Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие
самостоятельности у
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика
измерения отдельных компоненто
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития…………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
В любом цивилизованном обществе забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой. По различным причинам в стране все больше остается детей, заботу о которых берет на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах.
В рамках нашего исследования значимым является рассмотрение вопроса подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Сравнительный анализ работы воспитателей интернатных учреждений Германии, Франции, России, проведенный Элен Миловой - представителем Центра исследований социума и социализации, GRAASS (Париж) [Милова, Э. Сравнительный анализ работы воспитателей интернатных учреждений Германии, Франции, России // Социальная служба. Услуга. Специалист. Экспертная оценка на рабочих местах. (Портфель эксперта). Рабочие материалы международного проекта «Новые предложения в социально-образовательных проектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области». – Санкт-Петербург: Изд-во ЗАО «АСП», 2005. – 207с.; с. 54-59], в рамках которого проведен сравнительный анализ проблемы воспитания самостоятельности в повседневной жизни подростков - воспитанников интернатных учреждений, показывает, что в интернатных учреждениях данных стран ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ подростков заявлен и как цель, и одновременно - как желаемый результат воспитательной работы.
Как показывает практика, выпускники детских домов сегодня не готовы к самостоятельной жизни и деятельности. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, 10% из них приходят к суициду, 40% - попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становятся преступниками и только 10% адаптируются в обществе. Выходя за пределы детских домов по достижении совершеннолетнего возраста, выпускники предоставлены сами себе, остаются как бы один на один с внешним миром – малознакомым, неизученным… Многие из них просто не готовы к самостоятельной взрослой жизни, у них нет соответствующих знаний и умений. Причина этого кроется в организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях, где за детьми осуществляется лишь элементарный уход, удовлетворяются их витальные потребности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных противоречий между:
а) между объективной потребностью выпускника интернатного учреждения адаптироваться в обществе и самостоятельного преодоления возникающих у них трудностей и проблем в социуме;
б) ориентацией образовательно-воспитательного процесса интернатных учреждений на приоритет всестороннего развития личности выпускника, на реабилитацию и компенсацию депривационных нарушений воспитанников и недостаточным использованием современных методик и технологий, позволяющих включать воспитанника в самовоспитание, самообразование и саморазвитие.
В поисках средств
преодоления возникших
Объектом исследования рассматривается воспитательно-образовательный процесс в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета выступают педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
- модель личностно-ориентированного обучения обеспечения автономности и самостоятельности воспитанников представляет собой взаимосвязь основных этапов: целеформирующего, операционально-продуктивного и рефлексивного;
- сформирован стиль учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающий развитие различных видов самостоятельности воспитанников: бытовой, поведенческой, познавательной, коммуникативной;
- создан комплекс педагогических средств, обеспечивающих непрерывность и преемственность в реализации индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения и воспитания, способствующих развитию субъектной позиции воспитанников;
- обучение строится как ценностно-смысловой процесс межсубъектного общения, формой организации которого выступает диалог;
- процесс воспитания и обучения строится на основе осмысления воспитанниками, подросткового возраста, их личностных особенностей и совместного проектирования дальнейшего индивидуального развития совместно с педагогом.
Если в детском доме процессы формирования самостоятельности и подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни будут целенаправленны и включены в воспитательный процесс как основополагающие, то выпускники будут готовы к жизни за пределами детского дома, будут более самостоятельными и активными.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выделены следующие задачи:
1) Изучение литературы по проблеме исследования
2) Уточнение понятия самостоятельности
3) Анализ социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений
4) Выявление особенностей развития самостоятельности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблемы, изучению и анализу литературы, на основе чего будут выявлены педагогические условия формирования готовности к самостоятельной жизни детей-сирот в условиях детского дома. Также в ней рассмотрены программы формирования самостоятельности, или программы, в которых есть раздел, посвященный данному направлению. Вторая глава связана с выявлением особенностей формирования автономии и самостоятельности у подростков воспитывающихся в интернатном учреждении.
I. Теоретико-методологические
основы формирования
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические
основы формирования
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Кризис системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в общей системе образования интернатными учреждениями, проявляющийся через несоответствие показателей результативности на уровне выпускников в постинтернатный период, через их неготовность к самостоятельному решению возникающих в жизни проблем, показывает, что необходимо пересматривать систему учебной и воспитательной работы, внедрять личностно-значимое образование, создавать условия для самореализации возможностей детей в жизнедеятельности учреждения и вводить программы вхождения в самостоятельную жизнь. [ ] ( ссылка Крестинина)
Исходя из того, что смысл образования, как подчеркивают Н.А. Соколова, - «состоит в развитии у воспитанников способности самостоятельно решать проблемы в разных сферах и видах деятельности» []. (ссылка Соколова Н.А.), проблема самостоятельности является одной центральных в современных психологии и педагогике. (З.И. Власова [ссылка] (Индивидуальные варианты …// Психолог в д/с) В рамках рассматриваемой проблемы она приобретает большую актуальность и значимость, так как от уровня развития данного качества зависит вся дальнейшая жизнь детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений.
Согласно толковому
словарю Ф.Ф. Ушакова, «самостоятельность» –
это независимость, свобода от внешних
влияний, принуждений, от посторонней
поддержки, помощи; также способность
к независимым действиям, суждениям, обладание
инициативой, решительность. [ссылка] (Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова, 1940. http://www.slovopedia.com/3/
В философском словаре «
Нами выявлено, философский контекст проблемы самостоятельности изначально рассматривает свободу и ответственность личности, аспект взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В исследованиях данного направления подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу.
Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественную среду и одновременно себя. По мнению Е.Н. Лебеденко, - «Человек не может быть только объектом, он есть субъект, он имеет свое существование в себе» [Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.].
В психолого-педагогической литературе «самостоятельность» рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко.
В науке изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (Дмитриевой Ю.Н., Ковалева А.Г., Мясищева В.Н., Селиванова В.И. и др.).
В зарубежной педагогике и психологии «самостоятельность», как правило, отождествляется с нонконформизмом и противопоставляется конформности, т.е. преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группы во избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории "свободного воспитания". Авторы ищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы от влияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч, Кретчфильд и др.). [Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993].
Дальнейшее изучение психолого-педагогической литературы показало, что «самостоятельность» рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка. Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям. Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у детей в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка [Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.].