Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.
Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.
Задачи:
дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;

Содержание работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1 Игра как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ДОУ 11
1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ 19
2. Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ 30
2.1 Описание методик и процедуры исследования навыков взаимодействия дошкольников 30
2.2 Результаты исследования 34
2.3 Цикл развивающих игр по формированию навыков взаимодействия дошкольников средствами игры 39
2.4 Итоги психолого-педагогического эксперимента 79
Заключение 82
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

1.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Пятый этап: Взаимопомощь в игре.

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни.

Шестой этап, добрые слова  и пожелания.

Мы уже говорили о том, что  самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение. Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Седьмой этап – Помощь в совместной деятельности.

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы  социального поведения.

В нашей программе  занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

Рекомендации для проведения игр

Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут  показаться детям странными и  непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть, вы должны вводить таких детей  в игру через собственное общение  с ними. В наиболее трудных случаях  проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру. Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя - заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность - вот главные средства в работе с маленькими детьми.

Очень важный момент - выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у воспитателя. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим возможностям и интересам ваших детей.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Занятия последних этапов лучше делить на две части: в первой проводить игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение  позитивного отношения друг к  другу, и лишь вторую половину посвящать  вербальному выражению отношений  или совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие.

Вы можете вносить  в данные игры свои варианты, которые  зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Все  это потребует определенной гибкости и тонкости, умения не следовать  за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.

2.4 Контрольный эксперимент

 

Опыт проведения программы игр показал достаточно высокие результаты. По словам воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей и воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

Данные результаты дают основания предложить разработанную программу игр и занятий, направленную формирование взаимоотношений для использования в ДОУ.

Чтобы проверить эффективность  экспериментальной работы, было проведено  контрольное обследование детей. Для контрольного обследования были выбраны методики: социометрия – «С кем бы я поехал в цирк», инсценирование сказок: «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок».

Цель контрольного исследования: подтвердить эффективность выбранной программы по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством проведения игр.

Задачи исследования:

  1. Выявить реальные взаимоотношения детей дошкольного возраста после проведения программы игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  2. Провести сравнительный анализ результатов коммуникативно-эмоциональной, экспрессивной, динамичной сферы данной группы детей на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Результаты методики «С кем бы я поехал в цирк» показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе уменьшить диапазон колебания баллов по сравнению с этапом констатации. Приложение А, таблица – 6.

Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи. Нестандартная обстановка проведения эксперимента способствовала легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипов при выполнении задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.

Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение игр способствовало налаживанию взаимоотношений дошкольников со сверстниками в условиях ДОУ.

Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми»  увеличился на 5%.

Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным.

Результаты  методик: Инсценирование сказок: «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок» контрольного эксперимента: 55% респондентов показали высокий уровень развития взаимоотношений, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру малоактивных ребят. Проведение работы с проведением игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.

45% оппонентов показали  средний уровень развития взаимоотношений. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории  «Отверженный ребенок, был принят в  группу одним человеком. В ходе наблюдения можно отметить у ребенка повышение  активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

В результате подтвердилось  предположение о том, что игры благополучно влияют на взаимоотношения  детей дошкольного возраста со сверстниками в условиях ДОУ, если создаются следующие  условия:

  • создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
  • гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею.

 

Заключение

 

В дипломной работе рассматривается  игра как средство формирования взаимоотношений дошкольников в условиях ДОУ. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - средство познания ребенком действительности. Работа ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста взаимоотношений таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. Опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка в условиях ДОУ.

В игре дети учатся общению  друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

       Целью данного исследования было - рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр. Для достижения цели был сделан теоретический анализ игры как средства формирования взаимоотношений дошкольников в условиях ДОУ. В теоретической части описаны аспекты формирования взаимоотношений, игра рассмотрена как социально-психологический феномен, также изучены особенности формирования взаимоотношений дошкольников в игре.

В практической части  выявлен уровень взаимоотношений дошкольников. Многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений. Первый этап диагностики позволил выделить проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

Информация о работе Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ