Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 215.30 Кб (Скачать файл)

          Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общественного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

         Рассмотрим более подробно некоторые разновидности художественной игры и характер их взаимосвязей.

          Скажем, театрализованные игры в своем наиболее развернутом виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобразительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театральных игр в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятельность здесь носит характер пространственно- изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или иные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность  проявляется в театрализованных играх особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.

            Процесс накопления музыкально-слуховых представлений до активного включения в пение, как считают специалисты [18;150], происходит очень различно, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В этом состоит основная сложность организации музыкальных игр. Однако по мере того, как ребенок привыкает к музыкальному звучанию и сам включается в пение, его интерес к данной игровой деятельности повышается. Основное внимание воспитателя, прежде всего, направлено воспитание выразительности и выработку навыка внимания.

          Если обобщить формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Одна из них – музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений («ищем таланты», «Концерт» и т.д.), распределяют роли, сюжет получает свое развитие. Другая форма – игра на детских инструментах.

           В основе изобразительной деятельности дошкольников лежит художественный опыт.

           Известны разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Как мы уже отмечали, изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой. Тесная связь наблюдается и с литературной деятельностью дошкольников.

Так же одним из средств  развития творческих способностей является аппликация.

Аппликация - наиболее простой  и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется  реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных  пособий, пособий к различным  играм, игрушек, флажков, сувениров  к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных  изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные  предметы.

Аппликация является одним  из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым  и поныне у многих народов. Возникновение  аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

В процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми формами  различных предметов, части и  силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных  изображений требует большой  работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и  т.д.) и величин (больше, меньше). Эти  сложные понятия легко усваиваются  детьми в процессе создания декоративного  узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных  изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая  лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга

Большую роль как средства  развития творческих способностей дошкольников занимают  занятия по шитью, вязанию.

 Изучив основы вязания,  дети сами комбинируют узоры,  творчески  подходят к выполнению  изделия. Раскроив себе,  изделие   дети  подбирают  оформление  для  изделия,  по принципу  цветовой гаммы. В процессе  таких  занятий  у  детей   развивается  логическое  мышление, творческое воображение. 

Важное место в  художественно-творческой  деятельности  детей  занимает музыка, как средство развития творческих способностей.   Детям   доставляет    удовольствие    прослушивание    музыкальных  произведений,  повторение  музыкальных   рядов   и   звуков   на   различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес  к  серьезным занятиям  музыкой,  который  в  дальнейшем  может  перерасти   в   настоящее  увлечение и способствовать  развитию  музыкального  дарования.  Дети  учатся петь, выполнять разнообразные  ритмические движения под музыку,  в частности танцевальные. Вокальные  занятия  также  являются  творческой  деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для  раскрытия  творческих  способностей,   используются   коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации [18].

В играх, связанных с художественно-словесным  творчеством, проявляются качества художественного восприятия и исполнения детей. Особый интерес представляет восприятие ребенком сказки. Тайну, заключенную  в ней, ребенок чувствует. Влияние  сказки на детское развитие – предмет  многочисленных исследований. В отечественной  и в зарубежной психологии имеются  исследования такой тематики: сказка – это культурное наследие; сказка – это произведение искусства. По мнению Д.Б. Эльконина, основной особенностью процесса понимания художественного произведения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи.

      Дети изображают  в играх сказки не только  показанные, но и рассказанные.

      Старшие  дошкольники смелее и разнообразнее  комбинируют в играх свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

      Сказки  и рассказы находят отражение  в играх детей всех возрастов,  но по-разному. Младшие дошкольники  обычно разыгрывают отдельные  эпизоды сказки, позже они начинают  передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения,  вставляя детали, взятые из жизненного  опыта. В этих играх, как  указывает Б.М. Теплов [14], наблюдается переход от игры к драматическому искусству, конечно, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх   заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре.  Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни.

      И.М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств и доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка[13,106].

      Игровое  творчество детей проявляется  и в поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного.

      Выразительность  действий и речи достигается  естественно, без специальной  выучки, если дети захвачены сюжетом,  вошли в роль, поняли и почувствовали  ее.

      Вообще  говоря, в создании образа особенно  велика роль речи. Л.С. Выготский  доказал, что развитие детского  воображения непосредственно связано  с усвоением речи. Например, для  глухих детей необходимо специальное  обучение игровым действиям[3;420].

      Таким образом,  мы можем сделать вывод, что  детское творчество проявляется  в замысле игры и поиске  средств в его реализации. А  так же  что осуществления замысла  в игре, ребенку необходимы игрушки  и разные предметы, которые помогают  ему действовать в соответствии  с взятой на себя ролью. 

   В следующей главе  мы  рассмотрим опытно-экспериментальную  работу по развитию творческих  способностей дошкольников в  игровой деятельности.

Глава 2.Экспериментальная  работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.

Цель опытно – экспериментального исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

Для исследования развития творческих способностей  дошкольников в игровой деятельности был проведен комплекс упражнений и методик.

Исследование проводилось  на базе Детского Образовательного Учреждения № 8 города Ишима.

В экспериментальной части  решались следующие задачи:

  1. Провести диагностическую работу по изучению особенностей развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
  2. Апробировать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.
  3. Проверить эффективность проделанной работы по изучению особенностей развития творческих способностей у дошкольников в игровой деятельности.

2.1.Диагностика  творческих способностей дошкольников

         Цель констатирующего эксперимента: определить уровень развития творческих способностей дошкольников.

         В эксперименте участвовало 20 детей 5 – 6 лет.

         Они были разделены на 2 группы (экспериментальную и контрольную) в каждой по 10 человек.

         Для изучения уровня развития творческих способностей у дошкольников в процессе игровой деятельности были взяты методы: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого – педагогический эксперимент, наблюдение.

        Для успешного проведения исследования были выделены следующие этапы:

       Констатирующий (диагностика уровня творческих способностей у детей, дошкольники ДОУ № 8 города Ишима);

      Формирующий (комплекс упражнений для развития творческих способностей);

      Контрольный (повторная диагностика уровня творческих способностей  дошкольников ДОУ №8 города Ишима).

      Первый этап – констатирующий. Его цель диагностика уровня развития творческих способностей у дошкольников ДОУ № 8 города Ишима.

         На данном этапе были использованы следующие методики: методика «Солнце в комнате»,  методика «Складная картинка», методика «Как спасти зайку», Методика «Дощечка»[14,32].

Методика «Солнце  в комнате»

Цель: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Описание методики представлено в приложении 2.

Результаты диагностики  игровых умений представлены в приложений  3,4,5 Таблица 1,2.

В исследовании приняли участие 20 дошкольников (7 девочек 13 мальчиков).

                                                                                                                  Таблица 1

Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности