Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного исследования: сравнительный анализ традиционных и инновационных психолого-педагогических условий и средств формирования психологической готовности к учению у старших дошкольников.
Объект исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие подготовку старшего дошкольника к учебной деятельности школьного типа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста и их развитие
1.2 Развитие навыков учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Формирование интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста
1.4 Речевая готовность ребенка к школе
1.5 Математические способности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Анализ исследований по проблеме психологической готовности детей к учению в психолого-педагогической литературе.
1.2. Содержание и структура психологической готовности детей к обучению.
1.3. Особенности психического развития ребенка при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.
ГЛАВА IIΙ. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.
3.1 Задачи и методики исследования.
3.2 Содержание и анализ результатов исследования.
3.3 Краткий обзор существующих форм подготовки детей к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

познавательные процессы.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

- подбор возможных действий к предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов (слов, близких по значению);

- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

Имеется в виду выяснение  вопроса о том, овладел ли ребенок  на чисто практическом уровне существующими  в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов, по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом так и остается столом. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально  развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой  словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно  еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.

Под связной речью  принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или  многих предложении) высказывания, которые  позволяют человеку четко и последовательно  излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже

в плане обычных ответов  на уроке, просто немыслим, поэтому  о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться  у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события, (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост...» В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

Подготовка детей к обучению грамоте  способствует общеречевому развитию дошкольников, помогает им овладеть богатством родного языка. В результате, знакомство со звуковой стороной слова  воспитывает интерес к родному  языку. Это очень важно для  того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, освоение которого духовно обогащает человека. Но, чтобы понять красоту родного языка ребенок должен уметь слышать и воспринимать смысл высказанного

Дети старшего дошкольного возраста очень восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. И чтобы этот интерес не пропал, проводя эксперементальное исследование в группе кратковременного пребывания Дома детского творчества «Любознайка» старалась вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, через которую осуществляла развитие фонематического  слуха и звуковой культуры речи. Используя дидактические игры «Посмотри, запомни, назови»,  «Хлопни на  А, топни на  Н»,  «Что звучит?»,  «Исправь ошибку»,  «Какое слово лишнее?», «Подскажи словечко» и другие, развивала  у детей умение узнавать и различать неречевые звуки, близкие по звуковому составу слова, различные по силе звучания голоса. Во время речевых  игр  дети внимательно прослушивали стихотворение и пытались  подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, что способствовало развитию фонематического слуха, правильному произношению звуков в словах.

Достигнув определенного уровня сформированности фонематического восприятия, а также произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи, я проводила работу по  формированию навыков звукового анализа и синтеза  слов.

На начальном этапе обучения, в старшей группе, знакомила детей  с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Фонетический анализ слов  вовсе не означает их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух.

Схемы разбора дошкольники рисовали  кружками и раскрашивали цветными карандашами, выкладывали из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели  хорошо подходят пробки от пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).

Очень нравились дошкольникам моменты, когда буквы в их руках  «оживали», то есть, дети      из пластилина лепили буквы, слова, свои имена, выкладывали из мелких морских камешков, фасоли, гороха, дорисовывали  элементы  силуэта изучаемой буквы. Затем все вместе  развешивали в группе изображения данных букв, выполненные в разном цвете, величине, графическом изображении.    

1.5  Математические способности детей  старшего дошкольного возраста

 

Одним из наиболее сложных  предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач родителей, и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие

элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:

сравнивать  числа  в  пределах   10, устанавливать,  какое число больше (меньше) другого,

- уравнивать неравное число предметов;

- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- знать дни недели, последовательность частей суток.

Как правило, ребенок 6-7 лет  свободно ориентируется в малом  пространстве - комнате, квартире.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве.

Ребенок должен уметь  ответить на следующие вопросы:

- В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?

- Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

- Сколько этажей в вашем доме?

- Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

Сравнение предметов  по таким существенным признакам, как  длинный - короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых» дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой - маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они - большая лента вместо длинная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.

В активном словаре детей  обычно есть слова: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вместо высокий говорят длинный, вместо тонкий - узкий, вместо широкий - толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия высокий, длинный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий.

Затем знания о признаках  величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.

Создание жизненных  ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий  о величине, форме предметов, пространственных представлений детей, обогащают словарь и кругозор детей, развивают математическую речь.

Если детям показать 4 - 5 больших шаров и 7 - 10 маленьких, то на вопрос: «Где шаров много, а  где мало?», можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие.

Развитие количественных представлений у ребенка начните  с уточнения понятий: много, мало, несколько, немного.

Введите в активный словарь  ребенка слова было, осталось, стало, всего, вместе. Попрактикуйте детей в составлении предложений со словами: мною, мало, немного, несколько.

Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,

Спросите ребенка:

Сколько цветов в вазе?

Много или мало? - Много

Сколько карандашей в  коробке? - Много.

Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала из корзинки несколько грибов.

Для проверки представления  детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно усложняющиеся  задания.

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: «пять», а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затруднения и просьба пересчитать предметы не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку подняться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спуститься с другой стороны.

     Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

     Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

     Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

     Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

      Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду.

     Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

     «Сколько?..»

      Сначала пересчитывают однородные предметы: пуговицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) разнородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети пересчитывают по одному, а затем отсчитывают по одному, потом считают равными группами по 2, 5, 3, 4,

     Счет в обратном порядке более труден, поэтому сначала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

     Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Осталось 4 карандаша, и т.д.

     Тренироваться в счете ребенок может в разных игровых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д. Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

     Обращайте внимание детей на изменение порядковых числительных по родам. Надо подбирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

     Карандаш - один, два, три... Тарелка - одна, две, три... Яблоко - одно, два, три...

     Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья... Окно: первое, второе, третье...

     Особое внимание нужно обратить на числительные среднего рода, так как они чаще всего неправильно употребляются детьми.

Информация о работе Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста