Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29

II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по формированию самостоятельности у детей-сирот.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

1) Волкова Г.А.  «Программа  воспитания трудолюбия и самостоятельности»

Как мы видим из названия программы, она должна включать в  себя 2 составных, взаимосвязанных компонента: усилия, направленные на формирование трудолюбия и воспитательные воздействия, помогающие развивать самостоятельность. Но уже в самом начале программы выявляется некое противоречие: в цели совершенно не указано формирование самостоятельности, то есть она вообще не выделяется как необходимое личностное качество. Следовательно, в данной программе главным является воспитание трудолюбия, а самостоятельность выступает как вспомогательное, дополняющее качество.   Очень важным является развитие справедливости, совестливости,  честности, скромности, гражданственности у воспитанников (прописано в задачах), а также трудовых умений. Все эти качества являются стержневыми для формирования трудолюбия, как главной цели данной программы. Следует обратить внимание на то, что в отличие от цели,  в задачах (№5) прописывается развитие самостоятельности.

Принципы и формы воспитательной работы в соответствии с данной программой   направлены на развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков. Далее нигде не прописывается роль и важность самостоятельности. Хотя, рассмотрев более подробно формы работы: это и уход за растениями, за животными, за одеждой и обувью, далее - умение самостоятельно вести домашнее хозяйство, можно сказать о том, что формируются некоторые составляющие самостоятельности. Сюда можно отнести: целенаправленность, ответственность, активность (в какой то мере, так как все задания изначально выполняются по указаниям и с помощью взрослых).              

При анализе рассматриваемой программы следует иметь в виду то, что у нее нет целевой направленности для детей-сирот. Возможно, поэтому формированию самостоятельности здесь уделяется незначительное внимание, она дополняет трудолюбие, является одним из его составляющих. [ссылка] (Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАГО, 2007.)

2) Следующая программа непосредственно  адресована детям-сиротам.

Сидорова Л.К. «Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот  к самостоятельной жизни»

Как уже сразу видно из названия, данная программа напрямую направлена на формирование различных качеств  личности, которые являются залогом  успешности в будущей самостоятельной  жизни, то есть в постинтернатный  период. Следовательно, должно быть непосредственное формирование самостоятельности, как одного из основных качеств. В цели опять же сталкиваемся с некоторыми противоречиями. О развитии самостоятельности здесь речи не идет, но можно сказать, что она подразумевается в такой формулировке: формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении. К таковым можно отнести умение ставить и достигать цели, ответственность, активность, критичность.

Программа состоит из 13 разделов, в  каждом из которых отражен определенный возраст (с 3-до18 лет, причем разделено на 4 возрастных этапа по 3 года в каждом) и на те необходимые социальные знания, умения, навыки, которыми дети должны овладеть на определенном возрастном этапе в рамках каждого раздела.

Далее необходимо сказать  о содержании разделов. Они довольно широко охватывают жизнедеятельность и окружающий мир. В содержание входят такие темы: самоидентификация и нормы полоролевого поведения, гигиена, этические нормы, общение, природный мир и место человека в нем, Родина, правовые нормы, культура взаимодействия со средой проживания, трудовые умения и навыки, уход за помещением, растениями и животными, знакомство с профессиями, экономика, ОБЖ []. (Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М.: Айрис – пресс, 2004.) Мы видим, что данная программа должна обеспечивать многостороннее развитие ребенка, содействовать формированию практически всех необходимых качеств, которые будут способствовать успешности будущей самостоятельной жизни. Она дает основы, фундамент для дальнейшего развития личности. В то же время специального раздела, направленного только на формирование качеств личности, которые в совокупности составляют самостоятельность, нет и актуальность ее (самостоятельности) формирования нигде не указывается. 

Следовательно, анализ данных программ показал: хотя и формирование самостоятельности указывается в названиях, целях или задачах программ, фактически же, рассмотрев их содержание можно сказать, что специальных, целенаправленных усилий, воздействий для развития самостоятельности не наблюдается. Все воспитательные действия в соответствии с программами осуществляются в комплексе, в системе, усложняясь с возрастом. Также можно отметить, что содержание программ направлено на развитие и формирование у детей элементарных навыков, необходимых в будущей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе I.

Нами было выявлено и  проанализировано много различных  трактовок самостоятельности, но в  основном все понятия определяют это качество личности как интегративное, как систему, как совокупность свойств, таких как целеустремленность, активность, воля, критичность. Очень актуальной остается данная проблема в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. Известно, что процессы развития и формирования протекают у данной категории детей по иному, чем у детей, воспитывающихся в семьях,  и очень часто выпускники подобных учреждений не готовы к самостоятельной жизни. В интернатных учреждениях удовлетворяются лишь витальные потребности детей-сирот, о создании каких-либо условий, внедрении целенаправленных программ по развитию и формированию самостоятельности в воспитательные системы интернатных учреждений речь не идет.

Также следует упомянуть  о том, что в характерах данной категории детей происходят существенные изменения под влиянием определенных факторов, сопровождающих их во время всего пребывания в интернатных учреждениях: фактор здоровья, фактор условий раннего детства, фактор раннего асоциального опыта, фактор институционального воспитания, фактор недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей. Указанные факторы влияют на социализацию детей-сирот в условиях интернатных учреждений, определяют специфику протекания процессов развития, образования и воспитания. Исходя из сказанного,  следует вывод о том, что в детских домах необходима реализация специальных программ по формированию самостоятельности, которая будет служить условием успешности в будущей жизни в постинтернатный период.

Прежде чем вводить  какие-либо изменения в воспитательный процесс детских домов, необходимо провести анализ действующих программ. Нами было выявлено и проанализировано 2 программы формирования самостоятельности. Вот что он (анализ) показал: хотя и формирование самостоятельности указывается в названиях, целях или задачах программ, фактически же, рассмотрев их содержание можно сказать, что специальных, целенаправленных усилий, воздействий для развития самостоятельности не наблюдается. Все воспитательные действия в соответствии с программами осуществляются в комплексе, в системе, усложняясь с возрастом. Также можно отметить, что содержание программ направлено на развитие и формирование у детей элементарных навыков, необходимых в будущей жизни.

Следовательно, выявляется потребность в создании новых  программ, которые будут направлены на формирование и развитие самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Развитие  самостоятельности у детей и  подростков, оставшихся без попечения  родителей, как социально-педагогическая  проблема

 

2.1. Генезис  самостоятельности и роль ее отдельных компонентов развитии детей и подростков

 

В современный период развития науки и различных областей исследований самостоятельность является довольно изученным явлением. Следует иметь в виду, что каждый исследователь, затронувший эту проблему, по-своему трактует данное явление. Ниже приведено несколько трактовок данного понятия:

«самостоятельность» – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1 -  развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2 – складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям []. ( С.Ю.Головин  Словарь практического психолога, 1998)

Вишнякова С.М. определяет самостоятельность как – личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, выражать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязчивых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем []. (Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, активная лексика)

Еще по одной версии, самостоятельность  – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед  собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность обозначает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность формируется  по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои способности. Уже в младшем возрасте ребенок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-ого года жизни встает, берет игрушки и др.).

На 3-ем году жизни закладываются  основы самосознания, что выражается в обостренном стремлении к самостоятельности иногда вопреки желанию родителей. Этот период называется кризисом 3 лет. Дальнейшее развитие самостоятельности наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою самостоятельность как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детских и молодежных субкультур [].    (Педагогический энциклопедический словарь  под ред. Б.М. Бим-Бада).

Обобщая приведенные определения самостоятельности можно выделить ряд таких положений: самостоятельность – это качество личности, включающее в себя совокупность таких образований как - активной мыслительной работы мозга и критичного подхода к различным ситуациям, активности, инициативности, ответственности, умения ставить цели и добиваться их достижения собственными силами.

Так как понятие самостоятельности  было определено нами через совокупность, систему, в которой разные её элементы могут находиться на разных уровнях  развития, быть отражением как возрастных, так и индивидуальных проявлений, выполнять разные функции, следует выделить элементы данной системы:

  1. бытовая самостоятельность включает в себя овладение навыками самообслуживания, культурно-гигиеничекскими и трудовыми навыками;
  2. поведенческая самостоятельность связывается со способностью осуществлять какую-либо деятельность, проявлять инициативу в её осуществлении, принимать решения без посторонней помощи;

Данный компонент самостоятельности  подразделяется на 2 подвида: 1 – характеризует симптомы кризиса 3-х лет, связанные с ростом самостоятельности и проявляющиеся в поведении, и включают в себя своеволие, отстаивание своего мнения, стремление к самостоятельной деятельности и нежелание принимать помощь взрослого, использование в речи фраз «Я сам», «Я хочу», «Я большой».

2 – отражает самостоятельность  ребенка в ситуации выбора  – занятия в свободное время,  места прогулки, книги для чтения, игры, игрушки.

  1. познавательная самостоятельность – форма активности, отражающая личностные характеристики ребенка как субъекта своей собственной познавательной деятельности.

Познавательная самостоятельность  – исследовательская активность, инициируемая самим ребенком в разнообразных  видах самостоятельной  деятельности.

Следует отличать данный компонент самостоятельности от познавательной активности, которая является характеристикой стихийного, спонтанного поведения. Что же касается познавательной самостоятельности, то она связана с наличием цели, элементов саморегуляции; это личностно-ориентированная, внутренне детерминированная деятельность.

  1. коммуникативная самостоятельность проявляется в способности ребенка быть инициатором совместных игр, занятий, новых коммуникаций, в способности легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми; характеризует детей с высокой потребностью в общении []. (Власова З.И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей дошкольного возраста// Психолог в детском саду. – 2005. - №4. – С.25-35.)

Следует иметь в виду, что данные компоненты самостоятельности развиваются неравномерно, неодновременно. Их формирование и осложнение происходит постепенно по мере взросления ребенка.

Предпосылки самостоятельности  закладываются приблизительно на   2-3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например, внутри игровой группы, т.е. приобщаться к социальным отношениям.

Показателями самостоятельности  старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания и готовности к школьному обучению.

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема