Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63
В теоретических исследованиях о развитии творчества у дошкольников в игре мы опирались на следующие положения: творческие способности, связанные с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и творческих способностей дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом творческих способностей дошкольника является его способность к воображению.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить, что развитие творчества у дошкольников в игре будет успешным, если реализуется игровая деятельность.
Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное обследование:
На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенных
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок (1 балл) и увеличению высоких (2, 3 баллов).
Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное.
Контрольный эксперимент
В ходе сравнения констатирующего этапа эксперимента с контрольным этапом эксперимента опытно-экспериментальной работы установлено, что предложенное нами средство (игровая деятельность) развития творческих способностей способствует более эффективному развитию творческих способностей дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза о том,
что развитие творческих способностей
дошкольников может быть успешным,
если реализуется игровая
Библиографический список
14. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
15 Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст]/ А. Н. Леонтьев. Изд. 2-е. - М., 1965.
16 Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / /Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
17 Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Люблинская А. А. - М., 1971.
18 Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
19 Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Никитин Б. П. - М., 1991.
20. Основы психодиагностики [Текст] /.Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.
21. Панов, В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности [Текст] / Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.
22. Педагогический словарь в 2-х томах [Текст] /. Т.1 - М.,1960.
23. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст]/ Пономарев Я. А. - М.: Педагогика, 1976.-С.154.
24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. [Текст] /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.
25. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.-С.192.
26. Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. – исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с., ил.
27. Пчелкина, В. Книга – источник детского творчества [Текст] /Дошк. восп. – 1991. - №6.-С.42.
28. Савенков, Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере [Текст] /Дошк. восп. - 1998. - №5-6. – С.14
29. Сухомлинский, В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1979. - Т. I. - С.104.
30. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] /: Практикум. – М., 1999.
31. Усова, А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими [Текст] /Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.
32. Флерина, Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Флерина Е. А. – М.,1961. - С.140.
33. Хазратова, Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста [Текст] /Индивидуальность и способности. - М. 1994. - С.93-114, Приложения (с.114-117).
34. Художественное творчество и ребенок [Текст]/Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М.,1972.
35. Чернов, А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 1962.
36. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1966.
37. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1948.
38. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] /. Эльконин Д. Б. – М., 1978.
39. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [текст] // С. И. Ожегов – М.,
1978.-С.661.
40. Немов, Р.С. Психология, кн.З [Текст] // Р.С. Немов - М. Владос, 2008. - 287с.
41. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
заведений [Текст]/В. А. Сластёнин – М.: Издательский центр «Академия»,2007.-576 с.
Экспериментальная группа
1. Акимов Артур 5 лет 7 месяцев
2. Белов Алексей 5 лет 2 месяца
3. Гуйцман Кирилл 5 лет 9 месяцев
4. Гаврилов Саша 6 лет 1 месяц
5. Коновалова Рима 5 лет 3 месяца
6. Пирсов Роман 5 лет 8 месяца
7. Прошкина Лиза 5 лет 5 месяцев
8. Савинова Эльза 6 лет 2 месяца
9. Сомов Виталий 5 лет 4 месяца
10. Фролов Алексей 5 лет 11 месяцев
Контрольная группа
1. Аникин Артур 5 лет 3 месяца
2. Бархатов Алексей 6 лет 4 месяца
3. Ескина Маша 5 лет 9 месяцев
4. Криворносова Лена 6 лет 7 месяцев
5. Куценко Саша 5 лет 11 месяцев
6. Миронов Витя 6 лет 1 месяц
7. Руденко Маша 5 лет 4 месяца
8. Соловьева Лена 5 лет 5 месяцев
9. Урюпин Максим 5 лет 10 месяцев
10. Факов Сережа 5 лет 3 месяца
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРОТОКОЛ №1
«Школа»
Лиза П.: - Давайте играть в школу. Я буду учительница.
Лена С.: - А я – ученица.
Рима К.: - Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.
Лиза П.: - Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.
Лена С.: - А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!
Лиза П.: Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?
Лена С. (поднимая руку): - Четыре.
Лиза П.: - А сколько будет 8-2?
Рима К.: - Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!
Лиза П.: Чтобы ответить, надо поднять руку.
Рима К. (поднимает руку и отвечает): 8-2=6.
Лиза П.: - Молодец. Теперь будем решать задачу.
Лена С.: - А я хочу читать.
Лиза П.: Хорошо, у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас перемена. (Затем звонит в колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!
Лена С.: Теперь я буду учительницей.
Рима К. (перебивая): - Нет, я!
Лена С.: Давай сначала я, а потом ты.
Лиза П.: Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.
Лена С.: Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.
«Семья»
Рима К.: - Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя дочка. Согласна?
Лиза П.: - Да.
Саша К.: - А я буду папой.
Кирилл Г.: - Ладно я тоже буду папой?
Рима К.: - Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.
Кирилл Г.: - Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.
Рима К.: - У меня нет денег. Я пошла готовить обед.
Саша К.: - Я пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?
Рима К.: - Посмотри на столе.
Лиза П.: - Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.
Саша К.: - Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)
Рима К.: Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.
Кирилл Г.:- Я тогда пойду на улицу играть в ребятами.
Рима К.: - Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!
Кирилл Г.: - Не буду, я такой не люблю.
Рима К.: - Тогда не пойдешь гулять.
Лиза П. (выходит): - Мам, я хочу есть.
Рима К. (ставит на стол еще одну тарелку): - Ешь.
Лиза П. (делает вид, что ест): - Вкусно!
Кирилл Г.: Ну, если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).
Рима К.: - Ну, что, поели?
Дети: - Да.
Лиза П. – Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.
Саша К.: - Давайте, как будто я уде пришел домой.
Рита К.: - Давай, или садись на диван и читай газету.
Воспитатель: Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.
Саша К.: - Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома).
Алексей Б.: - Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне.
Лиза П.: - В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.
Лена С.: - Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в входа в дом).
Саша К. И Алексей Б.: - Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. (Зашли все дети – 5 человек.)
Лиза П.: - Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и занимайтесь своими делами.
Саша К.: - Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.
Алексей Б. (задумчиво): - Я строитель.
Лиза П.: - Я ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик).
Лена С.: - Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.
Саша К.: - Я уезжаю на работу, буду возить грузы.
Артур А.: - Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и погрузим кирпичи.
Лена С.: - Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.
Алексей Б. (продолжает подстраиваться дом).
Саша К. И Артур А. (крича всем): - Теперь будет ночь. Все в дом.
Лена С.: - Да пора спать.
Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.
Воспитатель: - Ну, вот и поспали, теперь занятие.
ПРОТОКОЛ №4
«Больница»
Воспитатель: - Дети, поиграйте в больницу.
Артур А.: Я буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет медсестрой? Рит, будешь?
Рима К.: - Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.
Артур К.: - Медсестра, вызывайте больных.
Рима К.: - Входите, больной.
Заходит Саша К., придерживая руку, и говорит: - Я сломал руку. Помогите, доктор.
Артур А.: - Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)
Саша К.: - Ой, больно.
Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности