Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
Известно, что проблемы, связанные с сексуальным развитием, характерны для подросткового возраста. «В этот период, - пишет Л.И. Божович, - впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Так же как, например, потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности, так же и половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертатный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развития прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований» [Божович Л.И. Проблемы формирования личности //Избранные психологические труды. – М.,1995.].
Дело в том, что у подростков из детского дома к моменту полового
созревания часто не оказывается психологических новообразований –интересов, ценностей, нравственно-этических чувств, - которые могли бы по
силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением.
Не опосредованное культурными психическими структурами, половое влечение становится у такого подростка «некультурной» потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции.
У обычных подростков в образах мужчины и женщины, и тем самым в идеалах мужественности и женственности большое место занимают представления о семье, причем эти представления наполнены множеством конкретных позитивных характеристик. У воспитанников детского дома, с одной стороны, представления о семье занимают в образах мужчины и женщины значительно более скромное место, а с другой стороны, их отличает бедность, абстрактность и схематизм положительных характеристик и детализированность, эмоциональная насыщенность отрицательных.
В идеалах мужественности и
женственности у
Известно, что люди в своей семье, как правило, воспроизводят модель родительской семьи, повторяя в поведении – прямо или «с точностью до наоборот» - отцовскую или материнскую роль. Нельзя отделаться от впечатления, что в приведенных высказываниях подростков из детского дома отрицательные черты образов мужчины и женщины почерпнуты ими из жизни родительской семьи и ближайшего социального окружения.
Заостряя проблему формирования сексуальной идентичности, можно сказать, что в определенном смысле лучше иметь даже очень плохой ранний семейный опыт, чем не иметь никакого, как это бывает в детском учреждении. Отрицательный семейный опыт дает возможность ребенку в процессе развития идентичности оттолкнуться от него и выстроить собственное представление о себе как о мужчине или как о женщине по принципу модели «от противного». Именно эта модель просматривается в приведенных выше высказываниях. Жизнь в детском учреждении не дает и такого опыта, вследствие чего возникает спутанная, неопределенная сексуальная идентичность, выражающаяся в том числе и в соответствующей половой и семейной роли.
Изучение
особенностей психического
Следует обратить внимание на выводы сделанные Прихожан А.М.: «У детей, растущих в учреждениях, мы наблюдаем не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющим ему личность. Это, по – видимому, происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью или другими близкими взрослыми, как объяснили бы это представители психоанализа и близких к нему направлений (хотя и сам факт этих нарушений, и его огромное значение для развития личности человека неоспоримы), но и потому, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни»[ссылка на Прихожан].
Следовательно, нами были выявлены существенные отличия в личностном развитии и развитии самостоятельности в частности у детей-сирот от их сверстников, воспитывающихся в семье. Эти отличия заключаются в процессах формирования самооценки, Я-концепции, личностном и профессиональном самоопределении, в признании и утверждении идеалов мужественности и женственности.
Выявленные особенности эталонов мужественности и женственности у воспитанников детского дома следует оценить как конструктивные. Конструктивен в них именно момент отталкивания от негативных характеристик образов мужчины и женщины, которые черпаются или из своего раннего опыта общения с родителями, или из редких, часто совсем безрадостных встреч с ними. Это далеко не всегда учитывается в процессе воспитания, так как многие педагоги из самых лучших побуждений стремятся, наоборот, к тому, чтобы всячески оберегать ребенка от неприятных воспоминаний, от встреч с «асоциальным» – отцом или непутевой матерью. Более продуктивным путем является помощь ребенку в переработке – интеллектуальной и эмоциональной – отрицательного опыта. Иначе он (опыт) будет неизбежно воспроизводиться во взрослой жизни, несмотря даже на непосредственно отрицательное к нему отношение.
Возвращаясь снова к нашей проблеме, следует отметить, что необходимо вести последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности: от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания, до чувства личностной автономии.
2.3. Диагностика
измерения отдельных
Данная методика помогает выявить уровень самооценки личности и определить в какую группу они относится – адекватная, недооценка себя, завышенная самооценка; она основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
После выполнения задания
проводится подсчет баллов. Подсчитанные
баллы соотносятся с
2) Также для комплексного
исследования готовности
Данная методика многостороннее и многоаспектно отражает развитие основных направлений жизнедеятельности человека, таких как:
Физическая готовность, Состояние здоровья. Отношение к здоровью
Социально-педагогическая готовность,
Профессионально-трудовая готовность.
Морально-волевая готовность.
Выводы к главе II.
Самостоятельность является важнейшей характеристикой личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной. Поэтому на развитие данного качества должно уделяться особое внимание, должна вестись особая работа по формированию
Очень важной и актуальной проблемой становится развитие самостоятельности у детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Попадая в данную среду, они как бы теряют возможность для собственной автономности, так как любое проявление самостоятельности оценивается как непослушание, противоречие принятым нормам. Следовательно, происходит угасание всех или почти всех задатков самостоятельности. При этом при выходе из детского дома каждый выпускник сталкивается с проблемой неготовности к самостоятельной жизни, неумением вести эту жизнь. Поэтому очень важно развивать самостоятельность как одно из главных и нужных качеств у данной категории детей.
Следует обратить внимание на выводы сделанные Прихожан А.М.: «У детей, растущих в учреждениях, мы наблюдаем не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющим ему личность. Это, по – видимому, происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью или другими близкими взрослыми, как объяснили бы это представители психоанализа и близких к нему направлений (хотя и сам факт этих нарушений, и его огромное значение для развития личности человека неоспоримы), но и потому, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни».
Следовательно, нами были выявлены существенные отличия в развитии самостоятельности у детей-сирот от их сверстников, воспитывающихся в семье.
В предыдущей главе были выделены различные составляющие самостоятельности: определенный уровень развития воли, целеустремленность, активность и ответственность. Следовательно, для того, чтобы говорить об уровне развития данного качества, необходимо отследить формирование всех ее составляющих и лишь, проанализировав полученные данные, выявится общая картина. Также для подростков данной категории важным будет и определение ценностных ориентаций, так как они воспитываются не в семьях и их ценности отличаются.
Заключение
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
Кроме этого, можно отметить
то, что трактовки данного понятия
рассматривают «
Проблема формирования и развития у детей самостоятельности была и остается в нынешнее время одной из самых актуальных. Но наибольшую актуальность и значимость она приобретает у детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений.
Известно, что процессы развития и формирования протекают у данной категории детей по-иному, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Процесс социализации данной категории детей имеет существенные отличия. Специфику данного процесса мы рассмотрим в следующем параграфе.
Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать следующие
Рассмотренные факторы влияют на социализацию детей-сирот в условиях интернатных учреждений, определяют специфику протекания процессов развития, образования и воспитания. Причем, в большинстве случаев, данное влияние является отрицательным и пагубно сказывается на сиротах, обуславливая отклонения в характере, в отношениях к окружающим, в формировании нравственных идеалов.