Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.
Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.
Задачи:
дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;

Содержание работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1 Игра как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ДОУ 11
1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ 19
2. Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ 30
2.1 Описание методик и процедуры исследования навыков взаимодействия дошкольников 30
2.2 Результаты исследования 34
2.3 Цикл развивающих игр по формированию навыков взаимодействия дошкольников средствами игры 39
2.4 Итоги психолого-педагогического эксперимента 79
Заключение 82
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

1.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Традиционная игра выступает  в качестве одного из древнейших образовательных  институтов. В отсутствие других форм образования она служит средством  и способом обеспечения полной сохранности и передачи от поколения к поколению всех жизненно необходимых навыков. Социальное пространство традиционной игры специфично в том отношении, что создавало совместность игрового бытия, вертикальную включенность в него взрослых, юношей, подростков, детей.

Такая форма приобретения жизненно необходимого игрового опыта  соответствовала психологическим  поведенческим установкам ребенка, способного лишь в родственном и  значимом для него коллективе проявить в наибольшей степени свои лучшие качества.

Таким образом, мы видим, что в жизни человека феномен  игры всегда имел огромное значение, от развития навыков общения до коррекции  способов и методов человеческого  взаимодействия. Поэтому важным является рассмотрение игровых методик в период дошкольного детства, поскольку именно здесь игра существует в наиболее простой форме.

Исследования, проведенные  психологами, социологами, педагогами, биологами и физиологами, а также  другими специалистами и учеными, помогают изучению и более активному  использованию игровых технологий. Наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе именно в детском возрасте [16, с.58].

1.2 Особенности формирования  взаимоотношений у детей дошкольного  возраста в игровой деятельности  в условиях ДОУ

 

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Богатые возможности для формирования взаимоотношений у детей создает игровая деятельность. В ней отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает  значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности [24, с.117].

Потребность в общении  со сверстниками возникает у ребенка  на третьем году жизни. Тогда же появляются первые проблемы. Взрослые замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию.

С такого противоречивого  поведения обычно и начинаются детские  контакты. Ребенок тянется к сверстнику, но пока не в состоянии договориться об условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны.

Преодолев кризис трех лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая игра, проявляющаяся в дошкольном возрасте - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В 3-4 года ребенок может играть один, не обращая ни на кого внимания, либо проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать, играющему рядом ребенку, не общаясь. К 4- 5,5 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. В этой ситуации взрослый может помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы [18, с.26].

Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. К 7 годам время игры увеличивается. Дети в этом возрасте могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям. Создание группы для коммуникации каждому ребенку формирует особую среду, в которой он чувствует себя психологически защищенным.

Взаимоотношения ребенка  и окружающих в коллективе значительно  отличаются от семейных. Большинство  детей справляется с новой  ситуацией: отношения с новыми людьми, взрослыми и малышами, постепенно налаживаются. Иногда отношения со сверстниками становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего «Я» с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого [17, с.95].

В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они  более уверенны в себе. Друзья учатся договариваться, сохранять общие секреты и тайны.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о  начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой  роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с  выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания [22, с. 144].

Проблеме взаимоотношений  детей посвящены исследования, проведенные  в Лаборатории нравственного  воспитания под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений  детей со сверстниками освещаются А.И. Аржановой, А.В. Булатовой, В.А. Горбачевой, Г.Н. Ибрагимовой.

Анализ результатов, проведенных  исследователями, показал, что в  процессе жизни и деятельности в  детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками. У них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются, как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Изучению взаимоотношений  в группе детского сада посвящены  исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Артемовой и др., а также ряд исследований, выполненных под руководством А.В. Петровского. Л.И. Пеньевская, Т.А. Маркова, В.Н. Залогина уделяли большое внимание вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. А.А. Анциферова, В. Котырло, Л.И. Дурандина и др. изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения.

Большой вклад в развитие теории игры внесли С.Н. Новоселова, Р.С. Буре, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, Н.Я. Михайленко, В.Я. Воронова и др.

Взаимоотношения ребенка  со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Но есть дети, которых  сверстники активно отвергают. Это  не всегда драчуны и «агрессоры». Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень [23, с.71].

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые  Л.С. Выготским, представил в своей книге «Психология игры» проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте [].

Один из видов игры дошкольного периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно или чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой  игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами.

В каждой игре имеются  свои игровые средства: участвующие  в ней дети, куклы, игрушки и  предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий  этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений [26, с.228].

Исследователи Карпова  С.Н. и Лысюк Л.Г в книге «Игра и нравственное развитие ребенка» пишут, что «игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

Д.Б. Эльконин в работе «Психология игры» пишет о внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений Д.Б. Эльконина можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры [32, с.99].

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего  не планируются ребенком младшего дошкольного  возраста, а возникают в зависимости  от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки.

Ролевая игра у дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют  свое поведение, раскрывая образ  выбранной ими роли. Ссоры детей  дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

В игре осуществляются два  вида взаимоотношений - игровые и  реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Опыт работы воспитателей натолкнул Д.Б. Эльконина на мысль о неодинаковом значении разных сфер жизни для возникновения ролевой игры. Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сфера предметов, как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения [32, с.165].

Информация о работе Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ