Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
Различные аспекты проблемы самостоятельности рассматривались в исследованиях Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и др. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки - проблем личности, активности, деятельности.
Л.С. Выготский подчеркивал, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений [ссылка]. (Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.)
«Самостоятельность» - свойство человека - результат воспитания и самовоспитания. Она же - важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей. [Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.].
По мнению С.Л. Рубинштейна «самостоятельность» - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу, - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу. Самостоятельность детерминируется реальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л. Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром. «Все психические явления в их взаимосвязи принадлежат конкретному, живому, действующему человеку/ все они являются зависимыми и производными от природного и общественного бытия человека и закономерностей, его определяющих» () [].
Как подчеркивает А.В. Петровский, «самостоятельность» вовсе не представляет собой "отпочкования от общества". Развитие независимости по отношению к чуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи с обществом в целом. (Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с) [].
В современный период
самостоятельность определяется таким образом:
• умение действовать по собственной
инициативе, замечать необходимость своего
участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без
обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации
заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых
условиях (поставить цель, учесть условия,
осуществлять элементарное планирование,
получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль
и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы
действий в новые условия.
Как видно, определение данного качества принципиально не изменилось, сохранило в себе общие положении философских, психологических, педагогических теорий самостоятельности.
Следует также иметь
в виду, что самостоятельность обеспечи
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
(Татьяна ВОЛЖЕНИНА, детский психолог. Как воспитать в ребенке самостоятельность Материал журнала «Виноград», №11 Дата публикации: 12.11.2010). []
Самостоятельность также рассматривается как волевое свойство личности, как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
Исходя из всего вышесказанного,
можно выделить следующее обобщенное
определение «
Кроме определения понятия «самостоятельность». Значимым для нашего исследования является выделение компонентов самостоятельности, которые, на наш взгляд, выражаются через:
На наш взгляд, без формирования данных отдельных качеств, не может быть сформирована «самостоятельность» как совокупность, система, заключающая в себе различные свойства.
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
Кроме этого, можно отметить
то, что трактовки данного понятия
рассматривают «
Проблема формирования и развития у детей самостоятельности была и остается в нынешнее время одной из самых актуальных. Но наибольшую актуальность и значимость она приобретает у детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений.
Известно, что процессы развития и формирования протекают у данной категории детей по-иному, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Процесс социализации данной категории детей имеет существенные отличия. Специфику данного процесса мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Специфика
социализации детей и
Рассматривая особенности
социализации детей-сирот,
Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами. Это характеризует человека как объекта социализации. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с проявлениями своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на себя и свои жизненные обстоятельства [БайбородоваЛ.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. – Ярославль, 1997].
Далее в рассмотрении данного вопроса следует сказать о том, что процесс социализации ребенка наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма включает в себя ряд аспектов, которые должны быть усвоены и приняты индивидом:
1)Содержание познания
А) знания о самом себе
Б) знания о взаимоотношениях с другими людьми
В) усвоение социальных и культурных ценностей
Г) знания о структуре общества и роли отдельных социальных институтов
2) овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности
3) интериоризация, т.е. усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок и т.п. – социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а также требованиями конкретного социального окружения
4) выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т.п.[ссылка].
(Сиротство как социальная проблема / ред. Смагина Л.И. – Мн.: Университетское, 1999.- 142 с. Стр. 19-20)
Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, который формирует личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивает нормальное социальное функционирование. Данный процесс определяется как усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В ходе социализации человек формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких задач: 1) эффективная адаптация человека в обществе; 2) формирование способности человека преодолевать общественные тенденции, мешающие его развитию и реализации как личности []. (Олиференко Л. Шульга Т. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Социальная педагогика. – №2. – 2010.) Как известно, адаптация тесно связана с самооценкой личности и только в процессе общественной жизни человека возможно ее адекватное формирование и развитие, следовательно необходимо включение человека в социальные отношения и нормальное функционирование в различных социальных структурах.
Именно в социальных отношениях, согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, происходит развитие ребенка через усвоение общественно-исторического (социального) опыта, накопленного предшествующими поколениями и воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры людей. Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником – социальные (общественная среда), а движущей силой – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным [].( Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.).
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ и, в зависимости от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, так как именно в детстве формируется все то, что потом помогает успешно функционировать в течение всей жизни. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка - лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных причин, - это дети, которые либо вообще никогда не воспитывались в семье и не представляют, как она устроена и функционирует, как происходит взаимодействие ее членов. Они не видели ласки и нежности со стороны родителей, когда им она была необходима, они были оставлены один на один с окружающим миром. Либо это дети, которые воспитывались в семье, там началась социализация, но из-за трагического случая прервалась и не может больше продолжаться в семье. Это очень сложные случаи, так как здесь ребенок знает и представляет как это должно быть, но не получает нормального продолжения данного процесса.
Следует обратить внимание на то, что дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.
Очень серьёзные последствия имеют нарушения социализации в ранние годы жизни, когда ребенок беззащитен, когда он нуждается в большом количестве ласки, любви и заботы, чтобы нормально развиваться. Это и задержки психического, физического и умственного развития, что ставит детей в неравное положение еще и в этом плане.
Но в этом случае существует еще большая опасность. Несмотря на то, что ребенок научился жить в детском доме, научился правилам, которые там царят, эта среда является искусственно созданной педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. В детском доме дети до выхода из него живут на всем готовом, все за них делает кто-то: кто-то им готовит еду, кто-то им покупает одежду и т.д. А это грозит тем, что при выходе из детского дома дети опять испытают перелом, им придется вдруг резко адаптироваться к новой жизни, которая совсем иная, жизнь, где все надо добиваться своим трудом, своими руками, где готового уже ничего не дают.