Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

Файлы: 1 файл

курсовая работа Дорогиной И.В., 5 курс, НГПУ.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.П. выделяет следующие характерные трудности [34]:

  • ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.
  • ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.
  • ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.
  • ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":

  • наличие взаимных симпатий;
  • наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
  • наличие сопереживания;
  • наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
  • наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Рассмотрим, как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания [6], [31]. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Приведенные данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в сопереживании.

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: "Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится".

Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше [14].

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок:

- Ты не ушибся? Тебе не больно?

- Ты по своей маме не скучаешь?

- Хочешь яблоко откусить?

- Тебе нравятся трансформеры?

- Ты какие мультики любишь?

Подобные вопросы шестилетних детей при всей их наивности и простоте выражают не только интерес к занятиям или к "имуществу" сверстника, но внимание к самому ребенку и даже заботу о нем. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

 В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки:

- Я согласилась в эти куклы  играть, потому что Катя очень  любит в них играть.

- Я так хрюкала, потому что  хотела Олю рассмешить, она грустная  была.

- Я хотел, чтобы Саша скорей  машину хорошую нарисовал, и поэтому  острые карандаши выбирал и  ему давал...

Во всех этих объяснениях другой ребенок уже не конкурент и не противник, он - самобытная личность: что-то любит, чему-то радуется, чего-то хочет. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь другому, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить другому радость и удовольствие. С такого внимания к другому, с заботы о нем и начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Вопрос: "С кем ты дружишь?" становится обычным и почти обязательным. Так же как и фразы: "Я с тобой больше не дружу", "Мы с Надей дружим, а с Таней нет" и т. д. Иногда (а в последнее время - все чаще) уже в 6-7 лет возникает первая детская влюбленность между мальчиками и девочками. На этой почве разворачиваются настоящие драмы маленьких "измен", "предательств" и, наоборот, проявлений верности и самоотверженности.

Представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно - личностного общения детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Понятие ролевой игры

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [24].

Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [24].

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» [28].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка [32].

Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра.

С позиции педагога ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается педагогом. Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме (Г.А. Китайгородская) [7].

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детям импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей дошкольного возраста. Обеспечивая осуществление желаний ребенка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию [15].

Ролевая игра также обладает большими обучающими возможностями.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно - побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную [32].

 

2.2. Использование ролевой  игры на занятиях в детском  саду

 

Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших компонентов в структуре педагогического процесса. Использование игровой деятельности – одно из направлений в совершенствовании приемов саморегуляции взаимоотношений взрослых и детей [44].

В качестве развивающих и коррекционных методов применяют ролевые игры для развития культуры общения [43].

Информация о работе Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры