Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

Симуляции и аггравации болезней относятся к широко распространенным видам отклоняющегося поведения  среди несовершеннолетних в местах социальной изоляции. Мотивация, связанная  с достижением каких-то выгод, такова: попасть на лечение в стационар  больницы, чтобы получить хороший  уход и заботу, разнообразить питание, сменить обстановку, пообщаться с  медицинским персоналом женского пола, встретиться в больнице с родными. знакомыми и вообще "нужными людьми". Самоповреждения используются и в целях защиты чести и достоинства личности от посягательств на других лиц, которым несовершеннолетний не в состоянии противостоять. Хотя статистические показатели самоповреждений и симуляций болезней держатся в местах социальной изоляции из года в год примерно на одном уровне, частота их проявлений в конкретном учреждении зависит от общей организации коллективной жизни, типа межличностных и межгрупповых отношений, наличия или отсутствия психологической защиты личности в группе и коллективе, состояния режима.

3. Профилактика побегов  и самовольных уходов. несовершеннолетних делится на общую и частную. Общепрофилактическая работа воспитателей и психологов ВК включает:

а) всестороннее изучение контингента  несовершеннолетних и выявление  круга лиц, склонных к побегам  и самовольным уходам;

б) проведение разъяснительной  работы со всеми несовершеннолетними  о вредных для личности последствиях побега и самовольного ухода;

в) создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений  взаимной гуманности, ответственности:

г) развенчание показательного героизма лиц, пытающихся таким способом самоутвердиться в уголовной  среде, укрепить свой статус;

д) решительную борьбу с "воровскими традициями", нормами и "законами", одобряющими такие действия.

Общая профилактика побегов  и самовольных уходов проводится по специальному плану. Эта работа активизируется в периоды года, наиболее благоприятные для ухода и побега; весной и летом, а также при осложнении обстановки (поступлении большой партии новичков, оживлении уголовных традиций, учащении случаев групповых нарушений режима, при возникновении и развитии конфликтов в системе межличностных и межгрупповых отношений, появлении уголовных "авторитетов". Частная профилактика включает в себя работу с лицами и группами несовершеннолетних* склонных к побегам и самовольным уходам, создание для них таких условий, когда по организационным, техническим и другим причинам побег был бы невозможным.

Коррекционная работа проводится в ВК с лицами, имеющими половую  патологию.

Половая патология - девиации (отклонения) сексуального поведения  в виде петтинга (взаимного раздражения эрогенных зон), подросткового промискуитета (постоянной смены полового партнера), гомосексуализма (сожительства лиц одного пола), вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом лиц противоположного пола), а также оральное удовлетворение половой потребности и другие манипуляции с половыми органами, удовлетворение половой потребности в извращенной форме ("вафлерство", "парафин", "курение полового члена"). В силу возрастных особенностей (юношеской гиперсексуальности), недостатков полового воспитания, а также незавершенности половой идентификации в психологическом смысле или ее извращенности под влиянием ситуативных факторов в местах социальной изоляции часто возникают девиации сексуального поведения.

Сексуальные девиации делятся  на два вида:

1. половые извращения, имеющие  целью удовлетворение половой  потребности;

2. половые извращения, применяемые  к партнеру с целью его унижения, снижения его статуса, именуемые  на уголовном жаргоне "опусканием", а подвергаемые этой процедуре  лица "опущенными".

В предупреждении и профилактике половой деморализации в местах социальной изоляции учитываются как  патологические, так и непатологические формы гомосексуализма, как возрастные, так и девиации, обусловленные  самим фактом социальной и сексуальной  изоляции несовершеннолетних. Если в  отношении патологических форм гомосексуализма  на первое место выдвигается меры медицинской профилактики и лечения, то в предупреждении других форм девиации Половая деморализация возникает  там, где несовершеннолетние лишаются минимальной психологической и  физической защиты, где существуют враждующие друг с другом криминальные группы. Объектом полового насилия становятся слабые в физическом и психологическом отношении лица, "нечисто" прошедшие "прописку", нарушившие слово, данное сообществу, нарушители групповых норм, "воровских законов", "злостные" неплательщики проигрыша, В соответствии с "воровскими законами" и "воровской моралью" подвергаются половым насилиям, преимущественно мужеложству, и лица - растлители малолетних. Работу по профилактике половых извращений необходимо начинать с первого дня пребывания несовершеннолетнего в ВК Здесь недопустимо опоздание хотя бы на один день. Следует узнать, как доехали несовершеннолетние, были ли среди них в приемнике-распределителе или следственном изоляторе случаи мужеложства, других половых извращений; есть ли в прибывшей партии враждующие преступные группировки; осторожно выяснить, нет ли среди прибывших активных и пассивных гомосексуалистов, "парфинистов", "вафлеров". Необходимо обязательно выяснить, не находится ли кто из "обидчиков" в данном учреждении.

4.Работа с « обиженными»

Особым направлением является работа с "обиженными". Сама категория  этих лиц мужского пола ("обиженных", "опущенных") неоднородна. Одни из них свыкались со своим положением и не протестуют, поскольку не имеют  поддержки ни у коллектива, ни у  администрации; другие скрывают факт совершенного над ними насилия я живут в постоянном страхе разоблачения; третьи сами начинают притеснять более слабых, "мстить за свою обиду". Стремление "обиженных" постоять за себя, служит причиной возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов и драк несовершеннолетних. Зная, что воспитатель, мастер производственного обучения часто не вникает в причины драк, наказывает в первую очередь тех, кто их начал, "авторитеты" и активные гомосексуалисты своими издевательствами вызывают "обиженных" на конфликт, подставляя под дисциплинарное преследование воспитателей. Некоторые руководители ВК обнаружив факт мужеложства, пытаются решить проблему путем перевода "обиженного" в другой отряд. Но это не решает проблемы, если в данной "зоне" остаются половые извращенцы и они не привлечены к ответственности. На смену переведенным появляются новые ''обиженные" из числа новичков.

В работе с гомосексуалистами, в профилактике половых извращений нужен особый такт. Касаясь интимных сторон жизни несовершеннолетнего, следует сохранять в тайне  имеющуюся информацию от окружающих. К тем, кто является объектом сексуальных  притеснений, необходимо прикреплять  шефов из числа лиц, которые могли  бы этих подростков защитить от притеснений. Порой открытая защита приводит к  тяжким последствиям, поскольку "обидчики" начинают мстить "обиженным" за попытку  найти защиту у администрации. При этом притеснения "обиженных" осуществляются осторожно, изощренно, с доведением "обиженного" до того, что он начинает избегать любой помощи воспитателя, опасаясь прослыть еще и "доносчиком", «стукачом». В такой ситуации "обиженные" идут на членовредительство, совершают побеги и самовольные уходы. Наряду с глубоким и всесторонним изучением межличностных и межгрупповых отношений в среде несовершеннолетних, выявлением противостоящих группировок, важно выявить и лиц, склонных издеваться над другими, стремясь развенчать их авторитет или психологически изолировать в подростковоюношеской среде. Лиц страдавших от мужеложства, не уважают в уголовной среде за то, что они не смогли «постоять за себя», "позволили над собой надругаться". Поэтому формирование у слабовольных и новичков установки постоять за себя, уметь давать отпор притеснителям - существенное условие в профилактике извращений.

Психологическая практика - сохранение и укрепление психического здоровья несовершеннолетних. Большое внимание должно уделяться организации отдыха, занятиям спортом, использованию принципа сублимации (переключения) энергии и внимания, несовершеннолетних с сексуально окрашенных на безразличные в сексуальном отношении объекты. Наглядным примером правильного полового воспитания должны служить для несовершеннолетних межличностные отношения сотрудников мест социальной изоляции {мужчин и женщин). Важное значение имеют лекции и беседы о половом и сексуальном просвещении, о роли мужчины в семье, об опасности венерических заболеваний и возможных опасных для потомства последствиях. Подобные лекции и беседы проводятся только в небольших аудиториях (не более 10 -12 человек), чтобы имелась возможность создать доверительную обстановку беседы, В половом воспитании, сексуальном просвещении и борьбе с половыми извращениями, как ни в одной области, много и нерешенных вопросов идущих от ханжеского отношения к данной проблеме. Особое значение имеет чуткое и бережное отношение воспитателей и сотрудников к первой влюбленности и первой юношеской любви. Многим несовершеннолетним правонарушителям любимая помогла не только удержаться от половых извращений, но и стать на честный путь жизни.

5. Минирование

Совершенно не исследованным  оказался такой вид отклоняющегося поведения как "минирование".

«Минирование» - это один из способов деперсонализации личности, снижения ее статуса посредством  фетишей - разных предметов и действий, относимых в групповом сознании социально изолированных лиц  к категории "гряз-ных11 и " неприличных". Неприлично, например, поднять с  пола что-то в туалете и использовать для личных нужд (например, уроненную  перчатку, шапку, "бычок"). Туалет в групповом сознании несовершеннолетних - самое "грязное" место. Важно  понять те последствия, которые оно  несет "минируемой" личности. Прежде всего личность деперсонализируется, человек как личность исчезает, остается только живой организм, с которым "сильные мира сего" могут делать, что им заблагорассудится. Это живой организм отвергается всеми, он действительно становится подобный мине в подростком сообществе: кто с ним телесно пообщается, моментально "взрывается" - тоже, как личность исчезает. "Заминированный" подросток не имеет права сидеть за одним столом с другими, есть он должен, как и пассивный гомосексуалист из отдельной посуды, не имеет права сам брать хлеб. Его одежда должны храниться отдельно. С психологической тоски зрения такой человек оказывается в состоянии полного одиночества, глухой изоляции, что ведет нередко к серьезным психическим расстройствам.

Воспитателям колоний, как  и при других отклонениях в  поведении, прежде всего, необходимо выявить; есть ли в данном месте случаи "минирования" и в каких формах чаще всего  они проявляются. Во-первых, об этом можно судить по столовой и процедуре  приема пищи, Поскольку "чистым" подросткам опасно употреблять пищу из "грязных" тарелок "заминированных", то обнаружение  в столовой меченой посуды свидетельствует  о том, что в данном учреждении распространено минирование. Во-вторых, важно выявить тех, кто пытается издеваться над другими ("минеров" и их руководителей), помня, что сами лидеры редко проводят подобные операции, поручая это своим "шестеркам". Наказывать тут надо действительно  виновных, а не простых исполнителей, боящихся за свою "шкуру", опасающихся  самим оказаться в роли "заминированных". А в обычной практике чаще всего  при выявлении подобных издевательств  наказывается непосредственно исполнитель. В практике "минирования" существенную роль играет психологическая служба. Индивидуальное посещение психолога, возможность "излить ему душу" во многом помогает слабовольным, робким подросткам противостоять нахрапистости и наглости уголовных "авторитетов", облегчилась бы и задача развенчания их "авторитета", построенного на глумлении над личностью. Возможно, помогло бы здесь и духовенство со своими проповедями добра ближнему, тайной исповеди.

 

6. Алкоголизм среди несовершеннолетних  осужденных

То, что несовершеннолетние до социальной изоляции не только были знакомы с алкоголем, а систематически его употребляли, всем известно. Алкоголизация  оказала влияние на развитие личности. Современный алкоголизм несовершеннолетних существенно "помолодел". Многие узнали вкус спиртного до 7-летнего  возраста. Средний возраст начала систематического употребления алкоголя равен 13, а у правонарушителей - 11 годам. Значительная часть несо-ершеннолетних, содержащихся в ВК совершили правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, У другой части умысел на совершение преступления возник в трезвом состоянии, а алкоголь явился лишь "пусковым механизмом" (эти лица пили "для храбрости" перед совершением правонарушения). Следует выделить несовершеннолетних, особенно старших возрастов, состоявших на учете в наркологических кабинетах, потребность которых в спиртном проявляется в ВК, что побуждает их искать нелегальные пути приобретения алкоголя или доставать их заменители и становиться токсикоманами. У большинства несовершеннолетних правонарушителей отмечается наследственная алкогольная отягощенность; при этом можно говорить и о криминальной отягощенности подростков.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол