Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

Файлы: 1 файл

курсовая работа Дорогиной И.В., 5 курс, НГПУ.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

«Развитие навыков внеситуативно - личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры»

Курсовая работа

 

 

 

Выполнил: студентка 5 курса

Ирина Викторовна Дорогина

Специальность 050703 «Дошкольная педагогика и психология»

Форма обучения: заочная

 

 

 

Научный руководитель:

 

**************

Кандидат филологических наук,    доцент


 

 

 

 

 

 

Черепаново 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка

1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6

1.2. Мотивы, средства, функции общения  ………………….…………..…. 8

1.3. Развитие навыков общения  в  онтогенезе ….…………….…………... 11

1.4. Особенности общения детей  старшего дошкольного возраста……………….…………………………………..……………………….……….. 15

Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста

2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22

2.2. Использование ролевой игры  на занятиях в детском саду……….. 24

2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28

Глава III. Экспериментальные исследования

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы. ………………………………………………………..34

Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38

Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45

Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50

Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77

Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы «Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры».

В последнее время нас, педагогов дошкольного образования, беспокоят следующие факторы:

- многие школьники испытывают  серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;

- дети все меньше пользуются словом как средством общения;

- не могут поддержать  и развивать установившийся контакт;

- не умеют по собственной  инициативе обратиться к другому  человеку, порой даже стесняются  ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо;

- не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Решающее значение коммуникативной деятельности для психического развития ребенка подчеркивается многочисленными исследованиями. Основной концепцией о развитии общения в детском онтогенезе применительно к дошкольному возрасту являются теории М.И. Лисиной и ее последователей: Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.Г. Смирновой и др.

Мы знаем, что формирование коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. Поэтому, чем раньше на эту сторону жизни ребенка будут обращать внимание взрослые, тем меньше проблем будет у ребенка в будущей жизни. Для избегания проблем в общении детей дошкольного возраста нужно как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, умение жить в изменяющейся социальной среде.  Умение это должно быть основано на этических нормах и правилах.

Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и практического применения в детских садах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дает простор педагогам для новаторства и внедрения в жизнь собственных нестандартных  идей и решений.

Именно ролевые игры, на мой взгляд, содействуют объединению детей,  воспитывают чувство доброжелательности, взаимопомощи. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка.

Гипотеза данной работы заключается в том, что если мы будем эффективно развивать навыки игровой деятельности дошкольников, то успешно сформируются их коммуникативные навыки,  потребность в общении.

Эту задачу необходимо решать именно в дошкольном возрасте, что будет способствовать полноценному развитию личности.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: навыки внеситуативно личностного общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ролевая игра как средство развития навыков внеситуативно личностного общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
  2. Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
  5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

1.1. Понятие коммуникативных навыков

 

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря ним ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный вопрос, какие критерии являются определяющими данного процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением?

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [17].

 Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию: ребенок на конкретный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребенка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок [13].

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

  • коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
  • интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
  • перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Общение со взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней рождения ребенка на протяжении первых семи лет его жизни. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное [17].

Под формой общения подразумевается коммуникативная деятельность, которая характеризуется, прежде всего, такими параметрами, как содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие малыша к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми. Дошкольник овладевает речью как ведущим средством общения, позволяющим передать максимально богатое содержание.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  • умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду и в общении со взрослыми – педагогами, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

Количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привезти к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

 

1.2. Мотивы, средства, функции общения

 

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности;

3) потребностью в признании и  поддержке.

О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследователей. С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми - появляются познавательные мотивы общения.

Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве - как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Информация о работе Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры