Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности[14,28].
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности [40,98].
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В следующем параграфе речь пойдет о реализации игровой деятельности как средства развития творческих способностей.
1.3. Реализация
игровой деятельности как
Психологи издавна изучают
игры детей и взрослых, отыскивая
их функции специфическое
Для того чтобы приступить к рассмотрению реализации игровой деятельности как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста, необходимо рассмотреть ключевые понятия, такие как «средство», « игра», «средство развития творческих способностей».
Средство — это философская категория, которая в диалектике действительности рассматривается как предмет или действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с их помощью, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия[28, 45].
В словаре С. И. Ожегова читаем «средство-это прием, способ действия для достижения чего-нибудь », а « игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования » [39].
В психологическом словаре «игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности»[42].
Таким образом, анализ литературы показал, что отсутствует определение понятия «средство развития творческих способностей», под ними мы будем понимать - предмет, действие, с помощью которого можно развить творческие способности. Таким средством у нас выступает игра.
Другое трактование природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Й. Гейзинга, автор классического произведения «Гомо людекс» («Человек, который играет»), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.
В мире же животных она рушит
границы физического
Игра - это деятельность,
которая изображает отношение личности
к миру, что ее окружает. Именно в
мире впервые формируется
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности [38].
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Совершая поступок, даже
если этот поступок проигрывает, ребенок
не знает нового переживания, которое
связано с выполнением
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
На ранних этапах развития
игра стоит очень близко к практической
деятельности. В практическом основании
действий с окружающими предметами,
когда ребенок осмысливает, что
она кормит куклу пустой ложкой,
воображение уже принимает
Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.
С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира [9, 239].
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры (О. М. Леонтьев).
В нашей курсовой работе мы берем игру как эффективное средство развития творческих способностей, потому что в игре развиваются все стороны личности ребенка, в том числе и творческая сторона; происходит значительное изменение в психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Можно выделить следующие критерии эффективности игры как средства развития творческих способностей:
-выступает как самоценная
и самостоятельная
- является свободной деятельностью, которая не детерминирована настоятельными практическими потребностями и не может быть механически навязана извне чужой волей;
- это удвоение реальности, создание «параллельного мира», взаимоналожение настоящей и воображаемой действительности;
- выступает в качестве активной формы моделирования реальных жизненных ситуаций, но, поскольку игровой мир виртуален, эти ситуации легко варьируются в игре, в том числе, могут быть разыграны при фантастическом изменении основных параметров реальности.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
Поэтому игра – всегда импровизация [23; 15].
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности[19,8].
Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов
не требует такого разнообразия форм
межличностного сотрудничества, как
дошкольный, поскольку он связан с
необходимостью развития самых различных
сторон личности ребенка. Это – сотрудничество
со сверстниками, с взрослыми, игры,
общение и совместный труд. На протяжении
дошкольного детства
Примерно за год или
два до поступления в школу
к названным видам деятельности
добавляется еще один – учебная
деятельность, и ребенок пяти –
шести лет практически
Деятельность ребенка
может быть названа художественной,
если она непосредственно связана
с различными видами искусства. К
разновидностям художественной деятельности
можно отнести: театрализованные игры,
музыкальные игры, игры, связанные
с изобразительной и
Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, представляя собой синтетическую художественную деятельность.
Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого, хотя уже и преобразованного, предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию, образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку[12;6].
Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности