Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

Кооперация и конкуренция  – лишь формы взаимодействия; содержание его и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, в которую включена кооперация или конкуренция. Поэтому  необходимо рассматривать их в социальном контексте деятельности (например, созидательный труд или преступление).

Анализ взаимодействий между  людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные  формы организации совместной деятельности:

– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;

– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);

– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.

Важным является также  вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию  взаимодействия.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка  играет его общение с окружающими  его людьми. В свойственных для  него поступках и формах поведения  ребенок прежде всего подражает  своим близким. При помощи прямого  научения через подражание и эмоциональное  подкрепление он усваивает формы  поведения взрослых.

 

 

 

 

66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между  его участниками. Такое взаимопонимание  имеет двоякий смысл: 1) как понимание  целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление особых эмоциональных отношений  близости – привязанности, выражающихся в чувстве дружбы, симпатии, любви (аттракции).

В обоих случаях важнейшим  фактором является то, как воспринимается партнер по общению, т. е. процесс восприятия одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения (социальная перцепция; межличностная перцепция; восприятие человека человеком; познание другого человека).

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и воспринимается другим человеком – партнером по общению  – тоже как личность. Поэтому  важно знать, как формируется  и как влияет на нас представление  о другом человеке.

Представление о другом человеке у нас очень тесно связано  с уровнем собственного самосознания. Эта связь двоякая: богатство  представлений о самом себе определяет и богатство представлений о  другом человеке, в то же время чем  полнее раскрывается другой человек, тем  более полным становится и представление  о самом себе.

Особую форму общения  людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная  система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность – вражду.

Проблема поиска дружеского общения и друга становится особенно актуальной в подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют наблюдения педагогов, интимные дневники подростков, интерес, который они проявляют  к беседам на тему «О дружбе и  любви». Однако нет основания утверждать, что эти поиски оказываются столь  успешными, так как подростки  сталкиваются с реальными трудностями, возникающими при сопоставлении  истинного характера их взаимоотношений  с высоким стандартом кодекса  дружбы. Иногда разочарования при  выявлении несоответствия складывающихся отношений с идеалом дружбы порождают  ссоры между подростками. Последнее  более свойственно общению девочек  друг с другом.

Для подросткового возраста безусловно характерна потребность  иметь друга. У подростка, как  правило, складывается достаточно ясное  представление об эталоне дружеского общения, однако наиболее типичным явлением этого возрастного периода является не столько сугубо парная дружба, к  которой он стремится, сколько товарищество, предполагающее более широкое общение  со сверстниками. Товарищеские отношения  позволяют развертывать общение, в  котором подросток обретает возможность  продолжить себя значимыми для него чертами и качествами во многих сверстниках: с одним ему интересно обсуждать  прочитанные книги, с другим –  играть в настольный теннис, с третьим  – говорить о будущей профессии.

 

 

 

 

67. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

 

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого  на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения  людей.

Общество вырабатывает в  качестве социальных норм специфическую  систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых  от каждого, находящегося в соответствующей  ситуации. Их нарушение включает механизмы  социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего  коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное  реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения  всех остальных.

Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям  трудовой дисциплины, воинского долга  и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником  правила вставать из-за парты при  появлении учителя в классе.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и  поступки, оценивая их как соответствующие  или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет  человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения.

Тесная связь эмоций и  чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым.

Сущность этой концепции  сводится к тому, что человек, сознательно  или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает  в момент ее возникновения.

Если субъективная вероятность  удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются  в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или  воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция  эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением  всю многообразную и богатую  эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению  укладываются в эту схему.

Как и все психические  процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны  с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические  реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделение, кожно-гальваническая реакция и  др. Однако связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления могут  быть следствием самых разных эмоций, например сильного страха или бурной радости.

 

 

 

 

68. ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ ГРУПП

 

 

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного  признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации  и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могли быть реальными (контактными), образующими  социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем  пространстве и времени. К подобного  рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия  или педагогический коллектив большой  школы, где многие преподаватели  могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при  этом подчиняться одним и тем  же руководителям (директору, заведующему  учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего  распорядка школьной жизни и т. п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми  на основе некоторых признаков –  половых, национальных, возрастных, имущественных  и др.

Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них  лиц и реальными взаимоотношениями  между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются также и  неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся  системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия  и т. д.).

Принято выделять следующие  виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная  группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных  групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей  организационной структурой.

Межличностные отношения  в такой группе носят деловой  характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся  осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и  за счет других групп. Иногда корпоративный  дух может иметь место в  трудовых или учебных группах, когда  группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой  формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Комплексным показателем  взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру  совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.

 

 

 

 

69. ПОНЯТИЕ АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ

 

 

«Быть субъектом» – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована  изнутри, со стороны его отношений  к миру, и реализуется вовне  – в процессах поведения.

Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком  определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное  врачом пациенту или учителем ученику, – все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.

Едва ли можно переоценить  важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых  психологических концепциях развитие «инструментария» отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации – превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к  подобному взгляду, очевидно, что  развитие личности немыслимо вне  овладения человеком социально  выработанными средствами осуществления  деятельности.

При использовании тех  или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается  на имеющиеся у него представления  о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких  представлений может рассматриваться  как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как «знания», «умения», «навыки».

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"