Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29

II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по формированию самостоятельности у детей-сирот.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Так же следует обратить внимание еще на одну особенность  социализации детей-сирот в интернатных учреждениях. Из-за различных факторов воспитания и пребывания детей, оставшихся без попечения родителей,  в интернатных учреждениях у них развиваются множественные деформации характера. Данные исследований показывают, что у них проявляется затрудненность и поверхностность общения, выражающиеся в неумении налаживать контакты с людьми даже при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность по малейшему поводу, находящая выход оскорблениях и жестоких драках; пассивное отчуждение; иждивенческая позиция, склонность к побегам и бродяжничеству; недостаточная инициативность, упрощенность эмоциональной сферы.  Все вышесказанные особенности приводят к формированию таких черт характера, как враждебность и недоброжелательность к людям, эгоизм, лень, потребительское отношение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к общественной и личной собственности, стремление к разрушению, трусость, завистливость и другие.

Искажение характера  происходит под влиянием ряда факторов, сопровождающих процесс социализации и становления ребенка-сироты.  Выделяются такие факторы:

1. Фактор здоровья

Статистические данные показывают: те или иные нарушения  нервно-психического развития имеют 94,1% детей-сирот (около 60% - в форме тяжелой хронической патологии), у 80% выявляются нарушения поведения, у 74,5% - эмоциональной сферы, почти 55% отстают в физическом развитии. Среди воспитанников детских домов немало детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Такие дети, как правило, позже начинают говорить, ходить, и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. В дошкольном и младшем школьном возрасте характерная для них низкая познавательная активность, неразвитость эмоциональной сферы препятствуют  обучению и нормальному взаимодействию со сверстниками. Дети с ЗПР чаще обращаются к помощи и защите взрослых, общаются с детьми более младшего возраста, что обусловливает устойчивое формирование несамостоятельности, стремления к иждивенчеству, инфантилизма.  Таким детям нужно больше внимания, но воспитатели детских домов не всегда могут и готовы его предоставить.

Осложненное социальное взаимодействие возникает также  у детей-сирот со сниженным слухом и зрением. Данные отклонения являются тоже довольно частыми у воспитанников интернатных учреждений.

 Нарушение слуховой  функции заведомо ставит таких  детей в невыгодное положение  по отношению к своим здоровым  сверстникам, так как приводит  к ограниченному пониманию обращенной к ним устной речи, неправильному употреблению и произношению слов. Бедность речевого запаса и искаженная речь ребенка нередко  становятся источником  в лучшем случае передразниваний, мелких обманов и розыгрышей, в худшем – настоящих мучений и издевательств со стороны слышащих детей. В результате у слабослышащего ребенка формируется недоверчивое и настороженное отношение к людям, обидчивость, упрямство, мстительность. 

У слабовидящих детей-сирот  возникают бытовые проблемы, трудности  в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью, вызывающие сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях это приводит к развитию у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Таким образом, отклонения  в психофизическом развитии, плохое состояние здоровья детей, воспитывающихся  в интернатных учреждениях можно  рассматривать как одно из сторон будущей неуспешной социализации сначала в рамках детского дома, затем вне его стен.

2. Фактор условий раннего детства

Неблагоприятные условия  раннего детства, к которым можно  отнести лишение родителей или полное отсутствие какого - либо их влияния, вмешательства в судьбу ребенка, особенно матери – материнская депривация – имеют тяжелые последствия для развития личностных качеств, в том числе характера. А.Фрейд в своей работе «Разлука с матерью» пишет: «…прямые исследования ясно показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических отклонений. …Детям наносится большой урон на всю жизнь» (Фрейд А. Разлука с матерью// Лишенные родительского попечительства: хрестоматия/ под ред. В.С. Мухиной. М., 1991.) [ссылка].

3. Фактор раннего асоциального опыта

Подавляющее большинство  детей-сирот поступают в интернатные  учреждения из семей, ведущих антиобщественный, асоциальный образ жизни. Характеристики атмосферы в семьях «группы социального риска» - пьянство родителей и ранее приобщение детей к спиртному, плохое питание и даже голодание, унижение и побои, сексуальные домогательства.

Тяжелые обстоятельства жизни, пример родителей способствует формированию определенных стереотипов поведения. Они закрепляются в определенных привычках.

Наблюдения за поведением детей-сирот показывают, что они  довольно рано приучаются к курению (9-11 лет), нередки случаи токсикомании (6-10 лет). Сначала у них преобладает  стремление получить удовольствие, а затем возникает независимость.  У детей-сирот фиксируют отсутствие критического отношения к отклонениям в поведении и уважения к моральным запретам, нормам и правилам, принятым в обществе.

 Другой отрицательной  стороной асоциального поведения является взаимопередача негативных привычек и форм поведения детьми-сиротами в детском доме. Усвоенные дурные привычки, искаженные ценностные ориентации, подражание негативному поведению других детей детского дома «взращивают» и укрепляют в их характере безответственность, легкомыслие, стремление действовать под влиянием импульсивных желаний, неумение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, предвидеть последствия своих поступков. 

4. Фактор институционального поведения

Ранняя институализация детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, накладывают существенный отпечаток на их личностное становление. Жизнедеятельность помещенных в эти заведения детей имеет ряд существенных ограничений, связанных с режимными требованиями и относительной изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что приводит к обеднению вариативности социальных ситуаций развития, к примитивности реакций на различные ситуации.

Как правило, в условиях относительной изоляции интернатных учреждений от широкого социума, в них среди воспитанников формируются закрытые группы, имеющие уровневую структуру: выделяются высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы. Как показывают опросы,  в детских домах наиболее значимыми и авторитетными являются именно высокостатусные воспитанники, они определяют тактику поведения остальных. Для других воспитанников представитель более высокого статусного слоя всегда выступает в роли «значимого другого» и является референтным. Преимущество его ролевой позиции признается безоговорочно, а мнение учитывается, но сам образ в подавляющем большинстве случаев негативно окрашен. Для такого воспитанника образ его низкостатусного товарища никогда не  является значимым, нередко бывает так, что низкостатусный вообще не воспринимается как личность. Его позиция слаба и уязвима: можно обижать, использовать в разных целях и для различных поручений, не считаться с его мнением.

Следствиями идентификации  ребенка со своей ролевой позицией (лидера, исполнителя или отверженного) выступают искажения черт характера, главным образом в отрицательную сторону.

5. Фактор  недостаточной психолого-педагогической  подготовленности воспитателей

Одной из причин, по которым  реализуемые в детских домах  программы воспитания и обучения детей-сирот не обеспечивают компенсацию дефектов развития и успешную социализацию, является недостаточная подготовленность кадров, т.е. воспитателей.

Современный воспитатель  детского дома должен владеть широким  набором самых разных компетенций. В противном случае работа в детском доме сопровождается каждодневными психотравмирующими ситуациями: стрессами, конфликтами с детьми и с коллегами, приводящим к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.

В связи с этими  факторами среди воспитателей детских  домов было проведено исследование.  Оно показало, что у 72% респондентов профессиональная деятельность сопряжена с переживаниями психотравмирующих обстоятельств, в числе которых они называли «постоянную тревогу и стрессы, связанные с неадекватным поведением воспитанников» (их грубостью, агрессивностью, иждивенческой позицией, ленью); «бессилие воспитателей» в ситуациях отказов воспитанников от выполнения учебных и трудовых обязанностей, побегов, драк. У трети педагогов проявляется безысходность, интеллектуально-нравственный тупик,  перерастающий в неудовлетворенность собой, в чувство «загнанности в клетку». Все это выливается в неадекватное эмоциональное реагирование на поступки воспитанников (90%). Подобное реагирование педагоги описывали как стремление «не обращать внимание на их (воспитанников) поведение», «не принимать их проблемы близко к сердцу», «поменьше с ними общаться».

Самым страшным в явлении  профессиональной деформации и эмоционального выгорания являются попытки облегчить  или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат (90%). При этом воспитатели признают сознательное сокращение объема своих профессиональных обязанностей и в значительной степени формальное их выполнение.

Эмоционально и личностно  отстраненный педагог, утративший интерес  к судьбе своих подопечных, избирает формально-ролевое взаимодействие с воспитанниками и не может стать для них таким значимым взрослым, идентификация с которым обеспечивает формирование нравственных деятельно-волевых черт характера.

6. Фактор  отношения общества к детям-сиротам

По отношению к данной категории в обществе  сложились  определенные стереотипы:

«Ущербные дети». Дети-сироты являются неполноценными по причине дурной наследственности, различных нарушений физического и психического здоровья, и никакие усилия общества по воспитанию этих детей, брошенных собственными родителями, не приведут к нормализации их развития и не обеспечивают успешное вхождение в общество. Такие дети должны быть обособлены в детских домах, целью их образования должно стать получение несложной рабочей профессии.

«Несчастные дети». Дети-сироты рассматриваются в первую очередь как объект жалости и благотворительной помощи в виде новогодних подарков, игрушек, развлекательных мероприятий. Главной задачей видится создание комфортной среды обитания, а основным мотивом помощи выступает желание «хоть чем-то порадовать бедных сироток».

«Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходятся государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономическим бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей.

«Дети, которым  нужно помочь». У сторонников этого отношения существует твердое убеждение в том, что общество ответственно за создание благоприятных условий воспитания, развития и обучения детей-сирот и предоставленных возможностей жить в семье, выбирать профессию и быть желанным членом общества. Реализация этого возможна только при условии непрерывного поиска и совершенствования форм устройства детей-сирот в семи, постинтернатного сопровождения, психолого-педагогической и экономической поддержки [ссылка]. (Шилова М.И., Яковлева Н.Ф. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.-  Педагогика №2, 2010. – Стр. 25-32.)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: 1) дети-сироты – особая категория  детей и процесс их социализации в интернатных учреждениях существенно отличается от аналогичного процесса детей, воспитывающихся в семьях;2) в данном случае следует учесть не только причины поступления ребенка в детский дом, но и дальнейшие условия общения и взаимодействия с другими детьми,  воспитания, обучения и развития детей-сирот; 3) существенные изменения происходят и в характерах данной группы детей под влиянием определенных факторов, сопровождающих их во время всего пребывания в интернатных учреждениях.

Рассмотренные факторы  влияют на социализацию детей-сирот в условиях интернатных учреждений, определяют специфику протекания процессов развития, образования и воспитания. Причем, в большинстве случаев, данное влияние является отрицательным и пагубно сказывается на сиротах, обуславливая отклонения в характере, в отношениях к окружающим, в формировании нравственных идеалов.

В соответствии с этими  выводами в воспитательный процесс  детских домов необходимо водить специальные программы, которые  будут направлены на развитие самостоятельности. Но прежде нужно провести анализ действующих программ, выявить то, насколько они содействуют развитию самостоятельности у детей. Этому посвящен следующий параграф данной работы.

 

 

 

 

1.3.   Анализ работы интернатных учреждений по формированию готовности  к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения родителей: программно-целевой подход

 

Очень важным и значимым в процессе развития и воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях  выступает создание для них таких  условий, в которых они смогли бы приобрести необходимый социальный опыт, сформировать ценностное отношение к себе, к другим, природе, человечеству, развить установки на самостоятельное решение различных жизненных ситуаций, а, следовательно, у них происходит формирование самостоятельности.

 Эти условия существуют, если дети могут осуществлять  самостоятельную социально значимую  деятельность в сообществе сверстников  и разновозрастных группах. Следует отметить, что данные условия необходимо создавать, внедрять в воспитательные системы интернатных учреждений через целенаправленные программы развития и формирования самостоятельности.

Для того чтобы узнать, как идет формирование самостоятельности у детей-сирот в условиях интернатных учреждений, необходимо проанализировать имеющиеся на сегодняшний день программы, направленные на развитие данного качества. Нами были выявлены и проанализированы следующие:

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема