Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.
Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.
Задачи:
дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;

Содержание работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1 Игра как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ДОУ 11
1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ 19
2. Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ 30
2.1 Описание методик и процедуры исследования навыков взаимодействия дошкольников 30
2.2 Результаты исследования 34
2.3 Цикл развивающих игр по формированию навыков взаимодействия дошкольников средствами игры 39
2.4 Итоги психолого-педагогического эксперимента 79
Заключение 82
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

1.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Методика 6.  «С кем бы я поехал в цирк»

Цель: выявление реальных взаимоотношений детей дошкольного возраста после проведения системной работы по налаживанию контактов с детьми в группе, коррекции их взаимоотношения со сверстниками посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

Методика 7. Инсценирование сказок «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок»

Цель: выявить эмоционально-коммуникативный  уровень старших дошкольников, их активность вступать в контакт со сверстниками, проявление социальной смелости, игровая заинтересованность.

Ход беседы: воспитатель  в данной методике задействовал несколько лиц: организатор, 2 наблюдателя. Все данные заносились в протокол в следующей форме:

Обработка данных:

  • Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых.
  • Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми.
  • Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

2.2 Результаты исследования

 

Результаты исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 45%, «дети, наименее выбираемые в общение» - 50%. Данный показатель говорит о том, что в группе респондентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия.

Категория «Отверженный»  ребенок составила 5%. Это можно объяснить тем, что ребенок неинициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением.

Большинство из группы респондентов предпочитают совместные игры, 45% выбирают для себя роль ведущего, 55% второстепенную роль, 5% в качестве наблюдателя за игрой. Старшими в игре были выбраны следующие дети – Олеся, Елена, Олег, Соня. Эти дети являются выявленными лидерами. Они активны в игре, умеют охотно вовлекать других в игру, не испытывают затруднений в общении, пробуждают интерес, обладают хорошим воображением. Большинство опрошенных детей выделили такие качества человека, как общительность, активность, доброжелательность заинтересованность, ребенком, с которым они желают играть. Меньшинство – сочувствие, отзывчивость. Такие поступки, как уважать родителей, помогать им, не обижать животных, одобрили 100% опрошенных детей, ими были названы плохие поступки, такие как обижать младших, обзываться, драться.

Социальную смелость проявили 25% респондентов , 60% отличились своей активностью при общении, но информацию передали не точно, и 15% оставшихся респондентов не изъявили желание вступать в контакт. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками.

Высокий уровень эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности проявили 20% детей дошкольного возраста. Это дети, наиболее выбираемые в общении, пользуются авторитетом, к ним прислушиваются, их мнение всегда поддерживают, с ними всегда соглашаются. 65% оппонентов высказывают свое мнение вместе со всеми, чаще всего соглашаются с мнениями наиболее активных детей. 15% опрошенных занимают позицию наблюдателя, они предпочитаю отмалчиваться в стороне, неохотно вступают в контакт.

Высокий уровень развития взаимоотношений обнаружен у 25% респондентов. Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о развитии взаимоотношений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Наблюдения за организацией игровой деятельности показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра детей дошкольного  возраста характеризуется низким уровнем  развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. Игровые задачи дети решают привычными способами, они западают на ролевом диалоге.

В предложенном занятии  «Семья» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими  детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для  известного объекта; не всегда реализуют  свой замысел деятельности. Лишь некоторые  дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

На основе полученных данных было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, охотно идут на контакт со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому уровню развития взаимоотношений.

К среднему уровню было отнесено 65% из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню мы отнесли 15% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Таким образом, анализируя полученные данные можно сказать, что  многие дети нуждаются в коррекции  взаимоотношений. Первый этап диагностики  позволил выделить проблемных детей, нуждающихся  в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

    1. Формирующий эксперимент

Пояснительная записка

На формирующем этапе  исследования проведена работа, направленная на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками в условиях ДОУ. В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности используются:

  • коммуникативные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • беседы.

Цель данной работы состоит в формировании полноценных контактов ребёнка со сверстниками в условиях ДОУ.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений  в группе дошкольников стояла перед  педагогами всегда. Практически все  образовательные программы для  детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или  «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.

Формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников. Дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Следовательно, нужно воспитывать коммуникативные навыки, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.

Основной стратегией формирования взаимоотношений должно стать снятие фиксации на собственном «Я», за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

Также нужно отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге - разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования взаимоотношений у дошкольников в условиях ДОУ важно убрать игры, содержащие соревновательные моменты.

Также, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, формирование взаимоотношений у дошкольников в условиях ДОУ на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

  1. Безоценочность.
  2. Отказ от реальных предметов и игрушек.
  3. Отсутствие соревновательного момента в играх.

Исходя из вышесказанного, мы разработали программу игр для детей 4 - 6-летнего возраста.

Главной задачей программы  является привлечение внимания ребенка  к другому и его различным  проявлениям. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа проста и не требует никаких специальных  условий. Проводить ее может как  воспитатель, так и психолог, работающий в детском саду. Программа состоит из семи этапов.

  • Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.
  • На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому ребенку и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
  • На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.
  • Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
  • На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.
  • На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер.
  • И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Перейдем к описанию игр каждого этапа.

Первый  этап: общение без слов.

Главной целью этого  этапа является переход к непосредственному  общению, что предполагает отказ  от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.

Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов. Для преодоления сложившихся  игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычными сюжетами, в которых  дети могут выбирать для себя любые  роли, все равны и каждый может  делать то, что он хочет.

Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых  действий. В игру приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются, взрослый не настаивает, но стремится  ненавязчиво заинтересовать их и  привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, вы увидите, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко второму-третьему занятию - вся группа. Время от времени воспитатель может комментировать происходящее и направлять игру.

Второй этап: Внимание к другому.

Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Задача данного этапа - обратить  внимание на сверстника самого по себе. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Третий этап: согласованность действий.

Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать  собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к  сверстникам и, во-вторых, умения действовать  с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Четвертый этап: общие переживания.

Четвертый этап состоит  из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На следующем, четвертом этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

Информация о работе Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ