Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

Файлы: 1 файл

курсовая работа Дорогиной И.В., 5 курс, НГПУ.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких аспектах: 

- приемы педагогического влияния  на содержание игр; 

- помощь детям при реализации игры; 

- развитие сюжета; 

- формирование  взаимоотношений  между участниками игры.

Приступая к планированию, необходимо сформулировать свои цели: каких результатов необходимо достигнуть в определенный отрезок времени.

Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих поставленным целям.

При этом необходимо также учитывать:

  • взаимосвязь и последовательность выбранного материала;
  • постепенное усложнение;
  • разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью);
    • занятия для маленьких и больших групп — педагог должен решить, когда использовать малочисленные (от 6 до 8 человек), а когда крупные группы. Существует много способов разделить группу на подгруппы. Их можно планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора — вытаскивание из шляпы бумажек с фруктами — или разрешить детям формировать группы по своему усмотрению. В последнем варианте необходимо позаботиться о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок. Необходимо выбрать тот метод, который будет оптимальным для конкретной группы;
    • временные рамки (необходимо определить, в какое время проводить занятия с детьми, продолжительность занятий).

План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы.

С помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Занятия выстраивают в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Занятия-игры помогают развить у детей:

- коммуникативные способности  и качества;

- умение распознавать эмоции  других и владеть своими чувствами.

- позитивное отношение к другим  людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать - радоваться  чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности  и чувства с помощью вербальных  и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и  сотрудничать.

От взрослого во время занятий требуется:

- терпение;

- желание играть и верить  в игру так, как верит в нее  ребенок;

- умение принимать всех детей  такими, какие они есть;

- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение  ребенка;

- способность к импровизации.

Правила игр задают таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом их потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность направляет внимание на другого, содействует сплоченности и возникновению чувства общности [43].

В ходе таких занятий дети получают не только новые знания, но и развивают воображение, уверенность в себе. Дети легче общаются со сверстниками, лучше понимают чувства других и легче выражают свои, используют в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, охотно включаются в совместную деятельность.

Конспекты игр-занятий по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста представлены в Приложениях 2, 3.

Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности – Приложение 4.

Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, - Приложение 5

 

Основные принципы проведения игровых занятий [44]

1. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, нужно найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Дети могут спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Можно в беседе с детьми расширить это понятие, например:

    • каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;
    • каждый имеет право быть выслушанным;
    • каждый имеет право выбора;
    • спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.

3. Принцип осознанности. Перед началом занятия взрослый (педагог или психолог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.

4. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше, а что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели.

Варианты: можно придумать свой способ оценки каждой игры, к примеру, поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты выражают  общий восторг. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.

Такие оценки полезны для планирования занятий,  поскольку позволяют учитывать потребности участников более непосредственно.

После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть хором песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения. Все зависит от фантазии педагога, главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизировал приятные эмоциональные реакции.

 

2.3. Влияние ролевой игры  на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста

 

Внеситуативно-личностная форма общения появляется к концу дошкольного возраста. Общение ребенка развертывается на фоне теоретического и практического познания социального мира и протекает в ряде самостоятельных эпизодов. В нем удовлетворяется потребность ребенка не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сверстников, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними.

Дети научаются ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми, приобщается к нравственным ценностям общества.

Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, в ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка [46].

В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения детей дошкольного возраста. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

Ролевая  игра  приводит  к  изменению  позиции  ребёнка -  со  своей индивидуальной и специфически детской - на новую позицию взрослого. Само принятие  ребёнком  роли  и  связанное  с  этим  изменение  значения  вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую. А это может означать то, что ребёнок учится смотреть на проблему с разных точек зрения, учитывать и чужие мнения, принимать их.

Таким образом, игра  имеет  огромное  значение  для  нормального  психического  развития ребёнка,  а  также  она  имеет  огромное  воспитательное  значение.  Так  как содержание  ролей  главным  образом  сосредоточено  вокруг  норм  отношений между людьми, то есть её основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребёнок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих  взаимоотношений.  Нормы,  лежащие  в  основе  человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребёнка.  Игра  имеет  значение  и  для  формирования  дружного  детского коллектива,  и  для  формирования  самостоятельности,  и  для  формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для многого другого.

Общение детей как партнеров по игре перестает быть средством осуществления делового сотрудничества и начинает приобретать все большую самостоятельную ценность, которая выражается в стремлении ребенка к сопереживанию с партнером, в установлении с ним отношений доброжелательности, отзывчивости, внимания [1], [25].

Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер – развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетами и ролями приходит игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнение в отношениях с другими людьми: помогают осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил. В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли, правила. Обязанности по отношению к другим – это то, что ребенок считает нужным исполнять исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участник игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся много образнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

По свидетельству Усовой А.П., к старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры [41]. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Недаром ролевую игру называют школой реальных отношений.

Информация о работе Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры