Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.
Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.
Задачи:
дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;

Содержание работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1 Игра как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ДОУ 11
1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ 19
2. Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ 30
2.1 Описание методик и процедуры исследования навыков взаимодействия дошкольников 30
2.2 Результаты исследования 34
2.3 Цикл развивающих игр по формированию навыков взаимодействия дошкольников средствами игры 39
2.4 Итоги психолого-педагогического эксперимента 79
Заключение 82
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

1.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В последнее время педагоги отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к конфликтам и непониманию.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В этой связи игры приобретают значимую роль в качестве средства развития взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Характер социальной активности и инициативности дошкольников в играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной. В исследовании Т.А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Как полагает В.С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении.

Существует и другое направление  работ, в которых анализируется  феномен детской популярности с  точки зрения потребности детей  в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Работы Д.Б. Эльконина  и А.Н. Леонтьева содержат подробный  анализ происхождения и развития сюжетно-ролевой игры, ее структуры, выделены основные компоненты и закономерности на протяжении дошкольного детства, показывают значение игры для формирования основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Проблема. Дошкольники много самостоятельно играют, в этом процессе они развивают все качества и возможности. Но не всегда взрослые подбирают специальные сюжетно-ролевые игры, которые способствуют формированию именно навыков эффективного общения с другими детьми или взрослыми.

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.

Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.

Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.

Задачи:

  1. дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
  2. рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
  3. составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;
  4. разработать рекомендации для воспитателей по формированию взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности.

Гипотеза. Формирование взаимоотношений дошкольников средствами игры будет эффективным если:

  • выявить особенности взаимоотношений в дошкольном возрасте;
  • выявить уровень сформированности навыков взаимодействия у дошкольников;
  • разработать и использовать рекомендации для воспитателей по использованию игр.

Практическая  значимость: подобранные игры могут быть использованы воспитателями в процессе формирования навыков взаимодействия дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по изучаемой теме; методы психолого-педагогической диагностики, психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа полученных результатов.

База исследования:  МДОУ «Детский сад п. Нефтебаза», с/т Сысоевка.

Структура работы  Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

1.1 Игра  как социально-психологический феномен

 

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, это сложный социально-психологический феномен, который значим не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни взрослого человека. Философы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.  В ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. В процессе игры происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные для дошкольного возраста.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [29, с.18].

По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. В игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы [7, с.157].

Самое масштабное рассмотрение феномена игры было предпринято Йоханом  Хейзингой в его историко-культурологическом исследовании «Человек играющий». Давно уже ставшее классическим, это фундаментальное исследование раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации. Но самое заметное здесь - гуманистическая подоплека этой концепции, прослеживаемой на разных этапах истории культуры многих стран и народов. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния. Рассматривая «природу и значение игры как явления культуры, игру как изначальное понятие и функцию, которая исполнена смысла, биологические основы игры, игру как некую величину в культуре», Хейзинга приходит к выводу, что «игра это чрезвычайно самостоятельная категория. Игра располагается вне других категорий. Она, как свободное действие, ограничена местом и временем. Игра устанавливает порядок и правила игры, которые бесспорны и обязательны». Группирующая сила игры заключается в «отстранении обыденной жизни». – Игра поддерживает мировой порядок через его представление». Есть одна старая мысль, свидетельствующая, что если продумать до конца все, что мы знаем о человеческом поведении, оно покажется нам всего лишь игрою. Тому, кто удовлетворится этим метафизическим утверждением, нет нужды читать эту книгу. По мне же, оно не дает никаких оснований уклониться от попыток различать игру как особый фактор во всем, что есть в этом мире. С давних пор я все более определенно шел к убеждению, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра» [9, с.126].

Большое значение у Хейзинги занимает рассмотрение игровых элементов  современной культуры, в который  входит «Игровой элемент современного искусства. В заключение своего исследования Хейзинга рассматривает «Критерий нравственного суждения».

Н.К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни [17, с.123].

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Ощущение и ситуация игры, давая, максимально возможную  свободу ее участникам, реализуются  в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил – правил игры. Нет контекста - нет правил. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования. Это предельно ясно в случае произведения искусства - образчика такой игры, контекстом которой является вся вселенная.

Игра переходит границы биологической или физической деятельности, это функция, которая исполнена смысла.

Психология и физиология занимаются тем, чтобы наблюдать, описывать  и объяснять игры детей. Они пытаются установить характер и значение игры и указать место игры в жизненном  процессе. То, что игра занимает там  весьма важное место, что она выполняет необходимую, во всяком случае, полезную функцию, принимается повсеместно и без возражений как исходный пункт всех научных исследований и суждений [16, с.231].

Многочисленные попытки  определить биологическую функцию  игры расходятся при этом весьма значительно. Одни полагали, что источник и основа игры могут быть сведены к высвобождению избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, следует врожденному инстинкту подражания. Или удовлетворяет потребность в разрядке. Или нуждается в упражнениях на пороге серьезной деятельности, которой потребует от него жизнь. Или же игра учит его уметь себя ограничивать.

Другие ищут это начало во врожденной потребности служить  причиной, в стремлении к главенству или к соперничеству. Некоторые  видят в игре избавление от опасных влечений, необходимое восполнение односторонне направленной деятельности или удовлетворение в некоей фикции желаний, невыполнимых в действительности, и тем самым - поддержание ощущения собственной индивидуальности.

Все эти объяснения совпадают в исходном предположении, что игра осуществляется ради чего-то иного, что она служит чисто биологической целесообразности».

По-другому рассматривает  игру психолог и психотерапевт Эрик Берн. Задача его исследования - проиллюстрировать не культурологическую функцию игры, а ее психологическую направленность и реализацию именно в личностных контактах. «Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением».

Исследователь подчеркивает, что игра является для человека серьезным действием, но не полностью отражающим истинное положение вещей, игре в человеческом обществе свойственно некое упрощение ситуации и человеческих реакций на нее.

Именно поэтому Берн считает, что «времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании» [8, с.186].

Берн рассматривает  «независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования».

Обращение к историческому  опыту в воспитании детей позволяет  выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований. Образовательное пространство традиционной игры ориентировано на социально адекватные жизненные ценности, знание которых считалось необходимым для каждого [8, с.391].

Информация о работе Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ