Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63
13. Соответствие текста мимике и жестам. Организуя игровое взаимодействие, нужно помнить, что игра — это территория искренности. Все, что мы говорим, подкрепляя слова жестами, не должно вызывать подозрения у группы. Это не значит, что нужно обязательно улыбаться, быть открытым и т. п. Нет, конечно. Главное — быть искренним. Наша мимика и жесты — наши помощники в этом, а не враги.
14. Доведение игры до логического конца. Взявшись за такое непростое и серьезное дело, как игра, мы начинаем играть по ее правилам. Одно из правил игры — постараться не обрывать игровое взаимодействие, но довести до конца: чтобы всем участникам стало понятно, что игра закончилась. Тем самым мы сохраняем не только целостность игры, но и целостность впечатлений от нее. И конечно же, не забываем в финале игры поставить жирную эмоциональную точку.
15. Установка на действие. Установка на действие повышает мотивацию на игровое взаимодействие. Давая инструкцию к игре, почаще используем слова: «сейчас мы», «а теперь», «встаем» и т. п. вместо «а давайте сейчас мы...», «есть предложение встать...» В первом случае установка на действие ярко выражена, во втором есть выбор — делать или нет.
16. Оформление, инструментарий. Не все, но многие игры требуют заранее продуманного и подготовленного инструментария, например:
мяч, мягкая игрушка, фломастеры, буквы алфавита. Согласитесь, играть в алфавит (см. приложение 2) без букв невозможно.
17. Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации. Этот критерий подразумевает то, что необходимо учитывать как время суток (утром адекватны одни игры, вечером - другие), так и продолжительность игры, причем в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра в зависимости от вышеперечисленных условий и ситуации пройдет по-разному. Учет подобных критериев позволяет сделать игровое взаимодействие более эффективным.
Итак, мы рассмотрели основные критерии эффективного игрового взаимодействия, учитывать которые не просто возможно, но необходимо в групповой работе с любой категорией участников: с детьми, подростками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами и т. п.
Нами был составлен комплекс упражнений для тренировки и развития творческих способностей у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Цель комплекса игр и упражнений: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Форма комплекса: групповая
В целом данный комплекс игр разделен на следующие блоки:
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. Далее см. приложение 11.
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
«Где чье место?»
Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.
Играющим дают три ничем не связанных
между собой предмета, например, кофеварку,
пустую бутылку и мотыгу, и предлагают
найти им
применение - придумать и разыграть какой-нибудь
эпизод. Это почти то же, что рассказать
историю на основе трех слов, - впрочем,
нет, намного лучше: ведь реальные вещи
- гораздо более прочное подспорье воображению,
нежели слова, их можно осмотреть, потрогать,
повертеть в руках, это будит воображение,
рассказ может родиться благодаря случайному
жесту, звуку... Коллективный характер
игры лишь содействует ее живости: вступают
в соприкосновение и творчески сталкиваются
разные натуры, опыт, темперамент, приходит
в действие критическое начало группы
в целом.
« Игры с проволокой».
Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: "Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?" Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.
Таким образом,
игровая деятельность, её организация
является эффективным
Уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста после проведения мероприятия.
Уровни развития творческих способностей |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |||||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Низкий |
- |
20 |
0 |
0 |
3 |
30 |
1 |
10 |
Средний |
6 |
60 |
2 |
20 |
5 |
50 |
5 |
50 |
Высокий |
2 |
20 |
8 |
80 |
2 |
20 |
4 |
40 |
Уровни развития творческих
способностей дошкольников на контрольном
этапе эксперимента. Экспериментальная
и контрольная группы.
Таким
образом, можно отметить, что заметно
увеличилось число детей со
средним уровнем развития
В результате проведенной работы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами было отмечено, что в контрольной группе к высокому уровню развития творческих способностей относятся 4 человека(40%).У детей хорошо развита фантазия, способность нестандартно мыслить, придумывать новое.
К низкому уровню мы отнесли 1 человека (10%).У таких детей не развита фантазия, способность придумать что-то оригинальное.
К среднему уровню мы отнесли 5 человек (50%). Дети эпизодически выполняют задания нестандартно, наблюдается развитие фантазии.
Контрольная группа:
Низкий уровень: 10%
Средний уровень:50%
Высокий уровень:40%
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в игре у дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления.
В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у дошкольников в игре возможно, если реализуется игровая деятельность.
В своем исследовании мы реализовали игровую деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Заключение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, поэтому проблема развития творческих способностей дошкольников является актуальной на данный момент времени.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выделили понятие «творческие способности» - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода; рассмотрели особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста, влияние игры на развитие творческих способностей детей.
Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности