Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий РАЗВИТИЯ самостоятельности у подростков, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения, что в рамках воспитательно-образовательного процесса при РАЗВИТИИ самостоятельности у выпускников в интернатном учреждении недостаточно принятия принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как системообразующего компонента воспитания и обучения подростков, оставшихся без попечения родителей: как цели, и как желаемого результата воспитательной работы, - необходим комплекс педагогических условий, таких, как:
Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к
самостоятельной жизни у подростков, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях
1.1. Теоретические основы формирования автономности и
самостоятельности у воспитанников учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей……………………6
1.2. Специфика социализации детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…15
1.3. Анализ работы интернатных учреждений по формированию
готовности к самостоятельной жизни у подростков, оставшихся
без попечения родителей: программно-целевой подход…………26
Выводы к гл. I………………………………………………………………29
II. Развитие самостоятельности у детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей, как социально-педагогическая проблема
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов в
развитии детей и подростков………………………………………31
2.2. Развитие самостоятельности у подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях интернатного учреждения…
2.3. Диагностика измерения отдельных компонентов
самостоятельности и определение их роли в развитии личности
подростка, оставшегося без попечения родителей, и его
развития……………………………………………………………
Выводы к гл. II………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
1) Волкова Г.А. «Программа
воспитания трудолюбия и
Как мы видим из названия программы, она должна включать в себя 2 составных, взаимосвязанных компонента: усилия, направленные на формирование трудолюбия и воспитательные воздействия, помогающие развивать самостоятельность. Но уже в самом начале программы выявляется некое противоречие: в цели совершенно не указано формирование самостоятельности, то есть она вообще не выделяется как необходимое личностное качество. Следовательно, в данной программе главным является воспитание трудолюбия, а самостоятельность выступает как вспомогательное, дополняющее качество. Очень важным является развитие справедливости, совестливости, честности, скромности, гражданственности у воспитанников (прописано в задачах), а также трудовых умений. Все эти качества являются стержневыми для формирования трудолюбия, как главной цели данной программы. Следует обратить внимание на то, что в отличие от цели, в задачах (№5) прописывается развитие самостоятельности.
Принципы и формы
При анализе рассматриваемой
2) Следующая программа
Сидорова Л.К. «Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни»
Как уже сразу видно из названия, данная программа напрямую направлена на формирование различных качеств личности, которые являются залогом успешности в будущей самостоятельной жизни, то есть в постинтернатный период. Следовательно, должно быть непосредственное формирование самостоятельности, как одного из основных качеств. В цели опять же сталкиваемся с некоторыми противоречиями. О развитии самостоятельности здесь речи не идет, но можно сказать, что она подразумевается в такой формулировке: формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении. К таковым можно отнести умение ставить и достигать цели, ответственность, активность, критичность.
Программа состоит из 13 разделов, в каждом из которых отражен определенный возраст (с 3-до18 лет, причем разделено на 4 возрастных этапа по 3 года в каждом) и на те необходимые социальные знания, умения, навыки, которыми дети должны овладеть на определенном возрастном этапе в рамках каждого раздела.
Далее необходимо сказать о содержании разделов. Они довольно широко охватывают жизнедеятельность и окружающий мир. В содержание входят такие темы: самоидентификация и нормы полоролевого поведения, гигиена, этические нормы, общение, природный мир и место человека в нем, Родина, правовые нормы, культура взаимодействия со средой проживания, трудовые умения и навыки, уход за помещением, растениями и животными, знакомство с профессиями, экономика, ОБЖ []. (Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М.: Айрис – пресс, 2004.) Мы видим, что данная программа должна обеспечивать многостороннее развитие ребенка, содействовать формированию практически всех необходимых качеств, которые будут способствовать успешности будущей самостоятельной жизни. Она дает основы, фундамент для дальнейшего развития личности. В то же время специального раздела, направленного только на формирование качеств личности, которые в совокупности составляют самостоятельность, нет и актуальность ее (самостоятельности) формирования нигде не указывается.
Следовательно, анализ данных программ показал: хотя и формирование самостоятельности указывается в названиях, целях или задачах программ, фактически же, рассмотрев их содержание можно сказать, что специальных, целенаправленных усилий, воздействий для развития самостоятельности не наблюдается. Все воспитательные действия в соответствии с программами осуществляются в комплексе, в системе, усложняясь с возрастом. Также можно отметить, что содержание программ направлено на развитие и формирование у детей элементарных навыков, необходимых в будущей жизни.
Выводы к главе I.
Нами было выявлено и проанализировано много различных трактовок самостоятельности, но в основном все понятия определяют это качество личности как интегративное, как систему, как совокупность свойств, таких как целеустремленность, активность, воля, критичность. Очень актуальной остается данная проблема в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. Известно, что процессы развития и формирования протекают у данной категории детей по иному, чем у детей, воспитывающихся в семьях, и очень часто выпускники подобных учреждений не готовы к самостоятельной жизни. В интернатных учреждениях удовлетворяются лишь витальные потребности детей-сирот, о создании каких-либо условий, внедрении целенаправленных программ по развитию и формированию самостоятельности в воспитательные системы интернатных учреждений речь не идет.
Также следует упомянуть о том, что в характерах данной категории детей происходят существенные изменения под влиянием определенных факторов, сопровождающих их во время всего пребывания в интернатных учреждениях: фактор здоровья, фактор условий раннего детства, фактор раннего асоциального опыта, фактор институционального воспитания, фактор недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей. Указанные факторы влияют на социализацию детей-сирот в условиях интернатных учреждений, определяют специфику протекания процессов развития, образования и воспитания. Исходя из сказанного, следует вывод о том, что в детских домах необходима реализация специальных программ по формированию самостоятельности, которая будет служить условием успешности в будущей жизни в постинтернатный период.
Прежде чем вводить какие-либо изменения в воспитательный процесс детских домов, необходимо провести анализ действующих программ. Нами было выявлено и проанализировано 2 программы формирования самостоятельности. Вот что он (анализ) показал: хотя и формирование самостоятельности указывается в названиях, целях или задачах программ, фактически же, рассмотрев их содержание можно сказать, что специальных, целенаправленных усилий, воздействий для развития самостоятельности не наблюдается. Все воспитательные действия в соответствии с программами осуществляются в комплексе, в системе, усложняясь с возрастом. Также можно отметить, что содержание программ направлено на развитие и формирование у детей элементарных навыков, необходимых в будущей жизни.
Следовательно, выявляется потребность в создании новых программ, которые будут направлены на формирование и развитие самостоятельности.
II. Развитие
самостоятельности у детей и
подростков, оставшихся без попечения
родителей, как социально-
2.1. Генезис самостоятельности и роль ее отдельных компонентов развитии детей и подростков
В современный период развития науки и различных областей исследований самостоятельность является довольно изученным явлением. Следует иметь в виду, что каждый исследователь, затронувший эту проблему, по-своему трактует данное явление. Ниже приведено несколько трактовок данного понятия:
«самостоятельность» – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1 - развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2 – складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям []. ( С.Ю.Головин Словарь практического психолога, 1998)
Вишнякова С.М. определяет самостоятельность как – личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, выражать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязчивых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем []. (Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, активная лексика)
Еще по одной версии, самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность обозначает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои способности. Уже в младшем возрасте ребенок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-ого года жизни встает, берет игрушки и др.).
На 3-ем году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обостренном стремлении к самостоятельности иногда вопреки желанию родителей. Этот период называется кризисом 3 лет. Дальнейшее развитие самостоятельности наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою самостоятельность как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детских и молодежных субкультур []. (Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада).
Обобщая приведенные определения самостоятельности можно выделить ряд таких положений: самостоятельность – это качество личности, включающее в себя совокупность таких образований как - активной мыслительной работы мозга и критичного подхода к различным ситуациям, активности, инициативности, ответственности, умения ставить цели и добиваться их достижения собственными силами.
Так как понятие самостоятельности было определено нами через совокупность, систему, в которой разные её элементы могут находиться на разных уровнях развития, быть отражением как возрастных, так и индивидуальных проявлений, выполнять разные функции, следует выделить элементы данной системы:
Данный компонент
2 – отражает самостоятельность ребенка в ситуации выбора – занятия в свободное время, места прогулки, книги для чтения, игры, игрушки.
Познавательная
Следует отличать данный компонент самостоятельности от познавательной активности, которая является характеристикой стихийного, спонтанного поведения. Что же касается познавательной самостоятельности, то она связана с наличием цели, элементов саморегуляции; это личностно-ориентированная, внутренне детерминированная деятельность.
Следует иметь в виду, что данные компоненты самостоятельности развиваются неравномерно, неодновременно. Их формирование и осложнение происходит постепенно по мере взросления ребенка.
Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например, внутри игровой группы, т.е. приобщаться к социальным отношениям.
Показателями