Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

2. Казарменная система  применялась в Виленской, Владимирской, Нижегородской, Кишиневской колониях и в Большевском приюте. Особенностями этой системы то, что все питомцы распределялись по внешним признакам (возрасту, росту) на дивизии, роты, секции и отделения по 50-80 человек с выборными надзирателями. Свойством этой системы был воинский режим жизни маршировки, барабанный бой, трубные сигналы, команды, субординация и пр. Лучшие воспитанники назначались отделенными, отличившиеся взводными. Воспитанники носили знаки различия в виде нашивок на рукавах. При посещении колонии гостями питомцы проходили строем, пели маршевые песни. В Лесинской колонии воплотилась наилучшим образом благодаря тому, что ее директором был военный (отставной полковник Л.К. Гоняк), изучивший постановку дела в Бельгии.

Сторонники системы считали, что она готовила детей к суровой  жизни, ожидавшей их на свободе. Противники ее были убеждены, что система дает лишь внешне образцовый порядок, но воспитание никогда, т.к. растворяет индивидуальность и парализует личностные проявления. И до тех пор, пока воспитанник  находится в заведении, сохраняется  дрессировка, он подчиняется общим  требованиям, но вскоре после выхода из заведения при отсутствии контроля и требований начинают жить и действовать  по-своему, привычно.

В некоторых случаях несовершеннолетние правонарушители направлялись в  монастыри, где учреждались приюты: в Житомире и на Кубани. В них  не было установлено правил содержания, и воспитанники жили в соответствии с теми, которые существовали в  самом монастыре. Служители культа активно участвовали в благотворительности, религиозно-нравственном воспитании правонарушителей, но считали, что церковь не может  и не должна превращаться в карательное  учреждение. На призыв правительства  к учреждению исправительных приютов  церкви и монастыри откликнулись материальной помощью, но от их создания при монастырях отказались.

По моему мнению, необходимо осветить деятельность двух людей, посвятив-ших себя работе с несовершеннолетними преступниками: Н.В. Руковишников и А.Я. Герд.

Н.В. Руковишников сделал огромный вклад в исправление несовершеннолетних преступников. С его приходом в Московский государственный исправительный приют характер заведения несколько изменился, т.е. из приюта для подследственных детей он стал ремесленно-исправителной школой. В воспитании детей огромную роль играло личность Руковишникова. Он искренне и глубоко любил каждого воспитанника, любил, как нежная мать любит своего ребенка, их радость была его радостью, их горе его горем. Воспитанники видели это; их поражала и трогала нравственная атмосфера созданная в приюте Руковишникова. Сила его любви размягчала их затвердевшие души. Они его полюбили, но слово его было для них законом. Воспитанники сами стали удерживать друг друга от чего-либо дурного, ибо знали, что это не понравится директору. Всецело отдавая, себя приюту Руковишников сам учил их грамоте, наблюдал за обучением мастерству. [6]

Главным результатом было общее почти поголовное исправление  поступивших порочных детей, их полное нравственное перерождение. [7]

А.Я. Герд свою педагогическую деятельность начал учителем в воскресной школе, продолжил в гимназиях, а  также преподавал детям Цесаревича, написал несколько учебников. Далее  его пригласили к организации  нового для России дела - исправлению  и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Прежде чем возглавить колонию, Герд изучал опыт работы в  подобных учреждениях за границей. Он организовал свою деятельность на совершенно новых началах, опираясь на глубокие теоретические знания, личный педагогический опыт, и зарубежную практику работы. Герд создал неизвестную  до сих пор в практике русской  школы педагогическую систему воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Он первый в русской педагогике сформулировал и осуществил требования, необходимые для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей: педагогический оптимизм, опора на положительные качества личности подростка, обязательное руководство педагогов жизнью детей, участие последних в перевоспитании через систему органов самоуправления, сотрудничество педагога и воспитанника, организация посильного труда, обязательное обучение основам наук с применением передовых методов преподавания; разумное чередование занятий, труда и отдыха и.т.д. [6]

Несмотря на большое количество систем проведения воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые были освещены выше, нельзя не отметить заслуги религии в  нравственном воспитании несовершеннолетних правонарушителей. Церкви были почти  во всех исправительных заведениях, куда дети могли приходить и в праздники  и в будни. [7]

Рассматривая, данный период, хочу заметить, что религиозно-нравственное воспитание понималось более широко и включало в себя по содержанию проблемы нравственного, непосредственно  религиозного, художественного и  музыкального развития.

Священники преподавали  воспитанникам Закон Божий, учили  молитвам, пытаясь в каждом развить  нравственные начала, любовь к людям, раскаяние за содеянное зло.

Становление воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями  в период 17-80 годов

Следующий период истории  пенитенциарной системы в России, который я хочу осветить, относится  к нелегкому для страны времени. Времени периода с 1917-1980 гг. Начало этого параграфа я начну с 1917г.

Любое государство нуждается  в особом аппарате принуждения существенной частью, которого является система  мест заключения. Накануне Февральской  революции в России эта система  представляла сложный неоднородный механизм, наиболее активно используемый в целях поддержания установленного правопорядка. На первое января 1917г., к  примеру, вне мест заключения, подведомственных Главному тюремному управлению, содержалось 30550 арестантов, в том числе в  арестных домах, в помещении при  полиции, волостных правлениях и  т. д. - 21550 человек, пересыльных в  пути 5000 человек, несовершеннолетних в  исправительно-воспитательных заведениях 4000. Таким образом, выступая в качестве основного вещественного придатка государственной власти, тюремная система  в осознании народа всегда отождествлялась  с насилием, пенитенциарная система  носила в основном карательный, а  не воспитательный характер. Об этом можно  судить и потому, что в периоды

революционных потрясений в  своем большинстве энергия восставшего  народа или стихийно направлялась в  основном на слом тюремных учреждений, в разрушении которых виделся  выход из бесправия, гнета и вечного  страха перед слепой силой государства.[10]

На основании вышеизложенного  можно сказать о том, как изменилась направленность задач Пенитенциарной системы из исправительного органа, она стала карательной какой  в принципе и была на протяжении всего своего существования. К тому же новая власть требовало укрепление, для того чтобы управлять государством, особенно в дореволюционный период.

1917 год крайне неблагоприятно  отразился на тюремной системе.  В циркулярном письме Главного управления местами заключения от 29 апреля 1917 года за №37 его начальник профессор А.П. Жижиленко обращал внимание на то обстоятельство, что во время прошедших в конце февраля - начале марта событий были разгромлены некоторые места заключения, оказались уничтоженными, похищенными, деньги и вещи, принадлежащие заключенным, тюремным служащим, а также учреждениям и лицам, которые состояли в торговых и иных имущественных отношениях с тюремным ведомством. Было предложено учредить специальные комиссии губернских, областных комиссариатов Временного правительства и Общественных градоначальников для рассмотрения жалоб о возмещении потерпевшим имущественных потерь. Собрание в Главном тюремном управлении информация указанных комиссий свидетельствует о том, что общий ущерб, нанесенный служащим тюремного ведомства, а также иным лицам составил 245548 рублей.

Таким образом, на основании  вышеизложенного материала можно  говорить, о том какой ущерб  был нанесен пенитенциарной системе  из-за массовых беспорядков, что ни о какой воспитательной направленности в этот период не могло быть и  речи, ибо основной проблемой стало  восстановление системы исполняющей  наказания в виде лишения свободы.

Как нам известно, из курса  истории вслед за Февральской  революцией пришла и Великая Октябрьская  революция, благодаря которой к  власти пришли Большевики. Преобразования большевиков в государстве Российском коснулись и исправительно-трудовой политики.

Первыми шагами органов советской  власти в сфере исполнения наказания  в виде лишения свободы были определение  не только целей наказания, но и средств  их достижения. Постановление НКЮ  от 23 июля 1918г. «О лишении свободы  как мере наказания, и о порядке  отбывания такового» (Временная  инструкция) предусматривала образование  в структуре карательного отдела НКЮ специального подразделения - 1-го отделения, в обязанности которого вменялась разработка воспитательно-трудовых методов и карательных мер. Отсутствие четких научных ориентиров и практического опыта являлось серьезным препятствием проведению реформы мест заключения. Это вызвало необходимость образования в Карательном отделе НКЮ особых совещаний по пенитенциарным вопросам теоретического характера и по вопросам практического применения воспитательно-трудовых мер, которые работали председательством заведующего карательным отделом. В числе методов воспитательного воздействия применительно к жизни и существующим условиям мест заключения Временная инструкция выделяла профессиональное обучение, общее образование и воспитание. Необходимо заметить, что это положение инструкции, скорее всего, нужно воспринимать как провозглашение принципа, требующего материального обеспечения для его практической реализации, ибо отсутствовали реальные условия для организации такой работы. К тому же согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 года «О лагерях принудительных работ», что в политике государства отсутствовала принципиальная линия по отношению к содержанию процесса исполнения наказания в виде лишения свободы. Еще на основании того же постановления следует отметить исключение функции-организации и проведение воспитательной работы с заключенными, в частности с несовершеннолетними.

Непосредственными помощниками  коменданта по штатному расписанию являлись лишь заведующий хозяйством лагеря и  заведующий принудительными работами. Воспитательная функция лагеря, видимо, по замыслу законодателя, заключалась  в обязательности принудительных работ. [10] В 1919 году на VIII съезде партии в Программе  РКП (б), были закреплены основные положения  уголовной и исправительно-трудовой политики. Положения программы регламентировали процесс исполнения наказания и  основные направления воспитательного  воздействия на осужденных. Так Декрет от 18 июля 1919 года, который входил в Программу, «Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучению личности и определению программы индивидуального воздействия на нее. В документе впервые законодательно закрепилась цель деятельности исправительных учреждений - «исправление и перевоспитание заключенных». В Декрете от 30 июня 1920года «О передаче Народному комиссариату просвещения культурно-просветительской работы в местах лишения свободы» указывалось на необходимость согласования «педагогической деятельности в местах лишения свободы с различными сторонами пенитенциарного режима». [12] Таким образом, в 20-ых годах XX-го века в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитательными учреждениями в самые сжатые сроки создавалось принципиально новая система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской исправительно-трудовой политики.

С первых лет своего существования  Советское государство начало проводить  гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об это свидетельствует, изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918года «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. На основании этого  Декрета все несовершеннолетние осужденные были освобождены из мест заключения, а также исключалась  уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста. [13]

В то же время почти все  дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях  по делам несовершеннолетних, которые  определяли им различные меры наказания, но, как правило, не связанные с  лишением свободы. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в  народные суды. Но необходимо отметить, что комиссии этим не злоупотребляли, о чем свидетельствуют их отчеты. Так, например, за период с октября 1922года по февраль 1923года в суд было направлено в среднем 10% всех дел несовершеннолетних правонарушителей. [13]

Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные временной инструкцией «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового». В реформаториях содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение до 21 года. Срок пребывания в реформатории был не определен, так как суды выносили неопределенные приговоры, и судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения. Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем преподавания практических знаний и путем расширения общего их интеллектуального развития».

Одной из особенностей правового  регулирования деятельности мест лишения свободы в 20-е годы являлось широкое нормотворчество местных органов власти. Так, например, в 1918 году съездом комиссаров юстиции Сибири, Урала и Туркестана было региональное «Положение о колониях, о несовершеннолетних содеявших преступное деяние». Таким образом, в ряде мест наряду с реформаториями открывались и колонии и для несовершеннолетних правонарушителей.

Однако к концу 1919 года реформатории стали закрываться из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия педагогических кадров.

Рост подростковой преступности и изменение её в сторону увеличения процента наиболее общественно опасных  преступлений побудили законодателя ограничить применение к несовершеннолетним медико-педагогических мер и встать на путь передаче дел  о «неподдающихся « подростках на рассмотрение судебных органов. Так, СНК  РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем говорилось: «…если комиссией  будет установлена невозможность  применения к несовершеннолетнему  мер медико-педагогического воздействия, дело передаётся в народный суд». Таких  подростков по решению суда помешали в трудовые дома.

В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Целью трудовых домов было обучение квалифицированным видам труда, морально-нравственное воспитание, а  также духовное и интеллектуальное развитие детей. Но мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные навыки, готовя из них кустарей. И поэтому в 30-х годах их реорганизовали в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние преступники в  возрасте от 15 до 18 лет, на основании  приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних комиссий, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления  и перевоспитания различных категорий  правонарушителей Положение предусматривало  несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые. Работа школ строилась в органической связи  с общественно-политической жизнью страны и промышленными предприятиями.

В связи с повышением уровня преступности среди несовершеннолетних 31 мая 1935года было принято Постановление  СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которое установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.

В этом же году было принято  Положение о трудовых колониях для  несо-вершеннолетних. Согласно Положению в ИТК содержались преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от14 до 16 лет.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол