Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
В соответствии с этими выводами в воспитательный процесс детских домов необходимо водить специальные программы, которые будут направлены на развитие самостоятельности. Но прежде нужно провести анализ действующих программ, выявить то, насколько они содействуют развитию самостоятельности у детей. Этому посвящен следующий параграф данной работы.
Следовательно, анализ данных программ показал: хотя и формирование самостоятельности указывается в названиях, целях или задачах программ, фактически же, рассмотрев их содержание можно сказать, что специальных, целенаправленных усилий, воздействий для развития самостоятельности не наблюдается. Все воспитательные действия в соответствии с программами осуществляются в комплексе, в системе, усложняясь с возрастом. Также можно отметить, что содержание программ направлено на развитие и формирование у детей элементарных навыков, необходимых в будущей жизни.
Таким образом, самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Очень важной и актуальной проблемой становится развитие самостоятельности у детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Попадая в данную среду, они как бы теряют возможность для собственной автономности, так как любое проявление самостоятельности оценивается как непослушание, противоречие принятым нормам. Следовательно, происходит угасание всех или почти всех задатков самостоятельности. При этом при выходе из детского дома каждый выпускник сталкивается с проблемой неготовности к самостоятельной жизни, неумением вести эту жизнь. Поэтому очень важно развивать самостоятельность как одно из главных и нужных качеств у данной категории детей.
Следовательно, нами были выявлены существенные отличия в личностном развитии и развитии самостоятельности в частности у детей-сирот от их сверстников, воспитывающихся в семье. Эти отличия заключаются в процессах формирования самооценки, Я-концепции, личностном и профессиональном самоопределении, в признании и утверждении идеалов мужественности и женственности.
Выявленные особенности эталонов мужественности и женственности у воспитанников детского дома следует оценить как конструктивные. Конструктивен в них именно момент отталкивания от негативных характеристик образов мужчины и женщины, которые черпаются или из своего раннего опыта общения с родителями, или из редких, часто совсем безрадостных встреч с ними. Это далеко не всегда учитывается в процессе воспитания, так как многие педагоги из самых лучших побуждений стремятся, наоборот, к тому, чтобы всячески оберегать ребенка от неприятных воспоминаний, от встреч с «асоциальным» – отцом или непутевой матерью. Более продуктивным путем является помощь ребенку в переработке – интеллектуальной и эмоциональной – отрицательного опыта. Иначе он (опыт) будет неизбежно воспроизводиться во взрослой жизни, несмотря даже на непосредственно отрицательное к нему отношение.
Возвращаясь снова к нашей проблеме, следует отметить, что необходимо вести последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности: от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания, до чувства личностной автономии.
Список источников и литературы:
Приложение