Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о  мире, они выступают здесь в  своем функциональном аспекте, как  предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл  придается термину «функциональная  грамотность», что означает способность  людей ориентироваться в системе  социальных отношений, действовать  согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как  часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.

Навыки – это освоенные  до степени автоматизма способы  употребления определенных средств  деятельности – внешних орудий или  органов собственного тела как проводников  активности.

На основе знаний и навыков  складывается фонд умений человека. К  умениям относится освоенная  человеком система приемов сознательного  построения результативного действия. В отличие от навыков, каждый из которых  образован серией автоматически  следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании  человеком определенных «команд». В  результате этих «команд» нередко извлекаются  весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели.

 

 

 

 

70. МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ

 

 

Всеобщей характеристикой  жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как  условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает  в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится  в ходе самого движения. Речь при  этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, функций  живого существа, его места в мире, вообще говоря, – о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество – способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, – говорят, что оно есть субъект активности.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована  изнутри, со стороны его отношений  к миру, и реализуется вовне  – в процессах поведения.

Как уже было отмечено, живое  существо, будучи активным, воспроизводит  свои жизненные отношения с миром. Это, в свою очередь, означает, что  оно заключает в себе внутренний образ этих отношений, а они, если иметь в виду человеческого индивида, весьма многообразны: откликаться на нужды других людей, веруя, чувствовать  в себе присутствие Бога, ощущать  себя частью Природы и др. Все  это многообразные формы субъектности человека, как говорят, разные «грани»  его «Я». Вполне правомерно считать  «Я-человека множественным».

Во-первых, субъект активности представляет «индивидуальное Я» человека. То, что человек совершает, коренится, как полагает он сам, в его собственных  интересах и нуждах: «Я поступаю так, потому что именно Я хочу этого», «Я делаю это для себя самого»  и т. п.

Во-вторых, субъект активности – это «Я другого во мне», когда  «присутствие» другого ощутимо  и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир. «Я другого во мне», следовательно, не означает непременно жертвенности, самоотречения. Последнее отмечается лишь тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных.

В-третьих, субъект активности таков, что он не отождествим ни с  кем из людей конкретно, а индивидуален. Но в то же время он имеет отношение  к каждому, выражая собой то, что  должно быть свойственно всем людям  – «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу. Когда активность человека продиктована этими ценностями, говорят, что ее субъектом является «всеобщее  Я» в человеке. «Индивидуальное Я» здесь слито с «Я другого (других)».

В-четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с  природным телом индивида («не  Я»): он погружается при этом в  стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином «Оно» (3. Фрейд) и рассматривают  как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти(инстинкт разрушения, агрессии).

«Не Я», однако, при таком  взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные  устремления иногда рассматривают  как проявления чисто природного начала.

 

 

 

 

71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

 

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются  понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия  разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях  вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности  в трактовке этих понятий, то в  повседневной жизни они тем более  употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными  свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно  отличаются друг от друга. Прежде всего  это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и  т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента –  это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также  отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам  и представителям, и конкретные –  по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие  свойства темперамента. Сенситивность  – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения  психической реакции человека, и  скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций  человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое  замечание, обидное слово, угроза, неожиданный  резкий звук). Активность – степень  энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические  проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в  длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

 

 

 

 

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

 

При всей обстоятельности  характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

1) холерический;

2) сангвинический;

3) флегматический;

4) меланхолический.

Важно отметить, что для  темперамента неприменимы понятия  «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились  в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные  качества, причем у других типов  темперамента этого свойства нет  вообще. У меланхолика это высокая  сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными  движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом  очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны  обидчивость и гнев. Состояние  обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости  и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают  и легко сменяются. Склонны к  остроумию, быстро схватывают новое, легко  и быстро переключают внимание, приспосабливаются  к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны  и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для  них ничего не стоит попросить  прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как  маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая  активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики склонны к  устойчивым, длительным настроениям, слабо  проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с  меланхолическим темпераментом  ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным  переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный  темп реакций.

 

 

 

 

73. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

 

 

Понятие «характер» употребляется  в разных значениях, например когда  мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных  для человека формах поведения или  о тех формах поведения, в которых  выражается личность человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, как правило, представляют не сумму отдельных  особенностей человека, а единое целое, которое и называют характером человека.

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств  личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения  в определенной ситуации.

Характер человека как  социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий  жизни и деятельности каждого  отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие  стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий.

В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных  психических процессов могут  быть выделены интеллектуальные, эмоциональные  и волевые черты характера.

Многие черты характера  представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и  поступки человека.

Черты характера побуждают  человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.

Считается, что физиологической  основой характера является динамический стереотип.

Динамический стереотип  – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно  повторяющуюся систему условных раздражителей.

Особенностью динамического  стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и  обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление  называется переключением. Суть его  заключается в том, что в зависимости  от обстановки центральная нервная  система имеет разное функциональное состояние.

Само выражение «динамический  стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется  устойчивость, постоянство.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"