Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:43, дипломная работа
Целями дипломной работы являются:
1. Изучение истории развития и трудностей детского мышления;
2. Как происходит овладение ребёнком научных понятий;
3. Анализ и изучение литературы по данной теме.
. Введение 3
II. Глава I. Теории развития мышления.
1.История развития мышления 6
2. Трудности детского мышления 12
III. Глава II. Формирование мышления.
1. Овладение научными понятиями 22
2. Необходимость организации мышления ребёнка. 25
3. Учёт закономерностей мышления при построении урока и
организации учебной деятельности. 29
IV. Глава III. Практическая часть
1. Развитие логического мышления на уроках математики. 31
2. Развитие логического мышления на уроках русского языка 39
3. Развитие образного мышления на уроках
технологии и изобразительного искусства. 46
V. Заключение. 50
VI. Список использованной литературы 51
Приложение.
Учитель читает рассказ.
– За что женщина стыдила мальчиков? Ведь они ничего плохого не сделали!
Дети отвечают.
– Как бы вы поступили на месте мальчиков?
V. Игра «Зёрнышко»
Учитель: Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко? Давайте попробуем это сделать. Рассмотрите изображения героев рассказа Осеевой, представьте, какие чувства они испытывали. «Вырастите» это чувство в себе, покажите позой, жестами, мимикой. Найдите выход из ситуации.
VI. Физкультминутка
Учитель: Представьте, что вы маленькие котята. А что они любят делать? Конечно же, играть! Давайте покажем игры весёлых котят.
Учитель включает музыку.
VII. Работа с пословицей.
Учитель: Народ сложил немало пословиц. Сейчас попробуем составить пословицу из слов, записанных на карточках-бабочках.
Карточки висят на нитках так, чтобы дети, подпрыгнув, могли их достать.
Дети: «Чужая беда – не беда, своя беда – горе»
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети отвечают
А сейчас мы ещё поиграем вот с этими необычными часами. Что в них не так, как в настоящих часах?
Дети пытаются определить.
– Здесь зашифрована пословица. Разгадайте её.
12 1 4 6 8 10 1 3 5 6 – 7 9 11 6
д ч л
С у
О е
Я ж
В а з
Дети: «Чужая слеза – вода».
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? Неужели так и должно быть?
Дети отвечают
VIII. Просмотр мультфильма
Учитель: Посмотрите мультфильм и закончите предложения, записанные на доске.
Животные, как и люди, испытывают… .
Сами себя животные защитить… .
Значит, люди должны… .
IX. Подведение итогов
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вспомните всё, о чём мы говорили. Давайте прочитаем слова, которые написаны на доске. Они обозначают некоторые черты характера. Какие из них можно отнести к одному мальчику из мультфильма, какие – к другому? Какие качества вы должны воспитывать в себе? А от каких лучше отказаться?
X. Домашнее задание
5. Развитие образного мышления на уроках технологии и изобразительного искусства.
Тема. «Образ человека, характер одежды в японской культуре»
Цели: дать представление о технике оригами; познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать образное мышление, творчество, воображение; развивать умения работы с акварелью, пастелью; воспитывать уважение к культуре другого народа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель предлагает разгадать ребус.
Ответ: оригами.
II. Работа по теме урока.
1. Рассказ об оригами.
Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего неизвестно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далёкой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Канон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства.
Утратив со временем своё религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому – различные представительные выставки, центры оригами.
Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.
Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие.(рис. 8)
2. Дидактическая игра «Массе буммет»
В классе находятся различные по форме сухие ветви деревьев.
Учитель: Мастер изображения и мастер украшения просят вас «оживить» сухие ветви, наполнить их радостью жизни. Для этого каждому нужно по схеме-таблице изготовить способом оригами бабочку, украсить её и «посадить» на наши ветви.
Варианты украшения поделки учащиеся продумывают самостоятельно.
Если учащиеся хорошо знакомы с техникой оригами, то возможен вариант самостоятельно конструирования работы. Работа выполняется в течении 5 минут.
Учитель демонстрирует репродукции произведений К. Утамаро «Три прославленных красавицы» и «Женщины за туалетом» или другие различные фотографии, рисунки с изображением женского образа в японской культуре.
Показывая их, учитель предлагает классу подумать о том, схож или отличен облик японок от тех женских образов, которые рассматривались на прошлых уроках, в чем своеобразие их внешности.
Дети: Тонкий, идеальный овал лица, миндалевидные узкие и длинные глаза, соболиные густые брови, словно в удивление приподнятые вверх.
Учитель обращает внимание учащихся на средства выражения, которыми пользуется художник: красавицы нарисованы линиями, похожими на струйки водопада, плавными, текучими, изящными, тонкими. Сложные причёски японок напоминают волны в море.
На примере японских художников Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива», Харинобу «Красавица» учитель знакомит учащихся с национальной одеждой кимоно, которое дополняют особое бельё, специальная обувь, различного вида накидки, а также украшения для причёски. Учащиеся сравнивают силуэт, форму и декор национального японского костюма с окружающей средой и находят их связи.
Учитель: Покрой японского кимоно в основном сложился в VII веке и за минувшие тринадцать столетий лишился своих свободных линий.
Не только внешний облик, но и поведение японской женщины резко меняется в зависимости от того, в чём она одета. В кимоно она всегда строго следует старинному этикету.
По большим праздникам кимоно одевают и мужчины. Как правило, это строгие, тёмно-синие или чёрные кимоно, они мало украшены в отличие от «цветущих» женских.
III. Самостоятельная работа учащихся.
В ходе практической работы дети завершают панно «Праздник цветения вишни-сакуры», изображая людей и украшая улицы города гирляндами цветов, японскими фонариками, лентами. Часть учащихся выполняют индивидуальную работу – изображение японок на фоне цветущих веток.
Затем все фигурки японок вырезаются и приклеиваются на красочную картинку, которую рисовали другие дети.
IV. Итог урока.
Изучение культуры Японии завершается демонстрацией коллективных и индивидуальных работ, их анализом и оценкой.
Уборка рабочих мест.
V. Домашнее задание.
Прочитать сказки народов гор и степей.
Заключение.
В своей дипломной работе я показала: какие теории развития мышления выдвигали выдающиеся учёные на протяжении многих тысячелетий, как формируется мышление школьников, как происходит овладение учениками научных понятий, а так же как развивается теоретическое, логическое, композиционное мышление детей в процессе овладения системой знаний. Каждый ребёнок, впрочем, как и взрослый, имеет способность ошибаться. В процессе обучения у многих детей возникают трудности в усвоении какого-либо материала, в своей работе я обозначила те трудности, с которыми школьники встречаются чаще всего, а так же, дала ответ как предотвратить появление такого вида трудностей у младших школьников.
Развитие мышления ребёнка играет огромную роль в обучении. Для этого я подобрала ряд упражнений, которые способствуют развитию мышления каждого ребёнка. Каждый хочет, чтобы его ребёнок был смышлёным, любознательным, догадливым, предусмотрительным, остроумным, разумным, сообразительным. Я считаю, что каждый педагог должен использовать развивающие упражнения на уроках и использовать знания известных педагогов и психологов способствующих развитию мышления. Ведь мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам.
Список используемой литературы.
1. Андреева М. А. Нестандартные задачи на уроках математики в 4
классе // Начальная школа. – М., 2002., №39.
2. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. – М., 1964. – С. 246.
3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966. – С. 152-153.
4. Брунер Дж. Процесс обучения. – М., 1962. – С. 41.
5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч.: В 6 т. – М.– Т.1. – С.273.
7.Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
8. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
9. Гиттис И. Историческая терминология в начальном обучении истории // Советская педагогика. 1937. №3.
10.Дубровина И. В. // Возрастная и педагогическая психология. – М. Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
11.Запорожец А.В. // Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ.– М.1965.
12. Иванов П. Природоведческий словарь учащихся I класса // Начальная школа. 1939. №7.
13.Исследования мышления в советской психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1969. –С. 262.
14. Ключевский В. О. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М, 1981. – С. 50.
15.Коростылёва Е. Коррекционно-развивающее обучение // Начальная школа. – М., 2007., №18
16. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым: 1 класс // Чистые пруды. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 6 (12)).
17.Крутецкий В. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1971.
18.Лободина Н.В. Изобразительное искусство 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского // Учитель. – Волгоград, 2007. – 251 с.
19. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
20.Менчинская Н.А. Психология мышления. – М., 1965.
21.Потебня А. А. Природоведческий словарь учащихся I класса // Начальная школа. 1939. №10.
22.Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1988.
23.Путлева М.И. Развиваем мышление // Начальная школа. – М., 2007., №18
24. Путляева Л.И. Развиваем мышление. // Начальная школа «Первое сентября». 2007. №18.
25. Развитие логического мышления на уроках математики. // Начальная школа. – М, 2000, №47
26. Синцова А. А. Занятия по развитию речи: 3 класс // Чистые пруды. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 5 (11)).
27. Скаткин М. Н. Образование элементарных понятий в процессе обучения естествознанию // Советская педагогика. 1944. №4.
28. Соколова А. В. Интеллектуальные игры // Чистые пруды. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 19).
29. Талызина Н. Ф. – Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. С.20.
30. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
31.Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб.: Лань, МИК, 1996. – 208с.ил.
32. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. – Таллин, 1988.
33. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1983.
34.Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С. 47.
35. Юркевич В. С. Светлая радость познания. – М., 1977.
36.Языканова Е. В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников // Чистые пруды. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4 (10)).
Информация о работе Развитие мышления в процессе обучения младших школьников