Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81
«Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
«Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
«Цвета эмоций»
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.
«Тихий разговор»
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Ход игры: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.
«Собери пиктограмму»
Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.
«Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Передай улыбку по кругу»
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Этюд на различные позиции в общении
Цель: прочувствование различных позиций в общении.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?
«Интонация»
Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
«Рисование»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Ход игры: Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО САМООЩУЩЕНИЯ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«Волшебный стул»
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
«Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы».
«Солнечный зайчик»
Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.
Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
«Катаем мяч»
Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция (детям): Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг.).
«Капитан»
Цель: развивает умение планировать деятельность, ответственность, способствует сплочению группы.
Инструкция: «Давайте сейчас поиграем в капитанов. Капитаном будет каждый из вас, кто захочет, по очереди. Задача капитана — перевезти как можно больше пассажиров на своем корабле (корабль — сдвинутые спинками вплотную два стула). Капитан будет по одному подводить к «кораблю» пассажиров и размещать их так, чтобы никто из них не касался ногами земли и ни в коем случае не упал. Когда останется место только для одного человека, капитан сам занимает его и кричит: «Вперед!». Я засекаю время ив течение одной минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт, т. е. коснуться пола ногами или руками. После этого капитан запоминает, сколько пассажиров ему удалось перевезти и занимает место среди пассажиров».
В этой игре ведущему нужно находиться около стульев и страховать детей. В начале игры он может немного помогать капитану размещать детей на стульях.
«Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
«Путанка»
Цель: активизация группы, переживание группового единства.
Ход игры: По предложенной детьми считалке выбирается ведущий он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют крут, не разжимая рук. Они начинают запутываться — кто как сумеет, водящий распутывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся.
«Волшебные заросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Ход игры: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет, от чего это зависело?