Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития навыков внеситуативно личностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Изучить и проанализировать литературу по формированию навыков общения в трудах психологов и педагогов.
2 Подобрать методику по обследованию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностического исследования.
5. Сформулировать рекомендации для воспитателей и родителей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общение сверстников и его роль в развитии ребенка
1.1. Понятие коммуникативных навыков………………….………………. 6
1.2. Мотивы, средства, функции общения ………………….…………..…. 8
1.3. Развитие навыков общения в онтогенезе ….…………….…………... 11
1.4. Особенности общения детей старшего дошкольного возрас-та……………….…………………………………..……………………….……….. 15
Глава II. Ролевая игра как средство развития внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Понятие ролевой игры ……………..…….…………………….….… 22
2.2. Использование ролевой игры на занятиях в детском саду……….. 24
2.3. Влияние ролевой игры на развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 28
Глава III. Экспериментальные исследования
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы. ………………………………………………………..34
Приложение I Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ………………………………………………....………… 38
Приложение II Конспекты игр-занятий (сюжетно-ролевые игры) по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста ………………. 45
Приложение III Игры, направленные на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста ……………………….…………………..…... 50
Приложение IV Вспомогательные методы решения спорных ситуаций в игровой деятельности …………………………………………….……………… 77
Приложение V Моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в обще¬нии, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов …………………………………..…… 81

Файлы: 1 файл

курсовая работа Дорогиной И.В., 5 курс, НГПУ.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Дать игрушку (+)

Не давать (-)

- Саша будет со мной дружить

- Потом уступит свою игрушку

- Будем играть вместе  с ним.

- Саша не будет со мной дружить

- Будет играть с другими  детьми.

- Все будут меня дразнить.


 

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба — это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания и заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеское отношение. С другой стороны, важно понять, почему человек поступает так, а не иначе, что для него имеет первостепенную значимость.

Скажем, «туча»: как ее можно рассеять и развеять? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести [Учись жить дружно! Я+Ты=Мы. — Кострома, 2002. / МОУ «начальная школа-детский сад № 63» // Приложение к газете «Дошкольное образование». 2002, № 12].

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога.

Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей, связанных как с возрастными особенностями развития детей, так и обусловленных внешними причинами. Что имеется в виду?

    • Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.
    • Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью.
    • Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом, такой же эффект может проявляться и при учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с педагогом. Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.
    • Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос: «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый?» — большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам — привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся
  • очевидными условия эффективной работы педагогов по
  • развитию у детей навыков общения:
    • Единый подход к воспитанию в семье и детском саду.
    • Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.
    • Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие навыков внеситуативно-личностного общения детей старшего дошкольного возраста с помощью ролевой игры