Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
Цель дипломного исследования: сравнительный анализ традиционных и инновационных психолого-педагогических условий и средств формирования психологической готовности к учению у старших дошкольников.
Объект исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие подготовку старшего дошкольника к учебной деятельности школьного типа.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста и их развитие
1.2 Развитие навыков учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Формирование интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста
1.4 Речевая готовность ребенка к школе
1.5 Математические способности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Анализ исследований по проблеме психологической готовности детей к учению в психолого-педагогической литературе.
1.2. Содержание и структура психологической готовности детей к обучению.
1.3. Особенности психического развития ребенка при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.
ГЛАВА IIΙ. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.
3.1 Задачи и методики исследования.
3.2 Содержание и анализ результатов исследования.
3.3 Краткий обзор существующих форм подготовки детей к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уровни развития Интеллектуальной готовности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
всего |
6-летние дети |
- |
3 |
7 |
10 |
7-летние дети |
5 |
5 |
- |
10 |
Продиагностировав уровень развития интеллектуальных качеств, связанных с общей осведомленностью, по опроснику школьной зрелости Я. Йирасека в двух группах детей, мы получили следующие результаты.
В группе детей 6 лет по данной методике, получили следующие результаты: средний уровень – 3 человека; низкий уровень – 7 человек. В группе детей 7 лет по данной методике, получили следующие результаты: высокий уровень – 5;средний уровень – 5 человека; низкий уровень – 0 человек.
В группе детей 6 лет дети испытывали затруднения при ответе на вопросы, так как плохо разбираются в обобщающих понятиях. В группе детей 7 лет при ответе на данные вопросы затруднений не было. Этот результат показывает, что у 7-летних детей гораздо лучше развита важнейшая интеллектуальная предпосылка учения – обобщение понятий. В целом анализ ответов по данной методике показывает, что у 7-летних детей более высокий уровень развития умственных действий с понятиями, за счет чего и выявлена такая разница между 6-летними и 7-летними детьми.
Проведенное нами исследование позволило дать обобщенную оценку уровня школьной готовности детей. В случаях, когда по всем примененным методикам у ребенка был выявлен один и тот же уровень школьной готовности, вывод об уровне его готовности к школе в целом был очевиден. В случае если выявленные по разным методикам уровни готовности ребенка к школе не совпадали, мы руководствовались следующими принципами. Если по методике определения внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной у ребенка был выявлен высокий уровень готовности, а по методике определения доминирующих мотивов учения М.Р. Гинзбурга – низкий или средний, мы делали вывод о том, что уровень мотивационной готовности можно оценить как средний. Если по методике определения внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной у ребенка был выявлен средний уровень готовности, а по методике определения доминирующих мотивов учения М.Р. Гинзбурга – высокий, мы делали вывод о том, что уровень мотивационной готовности можно оценить как высокий. По мнению многих авторов, устойчивость школьной мотивации, которая отражается в результатах по методике М.Р. Гинзбурга, является одним из важнейших показателей мотивационной готовности к школе.
Далее, если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), мы делали вывод о высоком уровне школьной готовности в целом, поскольку, как показано многими авторами (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова, М.Р. Гинзбург и др.) мотивационная готовность является определяющей. Если у ребенка был выявлен средний уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), его уровень школьной готовности оценивали как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, мы делали вывод о низком уровне школьной готовности. Наконец, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), мы делали вывод о среднем уровне школьной готовности. Результаты сравнения 6-летних и 7-летних детей показаны в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития готовности к школе у детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития школьной готовности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
всего |
6-летние дети |
- |
9 |
1 |
10 |
7-летние дети |
6 |
4 |
- |
10 |
Полученные данные показывают огромную разницу в уровне школьной готовности детей 6 и 7 лет. По таблице видно, что среди 6-леток нет ни одного ребенка с высоким уровнем школьной готовности, тогда как среди 7-леток их 60%. Зато среди 7-летних детей нет тех, у кого низкий уровень школьной готовности.
Следует отметить, что в группе 6-летних детей мотивационная готовность к школе оказалась существенно более низкой, чем у 7-летних детей не столько из-за более низких результатов по методике исследования внутренней позиции школьника, сколько из-за неустойчивости школьной мотивации, судя по методике М.Р. Гинзбурга. Таким образом, школьная мотивация 7-летних детей отличается большей внутренней устойчивостью. В интеллектуальной сфере у 7-летних детей отмечается более высокий уровень развития обобщения. Наши результаты показывают, что изучения школьной мотивации только по методике Н.И. Гуткиной недостаточно; обследование необходимо дополнить методикой исследования доминирующих мотивов учения.
Итак, наши данные показали, что к шести годам дети еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют основу психологической готовности к школе. Прежде всего, следует отметить, что у большинства не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов – познавательная потребность – выражен довольно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам: необходимы еще и социальные мотивы учения. Следует отметить, что лишь единицы прямо говорят о нежелании идти в школу. Основная масса 6-летних детей хочет пойти в школу, но не для того, чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются следующие ответы: “Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать”, “В школе много детей, у меня появятся друзья”, “Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут всюду отпускать одну” и т.п. Эти ответы показывают, что ребята стремятся в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы изменить в своей жизни то, что их не устраивает.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у детей 6 и 7 лет разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что впоследствии становится одной из причин более успешной школьной адаптации 7-летних детей. В то же время необходима развивающая работа по повышению уровня школьной готовности 6-летних детей, поскольку в нынешних условиях достаточно много таких детей все же становятся первоклассниками. Полученные нами результаты позволяют сделать выводы об основных направлениях такой развивающей работы.
Выводы
3.3 Краткий
обзор существующих форм
Заключение
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Нужно помогать ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалеть затраченного времени. Ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия были эффективными, рекомендовано воспользоваться следующими советами:
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна
мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение,
если он вертится, устал,
расстроен; займитесь чем-то
другим. Постарайтесь определить
пределы выносливости ребенка и увеличивайте
длительность занятий каждый раз на очень
небольшое
время. Предоставьте ребенку
возможность иногда заниматься тем делом,
которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков, Фолио, 1997
2. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» М.: Просвещение, 1998
3. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.» М.: Просвещение, 1988-с.143
4. Гробова В.В., Р.Н. Иванкова, Р.Г. Казакова «Воспитание детей в старшей группе детского сада.» Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещение 1984 – с.288
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.А., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Рабочая тетрадь.» М.: «РОС МЭМ», 1999
6. Гатанов Ю.Б. «Развиваю воображение.» Пособие для подготовки детей к школе СПБ Питер, 2000
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994
8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников.» М.: Просвещение, 1992-с.191
9. Ерофеева Т.И. «Математическое образование и развитие дошкольников.» М.: ГУП ВТИИ, 1997. «Математическое развитие дошкольников.» Учебно-методическое пособие.» СПБ «Детство-Пресс», 2000
10. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985
11. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков у младших дошкольников» // Вопросы психологии. 1995 №6 – с.43-54.
12. Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978
13. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Голованова Л.Я. «Тесты для детей.» Дельта, 1997
14. Курбатова Р.А. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села: в условиях разновозрастной группы.» М.: Просвещение 1989-с.158
15. Кралина М.В. «Развитие познавательных способностей детей от 3 до 7 лет.» Центр проблем детства, 1996
16. Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976
17. Михайлова З.А. «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985
18. Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 1981
19. Нартова-Бочавер О.К., Мухоргова Е.А. «Скоро в школу.» М.: 1998.
20. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996
21. Паромонова А.А., Ушакова О.С. «Воспитание и обучение детей шестого года жизни.» М.: Просвещение, 1987 – с.159
Информация о работе Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста