Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 215.30 Кб (Скачать файл)

 

Развитие творческих способностей у дошкольников экспериментальной группы.

Критерии развития творческих способностей

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

Общ. балл

 

Дети                      Задания 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Акимов Артур

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

21

2.Белов Алексей

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

13

3.Гуйцман Кирилл

2

2

3

3

3

3

2

1

1

2

1

1

24

4.Гаврилов Александр

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

14

5.Коновалова Рима

2

2

2

3

2

2

2

1

1

1

1

1

23

6. Пирсов Роман

2

3

3

3

3

3

2

1

2

1

1

2

26

7. Прошкина  Лиза

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3

2

28

8.Савинова Эльза

3

2

2

3

3

3

2

2

1

1

2

1

25

9. Сомов Виталий

3

3

3

3

3

3

1

1

1

2

1

2

26

10. Фролов Алексей

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

34


                                                                                                                      Таблица 2

Развитие творческих способностей дошкольников контрольной группы.

Критерии развития творческих способностей

Дети                        Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

Общий балл.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Аникин  Артур

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

24

2. Бархатов Алексей

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

32

3. Ескина Маша

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

15

4. Криворнова Лена

2

2

3

3

2

2

2

1

2

2

1

2

24

5. Куценко Саша

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

33

6. Миронов Витя

2

3

2

3

2

3

2

1

2

3

2

2

27

7. Руденко Миша

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

8. Соловьева Лена

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

9. Урюпин Максим

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

16

10. Факов Сережа

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25


 

Следующая методика по определению уровня развития творческих способностей, это методика «Как спасти зайку».

                                     Методика «Как спасти зайку»

Цель: наблюдение за организацией игровой деятельности детей в старшей группе.

Описание методики представлено в  приложении № 2 ,7,8 Таблица 3.

Таблица 3

Развитие творческих способностей дошкольников экспериментальной группы.

Критерии развития творческих способностей

Дети                        Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

Общ. балл

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Акулов Артем

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

31

2.Белов Алексей

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

22

3.Гуйцман  Кирилл

3

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

3

32

4.Гаврилов Саша

2

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

26

5.Коновалова Рима

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

33

6. Пирсов Рома

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

35

7. Прошкина лиза

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

31

8.Савинова Эльза

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

33

9. Сомов Виталий

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

34

10. Фролов Алексей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36


                                                                                                                      Таблица 4
Развитие  творческих способностей дошкольников контрольной группы.

Критерии развития творческих способностей

Дети                        Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

Общ. балл

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Аникин Артур

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

2. Бархатов Алексей

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

34

3. Ескина Маша

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

2

1

16

4. Криворнова Лена

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

1

2

25

5. Куценко Саша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

6. Миронов Витя

2

3

2

3

2

3

2

2

3

3

3

2

30

7. Руденко Маша

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

8. Соловьева Лена

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

2

31

9. Урюпин Максим

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

23

10. Факов Сережа

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25


 

Уровни развития творческих способностей:

Низкий уровень  = 12-19 баллов

Средний уровень  = 20-27 баллов

Высокий уровень  = 28-36 баллов

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 40% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму  (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 40% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли  20% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное.                Результаты представлены нами в таблице 5.

Таблица  5

Уровни развития творческих способностей.

Уровни развития творческих способностей

Констатирующий этап исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Низкий

Средний

Высокий

-

2

8

0

20

80

2

4

4

20

40

40

Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности