Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

Файлы: 1 файл

курсовая работа Дорогиной И.В., 5 курс, НГПУ.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни. Реальное содержательное  общение,  впервые  возникнув  и  развиваясь  в  игре,  потом переходит  в  другие  виды  деятельности,  а  позже  может  само  становиться особым видом деятельности.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III Эмпирическое исследование развития навыков общения

у детей дошкольного возраста

В качестве основных были использованы "шкалы" развития детей, предусматривающие проведение стандартизованных наблюдений за ребенком и последующего сопоставления получаемых данных с возрастными нормами развития [40] Приложение 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. – 1975, № 10.
  2. Анцупова Г. Л. «Давай поиграем!» — Ростов-на-Дону, 2000
  3. Богуславская З.М. Отношение к личному вниманию и невниманию у детей-дошкольников с различным социальным опытом / З.М. Богуславская // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника : сборник научных трудов / М.И. Лисина. – НИИ общей педагогики АПН ССР, 1974. – С. 79-94.
  4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Изд-во «Аркти», 2008. – 96 с.
  5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М, 1992.
  6. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
  7. Игра дошкольника  / Под редакцией С. Л. Новосёловой.- Москва: Просвещение, 1989.- 82 с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг/ под ред. В.В. Петрушинского. - М.: «Новая школа» - 1994 г.
  9. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7
  10. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.: ил.
  11. Клюева Н.В. Учим детей общению Ярославль, Академия развития, 1997. - 240 с.
  12. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1
  13. Кравцова Е., Бережковская Е. Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.
  14. Лаврентьева Т.В., Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: Книга для родителей . - Серия: Дошкольник, - Издательство: Дрофа, 2006. - 272 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность .- М., 1975
  16. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997. – С. 321–354.
  17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  18. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. // Под ред. Лисиной М.И. – М., 1980.
  19. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
  20. М.И. Лисина Формирование личности ребенка в общении // Психолого–педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980
  21. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.- т.1.- 450с
  23. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М., 1990. - С. 78-80.
  24. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста  / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988.-180с.
  25. Отношения между сверстниками в группе детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978. – 200 с.
  26. Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.
  27. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  28. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966.-320с.
  29. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
  30. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
  31. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.
  32. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. – 430с.
  33. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. – 232 с.
  34. Рояк А.П. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада.//Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. -с. 12-19.
  35. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду / А.Г. Рузская, Л.Н. Абрамова // Вопросы психологии. – 1983. № 4. – С. 96 – 103
  36. Смирнова, Е.О., Гуськова, Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. 1988. - № 2.- С. 167-174
  37. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
  38. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
  39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
  40. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по дошкольной психологии». Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с. 
  41. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей». М. «Просвещение».1976
  42. Хухлаева О. В. Лесенка радости — М., 1998.
  43. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов-на-Дону, 2005.
  44. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс: Издательский центр «Школа развития», 2005. — 256 с.
  45. Шипицына Л.М. Азбука общения С- Петербург, Детство-экспресс 2003. - 393 с.
  46. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

 

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – М. - Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

 

7. Ссылки

1. http://dob.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Диагностические материалы

по исследованию детских межличностных отношений

 

Методика 1. Изучение самоосознания и оценки личностных качеств

детей группы [25, С. 34-40]

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.

 Проведение исследования. Эксперимент  проводится индивидуально с детьми  старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

 Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

 Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

 Третья серия. Оцениваются волевые  качества: умение довести дело  до конца, прийти на помощь  товарищу.

 Четвертая серия. Оцениваются  качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.

 Перед испытуемым раскладывают  на столе фотографии всех детей  группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку — фотографии детей "не очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

 Обработка данных. Результаты  оценки каждым ребенком всех  детей группы и самого себя  по выделенным качествам заносят  в таблицу (табл. 1).

 Таблица 1. Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников

Фамилия, имя ребенка

Оценка сверстников

Самооценка

 

нравственные качества

внешняя привлекательность

волевые качества

нравственные качества

внешняя привлекательность

волевые качества


 

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами - 1.

 Сумма положительных и отрицательных  оценок, которые дает ребенок  остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящегося на одного ребенка.

 Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:

 а) выявляют детей с благоприятным  и неблагоприятным положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;

 б) выясняют существование половой  дифференциации во взаимооценках  детей, пристрастности в оценках  в зависимости от избирательности  симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

Методика 2. Изучение свободного общения детей (методика одномоментных срезов структуры групп детского сада) [25, стр. 17-26]

 

Проведение исследования. Исследование проводится с группой детей на протяжении 3 дней, через каждые 5—7 мин в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов — 30—40, минимальное — 20. Возможно проводить только в том случае, если присутствует 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор во время свободной деятельности многократно фиксирует все объединения детей, а также играющих в одиночку.

В протоколах каждый ребенок получает номер, который закрепляется за ним на протяжении всего исследования.

Обработка данных. Количественный анализ осуществляют следующим образом:

1. Составляют индивидуальные протоколы, где на каждого ребенка из общегруппового протокола-среза выписывают соответствующие показатели.

  1. Подсчитывают количество срезов, когда ребенок один и когда он входит в игровые объединения со сверстниками. Процентное соотношение последнего к общему количеству срезов показывает частоту контактирования ребенка с детьми в группе.
  2. Вычисляют количество контактов, установленных тем или иным дошкольником с каждым ребенком группы.
  3. Суммируют количество контактов, установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Отношение этой суммы к общему количеству срезов (т.е. среднее количество контактов, установленных данным ребенком со сверстниками в одном срезе) принимается за показатель интенсивности общения. Отдельно вычисляют среднее количество контактов, установленных с детьми своего и противоположного пола. Сравнивая эти показатели, получают представление о зависимости интенсивности общения ребенка от пола сверстника, с которым он общается.
  4. Из всех детей группы выделяют тех, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным, избирательным. Избирательность устанавливается условно. Граница избирательного общения для каждого ребенка вычисляется по формуле:

(Зт)/(М-1),

где т — общее число контактов, а N — количество детей в группе. Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой границы или превышает ее, считается избирательным.

  1. Вычисляют широту круга общения ребенка с детьми группы, или экстенсивность общения. Она характеризуется соотношением количества детей группы, с которыми были установлены контакты за время наблюдаемых срезов, с общим количеством детей группы за вычетом одного, т.е. самого ребенка. Во всех случаях отсутствия общения указывают пол ребенка.
  2. Определяют среднюю продолжительность общения ребенка в одном объединении. Для этого подсчитывают количество объединений, которые сменил ребенок за все время наблюдения, вычисляют среднюю продолжительность его пребывания в одном объединении (условно можно считать, что ребенок сменил объединение в том случае, если его состав объединения изменился больше чем на 50%).

8. Просматривают характеристики игровых объединений, в которых общался ребенок (а именно: вычленяют наиболее стабильные объединения, высчитывают среднюю величину объединений, процентное соотношение объединений разной численности и объединений «чистых» и смешанных по половому составу, а также отмечают максимальную величину объединений).

Качественный анализ дает представление о структуре группового общения, а именно:

- о соотношении объединений с учетом числа входящих в них детей (по 2, 3, 4 и больше человек);

- о соотношении «чистых» объединений (по половому составу) и объединений смешанных;

- о средней величине детских объединений, встречающихся в данной возрастной группе;

- о стабильности состава отдельных объединений и длительности их существования.

Описывают некоторые особенности общения отдельных детей группы: частота вступления ребенка в контакт со сверстниками, интенсивность, экстенсивность и избирательность его общения, а также длительность общения в одном объединении.

 

Методика 3. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада [33, стр. 65-78, 220-221]

 

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза в год (в октябре — ноябре, апреле — мае) в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу (табл. 1). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф). Такая же таблица составляется для девочек.

Таблица 1

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Андреев Н.

Бобров А.

Сергеев К.

Смирнов Б.

Теплов И.

1

Андреев Н.

 

Ф

 

Ф

+

2

Бобров А.

Ф

 

Ф

 

Ф

3

Сергеев К.

+

Ф

 

+

 

4

Смирнов Б.

Ф

+

   

+

5

Теплов И.

 

Ф

+

   

Сумма выборов

3

4

2

2

3

Сумма взаимных выборов

2

3

1

1

1


 

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I «предпочитаемые» — 6—7 выборов;

Информация о работе Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры