Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, под направленностью  психической деятельности следует  подразумевать ее избирательный  характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой  внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего  подразумевается большая или  меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей  должна быть интенсивность и напряженность  внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание, как и любой  психический процесс, связано с  определенными физиологическими механизмами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный  рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение  окружающей среды у людей и  животных. Однако внимание не может  быть объяснено лишь одним ориентировочным  рефлексом. Физиологические механизмы  внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов  чувств. Прислушиваясь к слабому  звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение  барабанной перепонки ослабевает, что  ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

 

 

 

 

53. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ

 

 

Говоря о физиологических  основах внимания, нельзя не сказать  еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов  и доминанте. Закон индукции нервных  процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном  и широко использованный И.П. Павловым, в определенной степени объясняет  динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому  закону возбуждение, возникающее в  одной области коры головного  мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная  индукция) или сменяется торможением  в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного  мозга, в котором возникает явление  иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана  в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А. Ухтомским, в мозгу  всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий  работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым  поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты  происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную  систему, с одновременным подавлением  активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего  очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной  системы, обусловленное предшествующими  воздействиями и уже закрепленными  нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте  не раскрывают до конца механизмы  внимания, особенно произвольного. В  отличие от животных, люди целенаправленно  управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей  деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому  развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания.

Известность также приобрела  теория Т. Рибо, который считал, что  внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь  он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность  и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что  внимание всегда сопровождается изменениями  физического и физиологического состояния организма. Это связано  с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние  включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При  этом особую роль в объяснении природы  внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает  данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому  состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время  отвлечение внимания Рибо связывал с  мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается  в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Д.Н. Узнадзе полагал, что  внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне  выражает состояние внимания. Под  влиянием установки происходит выделение  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а  сам процесс был назван объективацией.

 

 

 

 

54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ

 

 

В современной психологической  науке принято выделять несколько  основных видов внимания. По происхождению  и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом  внимания. Его часто называют пассивным  или вынужденным, так как оно  возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает  человека сама по себе в силу своей  увлекательности, занимательности  или неожиданности. Обычно возникновению  непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить  на четыре категории.

1. Причины, связанные с характером внешнего раздражителя. Сюда включают силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

2. Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

3. Причины, связанные с общей направленностью личности. То, что интересует больше всего и что составляет сферу интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если человек сталкивается с этим случайно. Общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказывается на возникновении непроизвольного внимания.

4. Чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель. То, что интересно, что вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного  внимания, главной особенностью произвольного  внимания является то, что оно управляется  сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно  отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны  друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется  у ребенка при его общении  со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок  отвечает на этот сигнал, прослеживая  жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет  выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить  цели самостоятельно.

 

 

 

 

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

 

 

Внимание обладает рядом  свойств, которые характеризуют  его как самостоятельный психический  процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость  и объем внимания.

Устойчивость заключается  в способности определенное время  сосредоточиваться на одном и  том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими  и центральными факторами.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией  внимания подразумевается степень  или интенсивность сосредоточенности  внимания. А.А. Ухтомский полагал, что  концентрация внимания связана с  особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В  частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в  доминантном очаге при одновременном  торможении остальных зон коры головного  мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять  несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные  способности Юлия Цезаря, который  согласно преданию мог одновременно делать семь не связанных между собой  дел. Однако, как показывает жизненная  практика, человек способен выполнять  только один вид сознательной психической  деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного  переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что  человек не может сосредоточиваться  на двух одновременно предъявляемых  раздражителях. Однако иногда человек  действительно способен выполнять  одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях  один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован  и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Другим свойством внимания является переключае-мость. Переключение означает сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного объекта  на другой. В целом переключаемость  внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и  зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью  и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что  переключаемость внимания принадлежит  к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания – его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые  человек может охватить с достаточной  ясностью одновременно. Известно, что  человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять  разнообразные работы. Это ограничение  вынуждает дробить поступающую  извне информацию на части, не превышающие  возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5 ± 2.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько  связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать  и структурировать материал.

 

 

 

 

56. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ ВНИМАНИЯ

 

 

Отвлекаемость внимания –  это непроизвольное перемещение  внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних  раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и внутренней. Внешняя отвлекаемость  возникает под влиянием внешних  раздражителей. Наиболее отвлекают  предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость  внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних  эмоций, из-за отсутствия интереса и  чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят  человек.

Физиологической основой  внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов  возбуждения и торможения, вызванная  действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой  деятельности. При внутренней отвлекаемо-сти  внимания, обусловленной сильными чувствами  или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий  объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной  индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием  интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под  влиянием утомления нервных клеток.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат  чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя: ни окружающих людей и  предметов, ни разнообразных явлений  и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"