Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63
Развитие творческих способностей у дошкольников экспериментальной группы.
Критерии развития творческих способностей |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общ. балл | ||||||||
Дети Задания | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
1. Акимов Артур |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
21 |
2.Белов Алексей |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
3.Гуйцман Кирилл |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
24 |
4.Гаврилов Александр |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
5.Коновалова Рима |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
23 |
6. Пирсов Роман |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
26 |
7. Прошкина Лиза |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
28 |
8.Савинова Эльза |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
25 |
9. Сомов Виталий |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
26 |
10. Фролов Алексей |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
34 |
Развитие творческих способностей дошкольников контрольной группы.
Критерии развития творческих способностей Дети Задания |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общий балл. | ||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
1. Аникин Артур |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
2. Бархатов Алексей |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32 |
3. Ескина Маша |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
15 |
4. Криворнова Лена |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
24 |
5. Куценко Саша |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
33 |
6. Миронов Витя |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
27 |
7. Руденко Миша |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
8. Соловьева Лена |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
26 |
9. Урюпин Максим |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
16 |
10. Факов Сережа |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
25 |
Следующая методика по определению уровня развития творческих способностей, это методика «Как спасти зайку».
Цель: наблюдение за организацией игровой деятельности детей в старшей группе.
Описание методики представлено в приложении № 2 ,7,8 Таблица 3.
Таблица 3
Развитие творческих способностей дошкольников экспериментальной группы.
Критерии развития творческих способностей Дети Задания |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общ. балл | ||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
1. Акулов Артем |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
31 |
2.Белов Алексей |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
22 |
3.Гуйцман Кирилл |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
32 |
4.Гаврилов Саша |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
26 |
5.Коновалова Рима |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
33 |
6. Пирсов Рома |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
35 |
7. Прошкина лиза |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
31 |
8.Савинова Эльза |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
33 |
9. Сомов Виталий |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
34 |
10. Фролов Алексей |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
Критерии развития творческих способностей Дети Задания |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общ. балл | ||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
1. Аникин Артур |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
2. Бархатов Алексей |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
34 |
3. Ескина Маша |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
4. Криворнова Лена |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
25 |
5. Куценко Саша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
6. Миронов Витя |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
30 |
7. Руденко Маша |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
8. Соловьева Лена |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
31 |
9. Урюпин Максим |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
23 |
10. Факов Сережа |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
25 |
Уровни развития творческих способностей:
Низкий уровень = 12-19 баллов
Средний уровень = 20-27 баллов
Высокий уровень = 28-36 баллов
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 40% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 40% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Результаты представлены нами в таблице 5.
Таблица 5
Уровни развития творческих способностей.
Уровни развития творческих способностей |
Констатирующий этап исследования | |||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Низкий Средний Высокий |
- 2 8 |
0 20 80 |
2 4 4 |
20 40 40 |
Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности