Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
Так же следует обратить внимание еще на одну особенность социализации детей-сирот в интернатных учреждениях. Из-за различных факторов воспитания и пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях у них развиваются множественные деформации характера. Данные исследований показывают, что у них проявляется затрудненность и поверхностность общения, выражающиеся в неумении налаживать контакты с людьми даже при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность по малейшему поводу, находящая выход оскорблениях и жестоких драках; пассивное отчуждение; иждивенческая позиция, склонность к побегам и бродяжничеству; недостаточная инициативность, упрощенность эмоциональной сферы. Все вышесказанные особенности приводят к формированию таких черт характера, как враждебность и недоброжелательность к людям, эгоизм, лень, потребительское отношение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к общественной и личной собственности, стремление к разрушению, трусость, завистливость и другие.
Искажение характера происходит под влиянием ряда факторов, сопровождающих процесс социализации и становления ребенка-сироты. Выделяются такие факторы:
1. Фактор здоровья
Статистические данные показывают: те или иные нарушения нервно-психического развития имеют 94,1% детей-сирот (около 60% - в форме тяжелой хронической патологии), у 80% выявляются нарушения поведения, у 74,5% - эмоциональной сферы, почти 55% отстают в физическом развитии. Среди воспитанников детских домов немало детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Такие дети, как правило, позже начинают говорить, ходить, и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. В дошкольном и младшем школьном возрасте характерная для них низкая познавательная активность, неразвитость эмоциональной сферы препятствуют обучению и нормальному взаимодействию со сверстниками. Дети с ЗПР чаще обращаются к помощи и защите взрослых, общаются с детьми более младшего возраста, что обусловливает устойчивое формирование несамостоятельности, стремления к иждивенчеству, инфантилизма. Таким детям нужно больше внимания, но воспитатели детских домов не всегда могут и готовы его предоставить.
Осложненное социальное взаимодействие возникает также у детей-сирот со сниженным слухом и зрением. Данные отклонения являются тоже довольно частыми у воспитанников интернатных учреждений.
Нарушение слуховой функции заведомо ставит таких детей в невыгодное положение по отношению к своим здоровым сверстникам, так как приводит к ограниченному пониманию обращенной к ним устной речи, неправильному употреблению и произношению слов. Бедность речевого запаса и искаженная речь ребенка нередко становятся источником в лучшем случае передразниваний, мелких обманов и розыгрышей, в худшем – настоящих мучений и издевательств со стороны слышащих детей. В результате у слабослышащего ребенка формируется недоверчивое и настороженное отношение к людям, обидчивость, упрямство, мстительность.
У слабовидящих детей-сирот возникают бытовые проблемы, трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью, вызывающие сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях это приводит к развитию у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.
Таким образом, отклонения
в психофизическом развитии, плохое
состояние здоровья детей, воспитывающихся
в интернатных учреждениях
2. Фактор условий раннего детства
Неблагоприятные условия раннего детства, к которым можно отнести лишение родителей или полное отсутствие какого - либо их влияния, вмешательства в судьбу ребенка, особенно матери – материнская депривация – имеют тяжелые последствия для развития личностных качеств, в том числе характера. А.Фрейд в своей работе «Разлука с матерью» пишет: «…прямые исследования ясно показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических отклонений. …Детям наносится большой урон на всю жизнь» (Фрейд А. Разлука с матерью// Лишенные родительского попечительства: хрестоматия/ под ред. В.С. Мухиной. М., 1991.) [ссылка].
3. Фактор раннего асоциального опыта
Подавляющее большинство
детей-сирот поступают в
Тяжелые обстоятельства жизни, пример родителей способствует формированию определенных стереотипов поведения. Они закрепляются в определенных привычках.
Наблюдения за поведением детей-сирот показывают, что они довольно рано приучаются к курению (9-11 лет), нередки случаи токсикомании (6-10 лет). Сначала у них преобладает стремление получить удовольствие, а затем возникает независимость. У детей-сирот фиксируют отсутствие критического отношения к отклонениям в поведении и уважения к моральным запретам, нормам и правилам, принятым в обществе.
Другой отрицательной
стороной асоциального поведени
4. Фактор институционального поведения
Ранняя институализация детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, накладывают существенный отпечаток на их личностное становление. Жизнедеятельность помещенных в эти заведения детей имеет ряд существенных ограничений, связанных с режимными требованиями и относительной изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что приводит к обеднению вариативности социальных ситуаций развития, к примитивности реакций на различные ситуации.
Как правило, в условиях относительной изоляции интернатных учреждений от широкого социума, в них среди воспитанников формируются закрытые группы, имеющие уровневую структуру: выделяются высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы. Как показывают опросы, в детских домах наиболее значимыми и авторитетными являются именно высокостатусные воспитанники, они определяют тактику поведения остальных. Для других воспитанников представитель более высокого статусного слоя всегда выступает в роли «значимого другого» и является референтным. Преимущество его ролевой позиции признается безоговорочно, а мнение учитывается, но сам образ в подавляющем большинстве случаев негативно окрашен. Для такого воспитанника образ его низкостатусного товарища никогда не является значимым, нередко бывает так, что низкостатусный вообще не воспринимается как личность. Его позиция слаба и уязвима: можно обижать, использовать в разных целях и для различных поручений, не считаться с его мнением.
Следствиями идентификации ребенка со своей ролевой позицией (лидера, исполнителя или отверженного) выступают искажения черт характера, главным образом в отрицательную сторону.
5. Фактор
недостаточной психолого-
Одной из причин, по которым реализуемые в детских домах программы воспитания и обучения детей-сирот не обеспечивают компенсацию дефектов развития и успешную социализацию, является недостаточная подготовленность кадров, т.е. воспитателей.
Современный воспитатель детского дома должен владеть широким набором самых разных компетенций. В противном случае работа в детском доме сопровождается каждодневными психотравмирующими ситуациями: стрессами, конфликтами с детьми и с коллегами, приводящим к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.
В связи с этими факторами среди воспитателей детских домов было проведено исследование. Оно показало, что у 72% респондентов профессиональная деятельность сопряжена с переживаниями психотравмирующих обстоятельств, в числе которых они называли «постоянную тревогу и стрессы, связанные с неадекватным поведением воспитанников» (их грубостью, агрессивностью, иждивенческой позицией, ленью); «бессилие воспитателей» в ситуациях отказов воспитанников от выполнения учебных и трудовых обязанностей, побегов, драк. У трети педагогов проявляется безысходность, интеллектуально-нравственный тупик, перерастающий в неудовлетворенность собой, в чувство «загнанности в клетку». Все это выливается в неадекватное эмоциональное реагирование на поступки воспитанников (90%). Подобное реагирование педагоги описывали как стремление «не обращать внимание на их (воспитанников) поведение», «не принимать их проблемы близко к сердцу», «поменьше с ними общаться».
Самым страшным в явлении профессиональной деформации и эмоционального выгорания являются попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат (90%). При этом воспитатели признают сознательное сокращение объема своих профессиональных обязанностей и в значительной степени формальное их выполнение.
Эмоционально и личностно отстраненный педагог, утративший интерес к судьбе своих подопечных, избирает формально-ролевое взаимодействие с воспитанниками и не может стать для них таким значимым взрослым, идентификация с которым обеспечивает формирование нравственных деятельно-волевых черт характера.
6. Фактор отношения общества к детям-сиротам
По отношению к данной категории в обществе сложились определенные стереотипы:
«Ущербные дети». Дети-сироты являются неполноценными по причине дурной наследственности, различных нарушений физического и психического здоровья, и никакие усилия общества по воспитанию этих детей, брошенных собственными родителями, не приведут к нормализации их развития и не обеспечивают успешное вхождение в общество. Такие дети должны быть обособлены в детских домах, целью их образования должно стать получение несложной рабочей профессии.
«Несчастные дети». Дети-сироты рассматриваются в первую очередь как объект жалости и благотворительной помощи в виде новогодних подарков, игрушек, развлекательных мероприятий. Главной задачей видится создание комфортной среды обитания, а основным мотивом помощи выступает желание «хоть чем-то порадовать бедных сироток».
«Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходятся государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономическим бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей.
«Дети, которым нужно помочь». У сторонников этого отношения существует твердое убеждение в том, что общество ответственно за создание благоприятных условий воспитания, развития и обучения детей-сирот и предоставленных возможностей жить в семье, выбирать профессию и быть желанным членом общества. Реализация этого возможна только при условии непрерывного поиска и совершенствования форм устройства детей-сирот в семи, постинтернатного сопровождения, психолого-педагогической и экономической поддержки [ссылка]. (Шилова М.И., Яковлева Н.Ф. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.- Педагогика №2, 2010. – Стр. 25-32.)
Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать следующие
Рассмотренные факторы влияют на социализацию детей-сирот в условиях интернатных учреждений, определяют специфику протекания процессов развития, образования и воспитания. Причем, в большинстве случаев, данное влияние является отрицательным и пагубно сказывается на сиротах, обуславливая отклонения в характере, в отношениях к окружающим, в формировании нравственных идеалов.
В соответствии с этими выводами в воспитательный процесс детских домов необходимо водить специальные программы, которые будут направлены на развитие самостоятельности. Но прежде нужно провести анализ действующих программ, выявить то, насколько они содействуют развитию самостоятельности у детей. Этому посвящен следующий параграф данной работы.
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения родителей: программно-целевой подход
Очень важным и значимым
в процессе развития и воспитания
детей-сирот в интернатных
Эти условия существуют,
если дети могут осуществлять
самостоятельную социально
Для того чтобы узнать, как идет формирование самостоятельности у детей-сирот в условиях интернатных учреждений, необходимо проанализировать имеющиеся на сегодняшний день программы, направленные на развитие данного качества. Нами были выявлены и проанализированы следующие: