Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 215.30 Кб (Скачать файл)

             В теоретических исследованиях о развитии творчества у дошкольников в игре мы опирались на следующие положения: творческие способности, связанные с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и творческих способностей дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом творческих способностей дошкольника является его способность к воображению.

              Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить, что развитие творчества у дошкольников в игре будет успешным, если реализуется игровая деятельность.

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное  обследование:

На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста.

На основании проведенных наблюдений, а также организации продуктивной деятельности, было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий). Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития творческих способностей.

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента показал тенденцию  к снижению низких оценок (1 балл) и  увеличению высоких (2, 3 баллов).

Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное.

 Контрольный эксперимент показывает  увеличение числа детей со  средним уровнем развития способностей, с 20% до 50%.

В ходе сравнения  констатирующего  этапа эксперимента с контрольным  этапом эксперимента опытно-экспериментальной работы установлено, что предложенное нами средство (игровая деятельность) развития творческих способностей способствует более эффективному развитию творческих способностей дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что развитие творческих способностей дошкольников может быть успешным, если реализуется игровая деятельность, подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5. - С.49-58.
  2. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст]/ Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.-С.59-64.
  3. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /. Изд. 2-е, М.,1957.
  5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] /Л. С. Выготский. – М., 1956.
  6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] /Л.В. Выготский. - М., 1956. - С.432-433.
  7. Дьяченко, О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников [Текст] /О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М., 1984.
  8. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] /Р. И. Жуковская. - М.,1963.
  9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх [Текст] / Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.- с 24.
  10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка [Текст] /А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
  11. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей [Текст]/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.-С.16-25.
  12. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.-С.192.
  13.    Косенко, Н. Т. Формирование творческой активности в игре [Текст]/ Н. Т. Косенко. - Дошк. восп.-  1999. - №12.

   14.      Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова -  М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

         15      Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст]/ А. Н. Леонтьев. Изд. 2-е. - М., 1965.

        16        Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / /Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

17   Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Люблинская А. А. - М., 1971.

18    Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.

19       Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Никитин Б. П. - М., 1991.

        20.    Основы психодиагностики [Текст] /.Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

        21.    Панов, В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности [Текст] / Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

       22.      Педагогический словарь в 2-х томах [Текст] /. Т.1 - М.,1960.

      23.   Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст]/ Пономарев Я. А. - М.: Педагогика, 1976.-С.154.

       24.   Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. [Текст] /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.

       25.      Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.-С.192.

        26.    Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. – исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с., ил.

         27.    Пчелкина, В. Книга – источник детского творчества [Текст] /Дошк. восп. – 1991. -  №6.-С.42.

        28.     Савенков, Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере [Текст] /Дошк. восп. -  1998. - №5-6. – С.14

       29.       Сухомлинский, В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1979. - Т. I. - С.104.

       30.  Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] /: Практикум. – М., 1999.

       31.    Усова, А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими [Текст] /Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.

       32.     Флерина, Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Флерина Е. А. – М.,1961. - С.140.

      33.         Хазратова, Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста [Текст] /Индивидуальность и способности. - М. 1994. - С.93-114, Приложения (с.114-117).

      34.     Художественное творчество и ребенок [Текст]/Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М.,1972.

      35.        Чернов, А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 1962.

     36.        Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1966.

    37.           Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1948.

   38.        Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] /. Эльконин Д. Б. – М., 1978.

   39.        Ожегов, С. И. Словарь русского языка [текст] // С. И. Ожегов – М.,

1978.-С.661.

  40.     Немов, Р.С. Психология, кн.З [Текст] // Р.С. Немов - М. Владос, 2008. - 287с.

  41.       Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.

        заведений  [Текст]/В. А. Сластёнин – М.: Издательский центр «Академия»,2007.-576 с.

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №1

               Экспериментальная группа

1. Акимов Артур  5 лет 7 месяцев

2. Белов Алексей  5 лет 2 месяца

3. Гуйцман Кирилл 5 лет 9 месяцев

4. Гаврилов Саша  6 лет 1 месяц

5. Коновалова Рима  5 лет 3 месяца

6. Пирсов Роман         5 лет 8 месяца

7. Прошкина Лиза          5 лет 5 месяцев

8. Савинова Эльза     6 лет 2 месяца

9. Сомов Виталий             5 лет 4 месяца

10. Фролов Алексей  5 лет 11 месяцев

                         Контрольная группа

1. Аникин Артур  5 лет 3 месяца

2. Бархатов Алексей 6 лет 4 месяца

3. Ескина Маша  5 лет 9 месяцев

4. Криворносова Лена 6 лет 7 месяцев

5. Куценко Саша  5 лет 11 месяцев

6. Миронов Витя  6 лет 1 месяц

7. Руденко Маша  5 лет 4 месяца

8. Соловьева Лена   5 лет 5 месяцев

9. Урюпин Максим 5 лет 10 месяцев

10. Факов Сережа           5 лет  3 месяца

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

ПРОТОКОЛ №1

«Школа»

        Лиза П.: - Давайте играть в школу. Я буду учительница.

Лена С.: - А я – ученица.

Рима К.: - Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.

Лиза П.: - Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.

Лена С.: - А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!

Лиза П.: Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?

Лена С. (поднимая руку): - Четыре.

Лиза П.: - А сколько будет 8-2?

Рима К.: - Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!

Лиза  П.: Чтобы ответить, надо поднять руку.

Рима К. (поднимает руку и отвечает): 8-2=6.

Лиза П.: - Молодец. Теперь будем решать задачу.

Лена С.: - А я хочу читать.

Лиза  П.: Хорошо,  у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас  перемена. (Затем звонит в колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!

Лена С.: Теперь я буду учительницей.

Рима К. (перебивая): - Нет, я!

Лена С.: Давай сначала я, а потом ты.

Лиза П.: Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.

Лена С.: Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.

                                                      ПРОТОКОЛ №2

«Семья»

       Рима К.: - Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на   Вику) будешь моя дочка. Согласна?

Лиза П.: - Да.

Саша К.: - А я буду папой.

Кирилл  Г.: - Ладно я тоже буду папой?

Рима К.: - Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.

Кирилл Г.: - Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.

Рима К.: - У меня нет денег. Я пошла готовить обед.

Саша К.: - Я пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?

Рима К.: - Посмотри на столе.

Лиза П.: - Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.

Саша К.: - Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)

Рима К.: Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.

Кирилл Г.:- Я тогда пойду на улицу играть в ребятами.

Рима К.: - Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!

Кирилл Г.: - Не буду, я такой не люблю.

Рима К.: - Тогда не пойдешь гулять.

Лиза П. (выходит): - Мам, я хочу есть.

Рима К. (ставит на стол еще одну тарелку): - Ешь.

Лиза  П. (делает вид, что ест): - Вкусно!

Кирилл  Г.: Ну, если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).

Рима К.: - Ну, что, поели?

Дети: - Да.

Лиза П. – Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.

Саша К.: - Давайте, как будто я уде пришел домой.

Рита К.: - Давай, или садись на диван и читай газету.

Воспитатель: Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.

                                                 ПРОТОКОЛ №3

                                                             «Дом»

Саша К.: - Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома).

Алексей Б.: - Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне.

Лиза П.: - В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.

Лена С.: - Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в входа в дом).

Саша К. И Алексей Б.: - Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. (Зашли все дети – 5 человек.)

Лиза П.: - Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и занимайтесь своими делами.

Саша К.: - Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.

Алексей Б. (задумчиво): - Я строитель.

Лиза П.: - Я ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик).

Лена С.: - Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.

Саша К.: - Я уезжаю на работу, буду возить грузы.

Артур А.: - Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и погрузим кирпичи.

Лена С.: - Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.

Алексей Б. (продолжает подстраиваться дом).

Саша К. И Артур А. (крича всем): - Теперь будет ночь. Все в дом.

Лена С.: - Да пора спать.

Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.

Воспитатель: - Ну, вот и  поспали, теперь занятие.

ПРОТОКОЛ №4

«Больница»

Воспитатель: - Дети, поиграйте  в больницу.

Артур А.: Я буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет медсестрой? Рит, будешь?

Рима К.: - Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.

Артур К.: - Медсестра, вызывайте больных.

Рима К.: - Входите, больной.

Заходит Саша К., придерживая руку, и говорит: - Я сломал руку. Помогите, доктор.

Артур А.: - Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)

Саша К.: - Ой, больно.

Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности