Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все основные типы представлений человека в той  или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или на типы весьма условно. Можно  говорить об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда  зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

Завершая рассмотрение классификации  представлений, нам необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений  – пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда  ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько  схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к  ним не применим. Однако они все  же остаются образами – образами пространства, так как одну сторону действительности – пространственное размещение вещей  – они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления  в основном являются зрительно-двигательными  представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда – двигательный компонент. Весьма активно  представлениями данного типа оперируют  шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни человек тоже пользуется данным типом представлений, например когда  необходимо добраться из одной точки  населенного пункта в другую. В  этом случае он представляет себе маршрут  и движется по нему.

 

 

 

 

83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ

 

 

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью  ощущения и восприятия. Однако человек  может спустя длительное время после  того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это  явление получило название «представление».

Все представления также  различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять  на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов  восприятия заключается в том, что  образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления  – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления –  это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются  по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации  воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые  непосредственно следуют за восприятием  объекта и удерживаются очень  небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного  восприятия однородных объектов или  после такого восприятия объекта, которое  оказало сильное эмоциональное  воздействие. Например, каждый, кто  собирал грибы или долго гулял  по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины  леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит  какую-нибудь мелодию, она долго  и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая  вызвала сильное эмоциональное  переживание.

Следует отметить, что персеверирующие  образы сходны с последовательными  образами своей конкретностью и  наглядностью, а также совершенной  непроизвольностью, как бы навязчивостью  и тем, что они представляют собой  почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими  часами, а иногда даже и днями.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают  зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между  людьми различий по качеству представлений  нашло свое отражение в учении о типах представлений.

 

 

 

 

84. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

 

 

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают  зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между  людьми различий по качеству представлений  нашло свое отражение в учении о типах представлений. В соответствии с этой теорией все люди могут  быть разделены в зависимости  от преобладающего типа представлений  на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат  люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями  любого вида.

Человек с преобладанием  представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или  напечатанным.

Человек с преобладанием  представлений слухового типа, вспоминая  текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в  виде слухового образа.

Человек с преобладанием  представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений  встречаются крайне редко.

У большинства людей в  той или иной мере присутствуют представления  всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них  играют у данного человека ведущую  роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного  типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления  всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как  у других они более или менее  бледны и схематичны. Людей, у которых  преобладают яркие и живые  представления, принято относить к  так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической  жизни представления играют чрезвычайно  важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.

Увеличение обобщающего  значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь –  это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь  к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей  индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов  и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными  и индивидуальными, могут содержать  в себе весьма широкие обобщения.

 

 

 

 

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

 

 

Эмоции – это более  широкое понятие, чем чувства. В  психологии под эмоциями понимают психические  процессы, протекающие в форме  переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и  внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека. Наиболее существенной характеристикой  эмоций является их субъективность.

Другая общая черта  эмоций – это их содействие в  реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная  эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что эмоции самым  непосредственным образом связаны  с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных  состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому  могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных  методов.

Эмоции – это очень  сложные психические явления. К  наиболее значимым эмоциям принято  относить следующие типы эмоциональных  переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный  стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами  называют интенсивные, бурно протекающие  и кратковременные эмоциональные  вспышки. Примерами аффекта могут  служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что  данная эмоциональная реакция неодолимо  навязывает человеку необходимость  выполнить какое-либо действие, но при  этом у человека теряется чувство  реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта  изменяется функционирование всех психических  процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. Все остальные  раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в  этом заключается одна из причин неуправляемости  поведения человека в состоянии  аффекта. В состоянии аффекта  человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность  прогнозировать последствия своих  поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Следующую группу эмоциональных  явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты  в основном носят кратковременный  характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния.

Во многих ситуациях, помимо удовольствия и неудовольствия, возникает  ощущение какого-либо напряжения, с  одной стороны, и разрешения или  облегчения, с другой стороны. Другими  проявлениями эмоциональных процессов  являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние  носит обычно активный характер, связано  с деятельностью или с попытками  к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной.

 

 

 

 

86. «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ» ЭМОЦИИ

 

 

Неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные»  эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая  четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной достоверной или  кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное  состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме  аффекта и вызываемое внезапным  возникновением серьезного препятствия  на пути удовлетворения исключительно  важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения  субъекта с жизненными позициями, взглядами  и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным  представлениям о подобающем поведении  и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные  переживания носят неоднозначный  характер. Один и тот же объект может  вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление  получило название амбивалентности (двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана  тем, что отдельные особенности  сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное  различие эмоций и чувств заключается  в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной  реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства – еще более  длительные, чем эмоции, психические  стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или  воображаемым). Человек не может  переживать чувства вообще, если они  не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"