Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования взаимоотношений дошкольников в ДОУ средствами игры и составить цикл развивающих игр.
Объект: особенности взаимоотношений дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: игровые средства формирования взаимоотношений в ДОУ.
Задачи:
дать теоретическое обоснование игре как социально-психологическому феномену;
рассмотреть особенности взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
составить цикл развивающих игр по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством игры в условиях ДОУ;

Содержание работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1 Игра как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ДОУ 11
1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ 19
2. Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ 30
2.1 Описание методик и процедуры исследования навыков взаимодействия дошкольников 30
2.2 Результаты исследования 34
2.3 Цикл развивающих игр по формированию навыков взаимодействия дошкольников средствами игры 39
2.4 Итоги психолого-педагогического эксперимента 79
Заключение 82
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

1.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

В статье Ремизовой  Г.Е. «Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте» исследуется дошкольный период, в котором закладываются основы коммуникативных навыков и причины этого: «В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец практически трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития». При общении со сверстником «ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом» [27, с.54].

В игре детей могут  проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми.

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща  яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

Работа ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста взаимоотношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в игре в условиях ДОУ. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса, их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа  можно обозначить помощь в установлении доброжелательного, содержательного, гуманного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста [11, с.43].

1.3 Игра как психолого-педагогическое средство развития взаимоотношений дошкольников в ДОУ

 

Каждый период жизни  ребенка характеризуется определенным видом деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра средство познания ребенком действительности. В игре ребенок познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

В детском возрасте игра является одним из методов психолого-педагогического  развития ребенка, способствует более  активному, хотя и «пробному» взаимодействию с окружающим миром. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам  других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается в игре, а затем проявляется и в других видах деятельности. В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений [19, с.75].

Среди множества методов  работы с детьми в том числе, и  коррекционной, можно выделить метод  конгруэнтной коммуникации, который  базируется на принципах гуманистической  психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации – обеспечение системы  психологических условий позитивного личностного развития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач, включающих:

  • установление взаимопонимания, формирование отношений доверия и сотрудничества на основе эмпатии;
  • формирование позитивного образа «Я» у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - качества, которые свойственны детям с  адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость  свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать  в играх, потому что боятся оказаться  хуже других, а если участвуют в  них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается».

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других, и часто бывают, агрессивны с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция  на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение дошкольника к себе. Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте.

Успешным является применение «метода социальной терапии или статусной психотерапии. Метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и оценки ребенка значимыми другими – взрослыми и сверстниками». Метод социальной терапии использует следующие приемы: специальный подбор игр, других видов деятельности, в которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует достаточно высокие результаты и успех [14, с.192].

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития ребенка.

Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют  представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются  их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как  ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение», в игре происходит отрыв значения от реальной вещи.

В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, формирует  предметные действия, показывает различные  способы действий с одной игрушкой. Под предметными действиями понимаются «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления» [30, с.86].

Предметные  действия — необходимая предпосылка  игры. На начальных этапах игровое  действие связано с предметом, в  роли которого выступает сюжетная игрушка. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных действиях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать.

Воспитатель побуждает  детей внимательно рассматривать  игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. На глазах у детей постепенно объединяется несколько простых сюжетов. Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в игры, продемонстрированные ранее воспитателем. Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре.

Предметно-игровые действия могут быть связаны с элементами строительных игр: сооружение воспитателем домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке.

Важнейшим условием правильной организации действия с  сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые  ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения  действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и проговариваются в процессе демонстрации игрушек и действий с ними. Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому запоминанию слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт [10, с.66].

Игры становятся длительнее, действия с игрушками  более детализированными. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом.

Играм предшествует проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми  ими предметами; дети учатся с помощью воспитателя подражать им. Организуются игры, в которых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям воспитателя: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети.

По мере расширения представлений об окружающем, накопления опыта игр расширяются возможности общения. Воспитатель включает в игры, первоначально в те, которые проводит сам, необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

Необходимо  тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации речевые средства, иначе, как это часто наблюдается, занятие превращается в повторение бесчисленного количества слов, эмоциональный настрой пропадает, и игра перестает привлекать детей. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком и по другим занятиям. Применительно к младшим дошкольникам это побуждения, сообщения, вопросы. Воспитатель помогает детям воспользоваться теми или иными выражениями, показывает способы их использования [6, с.73].

Накопление  у детей игрового опыта, освоение разнообразных действий с сюжетными игрушками дает возможность усложнить игровые действия путем введения предметов-заместителей, в роли которых чаще всего используется полифункциональный игровой материал — предметы, не имеющие строго зафиксированного функционального назначения. Переход к действиям с предметами-заместителями у детей свидетельствует об осознании ими функционального назначения предмета, свободе оперирования словом, отделении действия от предмета. По мере развития действий с предметами-заместителями, а позднее и воображаемыми предметами у них появляется речевое замещение.

Игра как  психолого-педагогический метод развития ребенка ставит своей целью, по мере расширения представлений об окружающем, накопление опыта, рост возможностей общения, изучение необходимых слов и выражений, и сферы использования, необходимых для данной игровой ситуации речевых средств. Освоение разнообразных игровых действий, наблюдение за бытовыми действиями взрослых, внимательно рассматривая игрушки, дети сравнивают их, развивая внимание, память. Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Важно отметить роль дидактической игры, которая должна занимать значительное внимание в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста [17, с.147].

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает изменения в психологических особенностях личности ребенка.

В игре не выделяют разные планы взаимоотношений детей. Ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае говорится об организации игр с нравственным содержанием, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

Информация о работе Психолого-педагогический эксперимент формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях ДОУ