Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29

II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по формированию самостоятельности у детей-сирот.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Если сравнивать самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших  она проявляется иначе, ее природа  и направленность иные, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются  значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей  группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже  на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Самостоятельность ученика  выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно - мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Мотивы проявления самостоятельности у школьников разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более чем это реально возможно. Причем даже в случае предоставления подростку самостоятельности он всё равно не бывает удовлетворен.

У старших школьников мотивом проявления самостоятельности  служит стремление испытать себя, проверить  свои возможности. Это стремление имеется  уже у подростков, которые хотят  быть похожими на взрослых и поэтому испытывают себя во "взрослых" делах. Отсюда их стремление к самостоятельному выполнению заданий будет проявляться в большей мере, если, с их точки зрения, это задание престижно для взрослых.

 Мера самостоятельности ребенка характеризуется, прежде всего, преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п. В подростковом периоде завершается формирование механизмов осознания активности. И самосознание (познавательные и регуляторные аспекты самосознания наиболее представлены в рефлексии) может либо развиваться и совершенствоваться, обслуживая решение усложняющихся задач, либо "приостановиться" в своем развитии как недостаточно значимое психическое образование.

Таким образом, самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Очень важной и актуальной проблемой становится развитие самостоятельности у детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Попадая в данную среду, они как бы теряют возможность для собственной автономности, так как любое проявление самостоятельности оценивается как непослушание, противоречие принятым нормам. Следовательно, происходит угасание всех или почти всех задатков самостоятельности. При этом при выходе из детского дома каждый выпускник сталкивается с проблемой неготовности к самостоятельной жизни, неумением вести эту жизнь. Поэтому очень важно развивать самостоятельность как одно из главных и нужных качеств у данной категории детей.

2.2. Развитие  самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения

В предыдущем параграфе рассматривались различные подходы к определению самостоятельности, развитие данного качества в онтогенезе.  Акцент делался на то, что самостоятельность - важнейшая характеристика личности, которая не может возникнуть в отрыве от таких личностных свойств как произвольность, воля, целеустремленность. Без развития самостоятельности, основных её составляющих, личность не становится полноценной. Очень важным становится осознание этого факта для детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. Развитие самостоятельности у данной категории подростков происходит с существенными отличиями от сверстников, воспитывающихся в семье. Здесь также следует иметь в виду особенности подросткового возраста и становление личности в детских домах.

В первую очередь необходимо обратить внимание на особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст, период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Его называют также переходным возрастом, т. к. он характеризуется  постепенным переходом от детства  к взрослости, также бурным ростом, формированием организма в процессе полового  созревания,  что сказывается   на   психофизиологических   особенностях   подростка.   Основу формирования  новых   психологических   и   личностных   качеств   подростка составляет общение в рамках различных  видов  деятельности. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим».

Следует обратить на то, что одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности. Отношения с окружающими – наиболее важная  сторона  жизни  подростков. Если  потребность  в  полноценном   общении   со   значимыми   взрослыми   и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.   Для подростков  характерно  стремление  к  эмансипации  от   близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их  любви  и  заботе,  в  их  мнении,  они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах [ссылка]. (Возрастная психология..).

Как известно, развитие и формирование личности подростка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения, протекает по иному. Как уже отмечалось выше, для подростков огромное значение имеет общение в процессах разнообразной деятельности. У них активно формируется   стремление  приобщиться  к  миру  взрослых,  ориентация поведения на его нормы  и  ценности,  развитие  самосознания  и  самооценки, интереса к себе как к личности, к своим  возможностям  и  способностям.  При отсутствии условий для индивидуализации, позитивной реализации  своих  новых возможностей, самоутверждение подростка может принимать  уродливые  формы  и приводить к отклоняющемуся поведению.

      Специфические условия жизни  в детском  доме  накладывают   определенные особенности на формирование личности подростка, конкретно – на формирование самостоятельности.

      Известно,  что  подростковый  возраст   характеризуется   борьбой   за

автономию,  самостоятельность,  отвержение  контроля  и  т.п.  Однако,   как показывают исследования  Прихожан  А.М.  и  Толстых  Н.Н.  «…при  далеко  не идеальном поведении подростки из  интерната  считают  необходимым  контроль, опеку над собой (70 против 10 %  в  массовой  школе).  Ценность  собственной точки зрения признают лишь 10 % воспитанников интерната, а в массовой  школе – 57 %. Зависимость от взрослого может выступать  в  двух  формах  –  положительной, когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать  его  любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п., и отрицательной,  когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым  невыполнением требований, демонстративным  непониманием.  Чем  старше  дети,  тем  чаще  в интернате встречается отрицательная зависимость…» [] (Прихожан А,М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160с.).

      Следующим аспектом в рассмотрении данной проблемы является анализ общения воспитателей и учителей интерната с детьми, который   свидетельствует,  что они (даже самые лучшие педагоги и воспитатели)  не только  не  борются  с  эмоциональной  зависимостью,  но   и,   напротив, максимально используют ее в процессе обучения и воспитания. Сознательно  или неосознанно   взрослые   стремятся   культивировать    такую    зависимость, рассматривая ее как проявление любви. 

      Таким  образом,  нельзя  улучшить  отношения  между  воспитанниками  и взрослыми в детском  доме  или  интернате,  лишь  за  счет  призывов  любви.

Необходимо  обратить  внимание  и  на  различия  в  самооценке  воспитанников детских домов и учащихся массовой школы, так как она (самооценка) является частью адаптации в обществе, причем самооценка должна быть адекватной. Самооценка воспитанников  интерната  основывается  преимущественно  на оценках окружающих. Самооценка учащихся  массовой  школы  –  как  на  оценке окружающих, так и на собственных критериях.

      Характеристики образа Я подростков  растущих  в  семье  и   вне  семьи, различают по ряду существенных параметров, главные из которых:

1. ориентация  на собственные  личностные  особенности,  возможности

            (массовая  школа)  – ориентация  на   внешнее   окружение,   на

            приспособление (детский дом).

 2. интенсивное становление образа  Я в направлении взрослости,

            связанной с ней системой собственных  ценностей  от  VII  к  VIII

            классу (массовая школа) – стабильность  этих сторон  образа  Я  в

            указанный период (детский дом).

  3.  яркая выраженность  собственных   подростковых   характеристик (массовая школа)  – несоответствие  развития  некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам (детский дом).

      Следует упомянуть еще и том, что подростковый  возраст  –  последний  период   пребывания   большинства оставшихся  без  родителей  детей  в  учреждениях   интернатного   типа.   В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной  опеки  и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому.

      Вот    почему    вопросы    личностной    и    социальной     зрелости 14  – 15-летнего выпускника  детского  дома,  анализ  его субъективных представлений о  своем  будущем,  имеют  первостепенное  значение.  Изучение представлений подростка о своем будущем  важно  потому,  что  оно  проливает свет, с одной стороны, на более  широкую  проблему  современной  перспективы личности как существеннейшей ее характеристики, а  с  другой  –  на  процесс профессионального   самоопределения   –   сравнительно   более   узкий,   но практически  чрезвычайно  значимый  в  этом  возрасте   момент   личностного развития.

Отношение  к будущему, жизненные планы,  временная  перспектива  во  многом  определяются социальной ситуацией развития подростков. Перед подростками  детского  дома, заканчивающими IX  класс,  стоит  проблема  –  они   вынуждены  поступать  в училище, овладеть определенной профессией.

Важная  сторона  временной  перспективы  и  у  подростков  из  школы,  и   у подростков из детского дома – представление о будущей профессии, однако,  их формирование идет разными путями.

     Следующим объектом сравнения является профессиональное самоопределение. В массовой школе на протяжении подросткового возраста число профессий, которые выбирают ребята, увеличивается: если в VI  классе  еще  многие  дети указывают либо так называемые традиционные профессии (учитель, врач),  либо престижные (артист), то в VIII  - каждый  выбирает  свою  профессию,  и  они практически  не  повторяются  у  отдельных  учеников  класса.  В  интернате, скорее, обратная картина: с возрастом содержание  называемых  профессий  все более начинает концентрироваться вокруг тех специальностей, которым  обучают в техникумах и ПТУ, куда заведомо будут направлены воспитанники  после  IX  класса.

Подросток  из  массовой   школы,   выбирая   более   «земную»,   более

соответствующую  своим  способностям  и объективным  обстоятельствам  жизни профессию,  отказываясь  от  детских  надежд  и  мечтаний,   совершает   акт сознательного    самоограничения,    необходимого     в      профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома или школы  –  интерната  этот акт совершают другие, в данном случае он обусловлен  системой  общественного воспитания. По существу акт профессионального  самоопределения  превращается для воспитанников интерната в  профессиональное  определение.  Поскольку  же профессиональное самоопределение в старшем  подростковом  возрасте  является составляющей личностного самоопределения, то очевидно, сколь  неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности.

      Существенное   место    в    личностном    самоопределении    занимают складывающиеся представления о своей  будущей  личной  жизни,  семье,  быте. Такие представления, соотнесенные со своим актуальным образом Я,  с  другими реальными и идеальными представлениями о  себе,  своей  жизни,  ценностях  и приоритетах, играют важную роль в становлении сексуальной идентичности.

      Бывшие  воспитанники  детских   домов   и   интернатов   часто   бывают несчастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в  родительскую  семью мужа или жены, имеют множество  проблем  в  общении  с  супругом,  их  браки оказываются непрочными. И все  это  несмотря  на  то,  что  в  подростковом, юношеском возрасте почти все мечтают создать хорошую семью.

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема