Развитие мышления в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломной работы являются:
1. Изучение истории развития и трудностей детского мышления;
2. Как происходит овладение ребёнком научных понятий;
3. Анализ и изучение литературы по данной теме.

Содержание работы

. Введение 3
II. Глава I. Теории развития мышления.
1.История развития мышления 6
2. Трудности детского мышления 12
III. Глава II. Формирование мышления.
1. Овладение научными понятиями 22
2. Необходимость организации мышления ребёнка. 25
3. Учёт закономерностей мышления при построении урока и
организации учебной деятельности. 29
IV. Глава III. Практическая часть
1. Развитие логического мышления на уроках математики. 31
2. Развитие логического мышления на уроках русского языка 39
3. Развитие образного мышления на уроках
технологии и изобразительного искусства. 46
V. Заключение. 50
VI. Список использованной литературы 51
Приложение.

Файлы: 1 файл

Развитие мышления в процессе обучения младших школьнико1.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Сейчас можно ответить на вопрос: по-разному ли нужно развивать мышление у разных детей? Если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные, причём мы можем о них не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал поможет выявить эти способности. Например, известно, что мышление математиков строго логично, инженеры способны к пространственным построениям, педагоги особенно чутки к анализу межличностных отношений и так далее. Опасно давать детям однотипные задачи – тем самым можно лишить их возможности проявить себя, узнать, что легче даётся, что больше нравится, и, следовательно, какая область знаний является для ребёнка в будущем наиболее перспективной. Кроме того, нельзя загонять ребёнка в прокрустово ложе (мерку, под которую насильственно подгоняют ребёнка) одной профессии, если хотим воспитывать гармоничную личность. Таким образом, всех детей учителя учат мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, не однотипным.

Процесс мышления имеет свои закономерности и феномены. Например, он происходит только по собственному желанию мыслящего и не может быть навязан, то есть нельзя заставить человека мыслить. Мышление нельзя также «отменить» или «запретить» - неразрешённая проблема продолжает тревожить, интересовать человека, и он к ней постоянно возвращается. Опытный педагог, поставив своих учеников в проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, даст возможность «разогнаться» мышлению. Тогда появится ещё один феномен мышления: независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно, через учителя или книгу, - субъективно он воспринимается как собственная находка и прочно включается в систему знаний, не требуя усилий для запоминания. Загадки – благодатный материал для развития мышления, причём они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми.

Проблемные ситуации можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Конструктивность  мышления хорошо развивается в разборе  бытовых ситуаций: что-то приспособить, починить, заменить, усовершенствовать. Например, рассматривать разные предметы и находить им новое применение; задать детям вопросы: «Что в вашем доме сделано родителями или вами самими?», «Что в доме неудобно? Как это можно исправить?» и так далее. Соревновательный игровой эффект заражает детей творческой энергией и доставляет много радости. Для «разгона» детской фантазии нужно иметь в запасе несколько своих примеров, которые можно использовать в возможных паузах. Критичность мышления весело воспитывается в играх типа «Верю – не верю», «Небылицы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учёт закономерностей мышления при построении урока и организации учебной деятельности.

 

1.Роль мышления ученика в процессе современного обучения.

В разные эпохи, при различных системах обучения мышлению отводилась неодинаковая роль. Так, в средневековье, когда обучение носило в основном догматический  характер (основанный на положениях, которые принимаются как догмы, не допускающий возражений), учебная деятельность ограничивалась механическим заучиванием сообщаемых педагогом сведений, которые учащиеся должны были принимать на веру. Роль мышления при таком обучении была относительно невелика, основная нагрузка ложилась на память (запоминание и последующее воспроизведение материала). На смену догматическому пришло обучение объяснительно- иллюстративное, при котором педагог давал объяснения, приводил доказательства, использовал разнообразные средства наглядности. При объяснительно- иллюстративном обучении резко увеличивается объём сведений, сообщаемых ученикам, повышается активность учащегося, роль мышления существенно возрастает.

В современной  школе роль мышления ещё более  возрастает. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к её осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

Каковы же современные представления о  роле мышления учащихся в учебной  деятельности? До сих пор нередко  полагают, будто педагог должен сообщить ученику какие-то сведения (содержание), а ученик должен это содержание усвоить.

Возникает, таким  образом, впечатление, будто учитель, сформировав содержание, «вкладывает» его в головы учеников, т.е. активной стороной является учитель, а на долю ученика остаётся лишь воспринять, усвоить, а затем воспроизвести это содержание. Преподавание, усвоение, воспроизведение в той или иной форме – основные этапы в обучении.

К сожалению, такие представления до сих пор нередко встречаются в педагогической литературе. Ещё печальнее, что сам учебный процесс строится в соответствии с этой схемой, и не приходится удивляться, что его эффективность оказывается невысокой. В действительности эта схема не точна, так как не учитывает психологических механизмов учения. А ведь ещё 70 лет назад А. А. Потебня предупреждал, что «посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только побудить его собственную»18. О том говорил и В. О. Ключевский когда замечал, что «преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую».19

 

 

 

 

 

3. Развитие логического мышления на уроках математики.

Развитие  логического мышление у детей  – один из самых актуальных вопросов, стоящих перед современным учителем. Как же его развивать? Какие задания  использовать?

Методисты предлагают систему заданий, способствующих развитию логического мышления. С помощью фрагментов уроков показывают, как эти задания применяются в процессе обучения детей математике.

Работа по развитию мышления ведётся не только на уроке, но и во внеклассной работе.

«Математика – гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Это происходит потому, что: во-первых, здесь используется много абстрактного материала: натуральные объекты заменяются символами; во-вторых, дети при решении задач и в проблемных ситуациях устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам; в-третьих, учащиеся самостоятельно находят закономерности, выводят свойства и законы.

«Чаще всего  работа над развитием логического мышления учащихся идёт вообще без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах школы, а этим приёмам необходимо учить младших школьников: без них полноценного усвоения материала не происходит…»20

В своей дипломной работе я предлагаю такие задания, в процессе выполнения которых дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Помимо содержания также важно и то, как задания преподнесёт сам учитель.

Также следует  помнить, что мысль невозможна без  вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное для  учителя не только самому научиться задавать вопросы, но и научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Предложенные  мною задания разделены на пять блоков.

I. Анализ и синтез.

II. Сравнение.

III. Аналогия и обобщение.

IV. Суждение и умозаключение.

I. Анализ и синтез

Задания данного  блока учащиеся выполняют с удовольствием, так как являются активными участниками, то есть сами предлагают различные  задания к данному математическому объекту. Учитель только направляет их.

Задания представлены группами.

 

Задания на рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.

1. Прочитай  выражение всеми возможными способами.

Учитель: Вот так дела!

Здесь два  числа,

А между ними знак,

Но не прочту никак.

Ребята, вы мне  помогите

И выражения  прочтите.

На доске  запись: 18+16.

Дети: Это сумма чисел 18 и 16; здесь написано к 18 прибавить 16; а ещё можно прочитать так: первое слагаемое 18, а второе слагаемое 16; надо увеличить 18 на 16. Получится 34.

Учитель: Спасибо за старание. Вот ещё испытание. Прочитайте следующее выражение.

На доске  запись: 34 – 16.

Дети: Здесь написана разность 34 и 16; уменьшаемое 34, вычитаемое 16; из 34 вычесть 16; 34 уменьшить на 16.

Учитель также может предложить детям сравнить эти выражения.

Учитель: Замечательно! Что вы заметили?

Дети: 18 + 16 = 34 и 34 – 16 = 18. Эти выражения связаны, так как если из суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое.

2. Малыш и  Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.

Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.

Карлсон

9

4

7

11

19

3

8

6

Малыш

7

2

5

         

(9,  17, 1, 6, 4)

В данной таблице надо уловить особенность изменения чисел, тогда ты поймёшь, какие числа надо дописать.

Карлсон

3

5

6

2

8

4

9

7

Малыш

9

25

36

         

(4, 64, 16, 81, 49)

3. Из различных  цифр я сделала бусы,

            Но бусы были порваны.

Кто сможет их помочь собрать,

Тому бы я  поставил пять!

 


 


 


 

(10, 20, 25, 30, 40, 45)




 

 

(36, 46, 66, 76)

4. Если подумать  и посчитать, 

Можно все  числа в таблицу вписать.

Главное, запомни: первое слагаемое

Из верхней  части брать, а второе – сбоку искать.

14

16

18

20

 
       

25

       

26

       

27


(39, 41, 43, 45; 40, 42, 44, 46; 41, 43, 45, 47.)

 

Задания на узнавание  объектов по данным признакам.

1. Какой предмет  обладает одновременно следующими  признаками:

− имеет 4 стороны  и 4 угла (Четырёхугольники: прямоугольники, квадрат и так далее)

− имеет 3 стороны  и 3 угла (Треугольники: прямоугольный, равносторонний, равнобедренный)

2. Узнай и  запиши выражение, если известно, что в нём два числа –  7 и 42, одно из них произведение. (6 × 7 = 42, 42 : 7 = 6).

3. Узнай и  запиши числа:

− число больше 10, чётное, получается при выполнении действия между числами 6 и 2. (6 × 2= 12)

−если увеличить  данное число на 12, то получим результат  выражения 7×3 (9)

 

II. Сравнение

1. Чем похожи  числа 7 и 71? (В записи чисел используется цифра 7; эти числа нечётные.)

2. Сравни задачи.

В лесу гулял  котёнок, грибочки собирал.

Тихонько  клал в корзинку

И быстро их считал.

Вот один белый  гриб,

Вот второй, тут  сыроежка стоит,

Здесь ещё  гриб большой.

Вот на пенёчке  восемь опят,

Я вам тоже буду рад.

А теперь спрошу ребят:

Сколько грибочков  в корзинке сидят?

 

В лесу гулял  котёнок, грибочки собирал.

Тихонько  клал в корзинку

И быстро их считал.

Вот один белый  гриб,

Информация о работе Развитие мышления в процессе обучения младших школьников