Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными  характеристиками памяти являются объем  памяти, точность воспроизведения и  длительность.

 

 

 

 

44. ЗАПОМИНАНИЕ

 

 

Запоминание – это процесс  запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени  активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание  – это запоминание без заранее  поставленной цели, без использования  каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного  мозга.

В отличие от непроизвольного  запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой  определенную цель – запомнить некую  информацию – и использует специальные  приемы запоминания. Произвольное запоминание  представляет собой особую и сложную  умственную деятельность, подчиненную  задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные  действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится  заучивание, суть которого заключается  в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного  его запоминания.

Главная особенность преднамеренного  запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить  материал, во много раз превышающий  объем индивидуальной кратковременной  памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение  удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание  становится специальной задачей, а  заучивание материала, сохранение его  в памяти и припоминание – специальной  формой сознательной деятельности. При  этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая  деятельность всегда носит избирательный  характер.

Другой характеристикой  процесса запоминания является степень  осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное  и механическое запоминание.

Продуктивность запоминания  зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа  заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в  том, что материал (текст, стихотворение  и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Таким образом, для успешного  запоминания необходимо учитывать  особенности механизмов процесса запоминания  и использовать разнообразные мне-мические приемы.

 

 

 

 

45. СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЗНАВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Сохранение, воспроизведение, узнавание.

Всю информацию, которая  была воспринята, человек не только запоминает, но и сохраняет определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может  быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной  памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции  и определенной переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших  органов чувств. Реконструкция проявляется  в различных формах, например в  исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

Извлечение материала  из памяти осуществляется с помощью  двух процессов – воспроизведения  и узнавания. Воспроизведение –  это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после  него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения  является возобновление нервных  связей, образовавшихся ранее при  восприятии предметов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение  может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В  первом случае воспроизведение происходит неожиданно для человека. Например, проходя мимо школы, в которой  учился, он неожиданно может воспроизвести  образ учителя, (оторый его учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения  является появление персеверирующих  образов, которые характеризуются  исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, вспоминают, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из прошлого опыта, например когда необходимо вспомнить  хорошо выученное стихотворение. В  этом случае, как правило, слова «идут  сами собой».

Бывают случаи, когда воспроизведение  протекает в форме более или  менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели – вспомнить что-либо – осуществляется через достижение промежуточных  целей, позволяющих решить главную  задачу. Использование промежуточных  звеньев обычно носит сознательный характер. Человек сознательно намечает, что может помочь ему вспомнить, или думает, в каком отношении  к нему находится то, что он ищет, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Вместе с тем, припоминая, можно столкнуться с затруднениями. Так, человек, вспоминая сначала  не то, что нужно, отвергает это  и ставит себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это  требует от него определенных волевых  усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.

Помимо воспроизведения, человек постоянно сталкивается с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга  степенью определенности. Наименее определенно  узнавание в тех случаях, когда  человек испытывает только чувство  знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта  не может.

 

 

 

 

46. ПАМЯТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

 

 

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В  настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия так называемых типов памяти. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению  материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают  много ошибок, одни могут запомнить  большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Так, для людей с сильной  памятью характерно быстрое запоминание  и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой  памяти.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с  одинаковой быстротой запоминал  различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом  объеме. Ш. мог быстро запомнить и  точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, бессмысленные  слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил  содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором  он участвовал, а также то, во что  был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности между тем, как быстро человек  запоминает и как долго помнит, нет. Чаще встречается положительная  связь между прочностью и скоростью  запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной связи между скоростью и точностью запоминания.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип  памяти определяет то, как человек  запоминает материал: зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые  люди для того, чтобы запомнить, нуждаются  в зрительном восприятии того, что  они запоминают. Это люди так называемого  зрительного типа памяти. Другим для  запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в  движениях, и особенно в речевых. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как  правило, большинство людей обладают смешанными типами. Так, чаще всего  встречаются смешанные типы памяти – слухомоторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип  памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме  того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к  большей подвижности в использовании  образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух – вспомнит зрительно. Поэтому  целесообразно, чтобы человек запоминал  информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной  системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный  тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

 

 

 

 

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

 

 

Мышление – это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  опосредованного и обобщенного  отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями  окружающего мира.

Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями  окружающего мира. Мышление дает возможность  понять закономерность материального  мира, причинно-следственные связи  в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение  действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого  конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в  отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие  от общих признаков прилагательного  и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности  пределы познания, дает возможность  выйти за пределы непосредственного  опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического  процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в  ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и  применяются на практике.

Обычно принято выделять следующие виды мышления.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с  практическими действиями над предметами.

В элементарной форме предметно-действенное  мышление свойственно детям раннего  возраста. Для них мыслить о  предметах означает действовать, манипулировать с ними.

В развитой форме оно свойственно  людям определенных профессий, связанных  с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое  опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех  профессий, которые связаны с  ярким и живым представлением тех или иных предметов или  явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности  в обучении – это использование  наглядно-образного мышления учеников.

Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление перестает  развиваться или вообще исчезает.

Наоборот, эти первичные  и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным  мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

 

 

 

 

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

 

 

Воображение – это процесс  преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Принято считать, что воображение  зародилось в процессе труда –  специфически человеческой деятельности – из-за существования потребности  в преобразовании предметов реального  мира.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи  с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения  создаются путем переработки  отдельных сторон имеющихся у  человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в  психической деятельности человека, потому что определенная переработка  образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя  себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии  воспроизвести соответствующие  факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события  воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений  необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"