Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.
2. Казарменная система применялась в Виленской, Владимирской, Нижегородской, Кишиневской колониях и в Большевском приюте. Особенностями этой системы то, что все питомцы распределялись по внешним признакам (возрасту, росту) на дивизии, роты, секции и отделения по 50-80 человек с выборными надзирателями. Свойством этой системы был воинский режим жизни маршировки, барабанный бой, трубные сигналы, команды, субординация и пр. Лучшие воспитанники назначались отделенными, отличившиеся взводными. Воспитанники носили знаки различия в виде нашивок на рукавах. При посещении колонии гостями питомцы проходили строем, пели маршевые песни. В Лесинской колонии воплотилась наилучшим образом благодаря тому, что ее директором был военный (отставной полковник Л.К. Гоняк), изучивший постановку дела в Бельгии.
Сторонники системы считали, что она готовила детей к суровой жизни, ожидавшей их на свободе. Противники ее были убеждены, что система дает лишь внешне образцовый порядок, но воспитание никогда, т.к. растворяет индивидуальность и парализует личностные проявления. И до тех пор, пока воспитанник находится в заведении, сохраняется дрессировка, он подчиняется общим требованиям, но вскоре после выхода из заведения при отсутствии контроля и требований начинают жить и действовать по-своему, привычно.
В некоторых случаях
По моему мнению, необходимо осветить деятельность двух людей, посвятив-ших себя работе с несовершеннолетними преступниками: Н.В. Руковишников и А.Я. Герд.
Н.В. Руковишников сделал огромный вклад в исправление несовершеннолетних преступников. С его приходом в Московский государственный исправительный приют характер заведения несколько изменился, т.е. из приюта для подследственных детей он стал ремесленно-исправителной школой. В воспитании детей огромную роль играло личность Руковишникова. Он искренне и глубоко любил каждого воспитанника, любил, как нежная мать любит своего ребенка, их радость была его радостью, их горе его горем. Воспитанники видели это; их поражала и трогала нравственная атмосфера созданная в приюте Руковишникова. Сила его любви размягчала их затвердевшие души. Они его полюбили, но слово его было для них законом. Воспитанники сами стали удерживать друг друга от чего-либо дурного, ибо знали, что это не понравится директору. Всецело отдавая, себя приюту Руковишников сам учил их грамоте, наблюдал за обучением мастерству. [6]
Главным результатом было общее почти поголовное исправление поступивших порочных детей, их полное нравственное перерождение. [7]
А.Я. Герд свою педагогическую деятельность начал учителем в воскресной школе, продолжил в гимназиях, а также преподавал детям Цесаревича, написал несколько учебников. Далее его пригласили к организации нового для России дела - исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Прежде чем возглавить колонию, Герд изучал опыт работы в подобных учреждениях за границей. Он организовал свою деятельность на совершенно новых началах, опираясь на глубокие теоретические знания, личный педагогический опыт, и зарубежную практику работы. Герд создал неизвестную до сих пор в практике русской школы педагогическую систему воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Он первый в русской педагогике сформулировал и осуществил требования, необходимые для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей: педагогический оптимизм, опора на положительные качества личности подростка, обязательное руководство педагогов жизнью детей, участие последних в перевоспитании через систему органов самоуправления, сотрудничество педагога и воспитанника, организация посильного труда, обязательное обучение основам наук с применением передовых методов преподавания; разумное чередование занятий, труда и отдыха и.т.д. [6]
Несмотря на большое количество
систем проведения воспитательной работы
с несовершеннолетними
Рассматривая, данный период, хочу заметить, что религиозно-нравственное воспитание понималось более широко и включало в себя по содержанию проблемы нравственного, непосредственно религиозного, художественного и музыкального развития.
Священники преподавали воспитанникам Закон Божий, учили молитвам, пытаясь в каждом развить нравственные начала, любовь к людям, раскаяние за содеянное зло.
Становление воспитательной
работы с несовершеннолетними
Следующий период истории пенитенциарной системы в России, который я хочу осветить, относится к нелегкому для страны времени. Времени периода с 1917-1980 гг. Начало этого параграфа я начну с 1917г.
Любое государство нуждается
в особом аппарате принуждения существенной
частью, которого является система
мест заключения. Накануне Февральской
революции в России эта система
представляла сложный неоднородный
механизм, наиболее активно используемый
в целях поддержания
революционных потрясений в
своем большинстве энергия
На основании вышеизложенного можно сказать о том, как изменилась направленность задач Пенитенциарной системы из исправительного органа, она стала карательной какой в принципе и была на протяжении всего своего существования. К тому же новая власть требовало укрепление, для того чтобы управлять государством, особенно в дореволюционный период.
1917 год крайне неблагоприятно
отразился на тюремной системе.
Таким образом, на основании
вышеизложенного материала
Как нам известно, из курса
истории вслед за Февральской
революцией пришла и Великая Октябрьская
революция, благодаря которой к
власти пришли Большевики. Преобразования
большевиков в государстве
Первыми шагами органов советской власти в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы были определение не только целей наказания, но и средств их достижения. Постановление НКЮ от 23 июля 1918г. «О лишении свободы как мере наказания, и о порядке отбывания такового» (Временная инструкция) предусматривала образование в структуре карательного отдела НКЮ специального подразделения - 1-го отделения, в обязанности которого вменялась разработка воспитательно-трудовых методов и карательных мер. Отсутствие четких научных ориентиров и практического опыта являлось серьезным препятствием проведению реформы мест заключения. Это вызвало необходимость образования в Карательном отделе НКЮ особых совещаний по пенитенциарным вопросам теоретического характера и по вопросам практического применения воспитательно-трудовых мер, которые работали председательством заведующего карательным отделом. В числе методов воспитательного воздействия применительно к жизни и существующим условиям мест заключения Временная инструкция выделяла профессиональное обучение, общее образование и воспитание. Необходимо заметить, что это положение инструкции, скорее всего, нужно воспринимать как провозглашение принципа, требующего материального обеспечения для его практической реализации, ибо отсутствовали реальные условия для организации такой работы. К тому же согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 года «О лагерях принудительных работ», что в политике государства отсутствовала принципиальная линия по отношению к содержанию процесса исполнения наказания в виде лишения свободы. Еще на основании того же постановления следует отметить исключение функции-организации и проведение воспитательной работы с заключенными, в частности с несовершеннолетними.
Непосредственными помощниками
коменданта по штатному расписанию являлись
лишь заведующий хозяйством лагеря и
заведующий принудительными работами.
Воспитательная функция лагеря, видимо,
по замыслу законодателя, заключалась
в обязательности принудительных работ.
[10] В 1919 году на VIII съезде партии в Программе
РКП (б), были закреплены основные положения
уголовной и исправительно-
С первых лет своего существования
Советское государство начало проводить
гуманную политику правовой и социальной
защиты детства. Об это свидетельствует,
изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января
1918года «О комиссиях для
В то же время почти все
дела о преступлениях
Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные временной инструкцией «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового». В реформаториях содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение до 21 года. Срок пребывания в реформатории был не определен, так как суды выносили неопределенные приговоры, и судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения. Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем преподавания практических знаний и путем расширения общего их интеллектуального развития».
Одной из особенностей правового регулирования деятельности мест лишения свободы в 20-е годы являлось широкое нормотворчество местных органов власти. Так, например, в 1918 году съездом комиссаров юстиции Сибири, Урала и Туркестана было региональное «Положение о колониях, о несовершеннолетних содеявших преступное деяние». Таким образом, в ряде мест наряду с реформаториями открывались и колонии и для несовершеннолетних правонарушителей.
Однако к концу 1919 года реформатории стали закрываться из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия педагогических кадров.
Рост подростковой преступности
и изменение её в сторону увеличения
процента наиболее общественно опасных
преступлений побудили законодателя ограничить
применение к несовершеннолетним медико-педагогических
мер и встать на путь передаче дел
о «неподдающихся « подростках на
рассмотрение судебных органов. Так, СНК
РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 года
«О делах несовершеннолетних, обвиняемых
в общественно опасных
В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Целью трудовых домов было обучение квалифицированным видам труда, морально-нравственное воспитание, а также духовное и интеллектуальное развитие детей. Но мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные навыки, готовя из них кустарей. И поэтому в 30-х годах их реорганизовали в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние преступники в возрасте от 15 до 18 лет, на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних комиссий, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей Положение предусматривало несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые. Работа школ строилась в органической связи с общественно-политической жизнью страны и промышленными предприятиями.
В связи с повышением уровня
преступности среди несовершеннолетних
31 мая 1935года было принято Постановление
СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности
и безнадзорности», которое установило
типы учреждений для несовершеннолетних
правонарушителей, это: изоляторы, трудовые
колонии и приемники-
В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несо-вершеннолетних. Согласно Положению в ИТК содержались преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от14 до 16 лет.