Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81
Существует огромное множество считалок, вашему вниманию предлагается особая, сугубо мирная считалка М.Д. Яснова. В спорной ситуации она окажется как нельзя кстати.
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки,
Повстречались, подразнились,
Не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки —
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!
Элементы соревнования
Кроме жребия и считалок, можно использовать познавательные задачи, загадывать загадки, предлагать игры на внимание. Это позволит не только справедливо разрешить противоречия, но и послужит дополнительным развивающим стимулом. Например: «Сколько согласных в слове "сказка"?» «Угадай, кто лишний» и т. д. Преимущество остается за первым, давшим правильный ответ. Если противоречие возникло между двумя детьми, и они никак не могут распределить очередность или игровые роли, то возможно использовать элементы легкого соревнования: детям загадывается по три загадки (желательно одинаковые), но так, чтобы они не могли услышать ответов другого (как вариант, можно надеть наушники). Вместо загадок возможны игры на внимание: двоим детям предлагают внимательно рассмотреть третьего (или картинку), затем, когда они отворачиваются, ребенок с помощью воспитателя меняет несколько деталей своей внешности и одежды. Самый находчивый и внимательный получает право первого выбора.
Главное, чтобы задания были интересными и соответствовали возможностям детей. В дальнейшем дети смогут самостоятельно придумывать новые задания и творчески их решать.
Очередь
Оптимальный метод при работе с большой группой детей. Очередность можно устанавливать по любым случайным основаниям:
Чем больше вы придумаете таких оснований и чем чаще их станете менять, тем интереснее будет детям и тем больше они будут уверены в отсутствии преимуществ у кого бы то ни было.
Эквивалентный обмен
Предполагается обмен (знаниями, предметами, физической поддержкой и т. д.) по взаимной договоренности. Обычно дети предпочитают простые и равные соглашения: я позволю тебе брать мои фломастеры, а ты дашь мне свои трафареты; я разрешаю тебе рисовать на моей части листа, а ты мне — на своей. Такой обмен не всегда ситуативный, он может быть отсрочен во времени: сегодня я дам тебе покататься на велосипеде, а ты потом дашь мне покататься на роликах. Однако совсем не обязательно должен работать принцип: «Ты мне, я тебе». Если ребенок хочет поделиться чем-либо просто так, не требуя ничего взамен, это замечательно. Эквивалентность обмена в данном случае будет измеряться не в материальном плане, а в эмоциональном удовлетворении.
Если детям не удается договориться или кто-то считает обмен неравноценным, взрослый помогает проанализировать ситуацию и предоставляет возможность самостоятельно решить проблему.
Независимая экспертиза
Данный прием используется в случае невозможности самостоятельного решения проблемы детьми. Независимым экспертом как правило является воспитатель. Главное условие — абсолютная нейтральность и объективность по отношению к обеим сторонам. Основная сложность состоит в том, что число обращений к педагогу может превышать его возможности уделить каждому персональное внимание, а также тормозит детскую активность. Обучение детей эффективному взаимодействию — это каждодневная целенаправленная работа, результатом которой является способность детей сотрудничать и самостоятельно разрешать конфликты [20].
Приложение 5
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ, СПОСОБНОСТИ НАХОДИТЬ АДЕКВАТНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Вторым блоком игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.
1. Подготовительный этап
Цель: привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог.
Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).
2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации
Цель: конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3. Установление причинно-
Цель: развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное — научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности [Учись жить дружно! Я+Ты=Мы. — Кострома, 2002. / МОУ «начальная школа-детский сад № 63» // Приложение к газете «Дошкольное образование». 2002, № 12].
Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детской группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:
Таким образом, у воспитателя будет возможность проанализировать собственную позицию и действия при разрешении конфликтов между детьми. Проблемные ситуации могут использоваться в совместной деятельности и иметь опосредованное воздействие. То есть, какая-либо проблема, имеющая место в данной группе детей, разыгрывается либо с использованием игру таи, либо самими детьми, но от лица игровых персонажей. Как вариант можно просто обсудить ту или иную ситуацию, но обязательно учитывая следующие принципы:
Решение проблемы — это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия. При том важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший — младший, мать — ребенок, педагог — ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат — иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту.
Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений. Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие — плохие. Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок — плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.
Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого. (Далее будут подробно описаны принципы работы со сказками.)
Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.
Каролина имеет возможность приносить в детский сад очень дорогие и красивые игрушки. Конечно, это привлекает внимание детей, чем девочка прекрасно пользуется. Игрушки — всего лишь средство управлять сверстниками, диктовать им свои условия. На этой почве между детьми возникают взаимные обиды и ссоры.
Педагоги группы, которую посещала Каролина, совместно придумали сказку о девочке Инне, в которой, описывалась похожая ситуация (конечно, сказочная). Сказка была незавершенной, и после прочтения детям предлагалось самим предположить ход дальнейших событий, а также придумать разные варианты завершения сказки. Каролина узнала себя в главной героине и, подойдя к воспитательнице, смущенно сказала: «Это не про меня!». На что воспитатель ответила: «Конечно. Это ведь про Инну». Результат не заставил себя ждать — Каролина уже на следующий день совершенно бескорыстно поделилась с ребятами игрушками. Ей вовсе не хотелось, как героине сказки, потерять всех своих друзей.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться до мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Приведенная ниже игра учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.
«Не поделили игрушку»
Материал: различные игрушки. Ход игры; Педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Педагог достает ш сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?
Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».
Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
«Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?»
Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным [ШипицынаЛ. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Ни-лова Т. А. Азбука общения. — СПб., 2000].
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно — проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на «весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет и кладет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет ребенок? [Учись жить дружно! Я+Ты=Мы. — Кострома, 2002. / МОУ «начальная школа-детский сад № 63» // Приложение к газете «Дошкольное образование». 2002, № 12].