  эпизоды возникают беспричинно  или под влиянием незначительных ситуационных и обычно сопровождаются актами агрессии, направленной во вне. Подобные состояния наиболее часто служат основой преступного поведения. Многим подросткам этого типа свойственны усиление инстинктивных влечений, ослабление контроля над собой, несдержанность. Хулиганские выходки таких подростков отличаются особой жестокостью и дерзостью, драки - причинением серьёзных увечий. Часто выявляются такие черты, как мстительность и злопамятность. Они долго помнят обиды, никогда не прощают и могут долго ждать для того, чтобы отмстить обидчику. Многие из подростков данного типа из-за утраты контроля над своими влечениями склонны к злоупотреблению алкоголем, совершают преступления в нетрезвом состоянии. Пьянство чаще носит характер запойного, быстро возникают амнестические формы опьянения с полной утратой контроля над своими поступками. Среди сверстников из-за своего физического превосходства, бесстрашия и безрассудства, эмоционального напора, и аффективной несдержанности они чаще всего являются лидерами.

Шизоидный тип представляет сборную группу, разнящуюся по определенным признакам. Наиболее общими чертами  этого типа являются внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность от окружающих. Особенности эмоциональной сферы  проявляются в сочетании холодности, эмоционального отчуждения, отсутствии чувства сопереживания, неспособности  вжиться в духовный мир других. Часто эти качества причудливо переплетаются  с парадоксально повышенной чувствительностью  и обидчивостью.

Экспансивно - шизоидные. Как  правило, подростки с явным преобладанием  рассудочной деятельности над эмоционально - инстинктивной сферой. Это внешне холодные, не по возрасту рассудочные  и рациональные юноши, у которых  отсутствует игра эмоций, азарт. При  внешней контактности и видимом  общении, носящей крайне формальный, поверхностный характер, эти подростки  остаются замкнутыми, несклонными делиться внутренними переживаниями. В силу их волевой направленности они занимают роль лидера, пользуются уважением сверстников. Преступления, как правило, совершают в одиночку, тщательно планируют и взвешивают все обстоятельства. Холодный расчёт и отсутствие эмоционального резонанса, неспособность оценивать душевные движения других делают совершаемые ими преступления особо циничными, злостными поражающими своей расчётливостью. Их поведение в ВК носит весьма своеобразный характер: при видимой отгороженности от окружающих они несклонно стремятся к лидерству, всем своим видом и поведением подчёркивают превосходство над остальными; со слабыми подростками и лицами оказывающими активное сопротивление, они жестоко и скрытно расправляются. Мерам воспитательного воздействия экспансивно - шизоидные личности поддаются с трудом. Формально соглашаясь с воспитателем, они остаются при своём мнении. По отношению к совершённому преступлению критическое отношение неполное, подростки считают себя правыми, свои поступки оправдывают различными доводами.

Эмоционально- тупые шизоиды. Особенностью этой группы является выраженный дефицит эмоциональной сферы, часто сочетающийся с признаками умственной отсталости. У таких лиц отсутствует богатство внутренних переживаний, мышление, интересы крайне примитивны, нет склонности к абстрактным построениям. Как правило, обнаруживаются снижение критических способностей, отсутствие адекватного осмысления окружающей обстановки, явления психической и физической незрелости. Эти лица малоконтактны, замкнуты, их отгороженность обусловлена отсутствием внутренней потребности к общению. В группе сверстников такие подростки ведомы, подчиняемы, часто при совершении преступления являются «орудием» более сильных. Совершаемые ими преступления против личности отличаются излишней жестокостью и поражают своей немотивированной злобностью и цинизмом, отсутствием раскаяния в содеянном.

Следует подчеркнуть, что  несовершеннолетние с шизоидным  типом характера чаще совершают  преступления против личности в одиночку или в качестве лидера группы. Направленность их волевых усилий часто не определяется интересами общества, идёт вразрез  с ними и диктуется малопонятными  внутренними побуждениями, которые  в случае их асоциальной направленности реализуются в криминальных поступках.

Гипертимный тип. Основные особенности его выражаются в постоянной активности, высоком жизненном тонусе, энергии, часто повышенном настроении. Такие подростки всегда оживлены, подвижны, разговорчивы, не дают перебить себя. В компании стараются заразить разговором, привлечь к себе внимание, отличаются находчивостью, остроумием, не терпят противоречий, стремятся к лидерству, стараются подчинить себе сверстников. Это, прежде всего, люди действия, легко возникающие идеи и желания требуют у них сиюминутной реализации. Они мало задумываются о последствиях своих поступков, поверхностны в своих суждениях, крайне опрометчивы, любят риск, азарт, легко поддаются асоциальным влияниям. У таких подростков инстинктивная сфера преобладает над рассудком, рано пробуждается половое влечение, склонность к алкоголизации. В силу выше перечисленных особенностей подростки подобного типа легко совершают правонарушения. Как правило, преступления (изнасилования, грабежи, хулиганские действия) совершаются в группе, а такие лица являются лидерами. В колонии гипертимные личности сохраняют свой оптимизм, легко переносят условия режима, часто нарушают его. В беседе охотно дают обещание исправиться, формально понимают тяжесть содеянного, однако относятся к совершённому преступлению с излишней лёгкостью и беспечностью.

Паранояльный тип. Выражается в склонности к образованию сверхценных идей, которые, раз образовавшись, остаются стойкими с малой тенденций к обратимости оказывая влияние на поведение. Хотя в общей массе несовершеннолетних осуждённых их количество невелико (5-7%), однако, совершаемые ими преступления относятся к наиболее тяжким. У подростков встречаются следующие разновидности сверхценных образований: 1) сверхценная идея неполноценности или переоценки собственной личности; 2) Синдром дисморфофобии (недовольство своей внешностью, идеи мнимого уродства); 3)Сверхценные привязанности или неприязнь; 4) идеи (иных) чужих родителей, иного происхождения; 5) Сверхценные переживания обиды с упорной тен-денцией реализации мести; 6) Сверхценный страх после реальных событий (нападение, угроза жизни или изнасилования); 7) Сверхценный характер увлечений. С криминальной точки зрения особую значимость имеют третья и пятая разновидности сверенных образований.

Развитию этих идей способствуют определённые характерологические  особенности: обычно это лица с односторонними интересами, недоверчивые и подозрительные, с повышенным самомнением и эгоцентричность. Они склонны в каждом, видеть недоброжелателя, часто угрюмы и злопамятны, грубы и бестактны.

Эмоционально - лабильный  и циклоидный типы. Для них характерны частые смены настроения. Высокая  предрасположенность к депрессивным состояниям. Выражено проявляются суточные колебания настроения, чувство вины, тоска, суицидальные намерения, отсутствие устойчивых мотивов поведения, побуждений, влечений, интересов, повышенной внушаемостью и подчиняемостью.

У циклотимов проявляются такие черты как высокая активность, повышенное настроение, появление расстройств влечений и психопатободобном поведении с асоциальными тенденциями.

Неустойчивый (безвольный) тип. Для этих подростков характерны внушаемость, подчиняемость и безволие. Они легко попадают под влияние окружающей среды, подражают более сильным, перенимают их привычки и нравы. Им свойственны быстрые смены настроения. К совершённым преступлениям может колебаться от беззаботно-безразличного до мрачно-подавленного с чувством вины и самобичеванием.

Истеричный тип. Подростки  этого типа отличаются эгоцентризмом, склонностью к псевдологии и  фантазированию, отсутствием настойчивости, целеустремлённости, и организованности в действиях. У них прослеживается к демонстрации и подражанию. Преступления совершают в основном имущественного характера, проявляя богатую фантазию. Эмоциональная сфера отличается незрелостью, поверхностью и непостоянством. [13, 22]

Таким образом, рассмотрев в  этом параграфе психолого-педагогическую и криминологическую характеристику несовершеннолетних преступников, я  хотел показать важность применения психодиагностических методик при  изучении личности несовершеннолетних преступников и формулировании дальнейших рекомендаций по воспитательной работе с ними, а также показать какие  акцентуации характера преобладают  в преступном поведении. (См. график приложение №)

Психолого-педагогическая организация  воспитательной работы в воспитательной колонии и пути её совершенствования.

Формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на образ жизни несовершеннолетних правонарушителей

Профилактика правонарушений все более становится общегосударственной  и общесоциальной задачей, а средства и методы профилактического воздействия принимают яркую воспитательную направленность. Поэтому различные меры борьбы с преступлениями среди несовершеннолетних опираются на формы и методы, имеющие воспитательно-профилактический характер.

Метод профилактического  воздействия - способ целенаправленного  руководства индивидуальной и коллективной деятельностью и поведением с  целью нравственно-правового формирования личности, устранения негативных черт в поведении, перевоспитания тех, кто  уже допускает антиобщественные проявления. Из этого определения  следует, что методы профилактического  воздействия на преступников, в том  числе и на несовершеннолетних правонарушителей, применяются в процессе индивидуальной и коллективной деятельности с целью  нравственного перевоспитания этих лиц.

Обычно в педагогике методы воспитания делятся на три больших  группы:

1) методы формирования  создания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера);

2) методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения  (педагогическое требование, общественное  мнение, приучение, упражнение, создание  воспитывающих ситуаций);

3) методы стимулирования  поведения и деятельности (соревнование, поощрение и наказание).

Но на практике порой трудно определить, где кончается воздействие  на сознание личности и начинается воздействие на поведение с целью  формирования опыта коллективной жизни. Зачастую далее изолированный контакт  воспитанника с воспитателем через  некоторое время становится достоянием коллектива и оказывает на него определенное профилактическое воздействие.

Следует указать, что названные  методы почти всегда применяются  в комплексе. На наш взгляд, осуществляя  воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, эти методы можно сгруппировать в отдельные профилактические блоки:

1) стимулирующий позитивные факторы (убеждение, поощрение, наказание, соревнование);

2) нейтрализующий негативные  факторы, дающие возможность формировать  опыт общественного поведения  (например, оздоровление обстановки  в микрорайоне, изоляция антисоциальных  элементов и т.д.);

3) блокирующий негативные факторы, затрудняющие вредное влияние на сознание несовершеннолетних (например, переориентация группы, переключение внимания антисоциальной группы на социально полезные виды деятельности и т.д.).

Ценность такой "блоковой" группировки методов состоит  в том, что их можно применять  по отношению, как к отдельному правонарушителю, так и к коллективу. Например, "стимулирующий блок" предполагает создание таких условий, которые  внутренне побуждают несовершеннолетнего  к поступкам, одобряемым обществом. При этом подросток сам выбирает именно такие действия в связи  с создавшимися благоприятными условиями. Мастерство профилактического воздействия  и заключается в умении создать  такие условия. К сожалению, это  не всегда и не каждому воспитателю  удается. В определенной мере это  объясняется неверием некоторых  из них в возможность исправления  правонарушителей. По нашим данным, только 10% воспитателей ВТК ответили, что "неисправимых правонарушителей нет", 60% - "неисправимые есть и  будут" и 30% затруднились ответить на этот вопрос. Если сами воспитатели  колоний не верят в возможность  исправления правонарушителей, то, как правило, они не отличаются и  активностью в разнообразии применяемых  методов профилактического воздействия.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол