Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
Другую группу эмоциональных
состояний составляют настроения человека.
Настроение – самое длительное или
«хроническое» эмоциональное
87. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ
Под стрессом понимают неспецифический
ответ организма на предъявляемые
ему внешние или внутренние требования.
Термин «неспецифический» может
быть истолкован в данном определении
как несвойственный или необычный.
Данное понятие было предложено Г. Селье.
Ему удалось установить, что на
неблагоприятные воздействия
В первой фазе – фазе тревоги
– осуществляется мобилизация защитных
сил организма, повышающая его устойчивость.
При этом организм функционирует
с большим напряжением. Однако на
данном этапе он еще справляется
с нагрузкой с помощью
Вторая фаза обычно называется фазой резис-тенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды.
Однако если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения.
Исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Следует отметить, что не
всякое воздействие вызывает стресс.
Слабые воздействия не приводят к
стрессу, он возникает лишь тогда, когда
влияние стрессора (непривычного для
человека объекта, явления или каких-либо
других факторов внешней среды) превосходит
обычные приспособительные
Сущность стрессовой реакции
заключается в «
88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться ниже, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции.
Проблема соотношения
биологического и социального в
личности человека – одна из центральных
проблем современной
В группе концепций, в которых
доказывается спонтанность психического
развития, психическое рассматривается
как явление, полностью подчиненное
своим внутренним законам, никак
не связанным ни с биологическим,
ни с социальным. В лучшем случае
человеческому организму в
В биологизаторских концепциях
психическое рассматривается
89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Личность – социальное
существо, включенное в общественные
отношения, участвующие в общественном
развитии и выполняющее определенную
общественную роль. Понятие «личность»
несколько уже, чем понятие «человек».
Новорожденный ребенок или
Роль – это социальная функция личности: роль матери, отца, директора школы, студента и т. д. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности.)
Кроме прав и обязанностей, социальная роль связана с определенными видами социальной деятельности и поэтому всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, оно порицает такую социальную роль, как преступник). Важно отметить, что общественный оценке подлежит не конкретная личность, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может одновременно быть, скажем, бухгалтером, мужем, отцом, членом профсоюза, игроком сборной команды по футболу и т. д.
Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.
Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню осознанности. Принято различать малоосознанные и глубокоосознанные отношения. Малоосознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубокоосознанные отношения принципиальные, они определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности.
Еще одна характерная сторона
личности – ее индивидуальность, неповторимое
сочетание психологических
Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.
Индивидуальность может
проявляться в
90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Однако, помимо рассмотрения
проблемы развития личности с позиции
той или иной теории, существует
тенденция к интегрированному, целостному
рассмотрению личности с позиций
разных теорий и подходов. В рамках
данного подхода сформировалось
несколько концепций, принимающих
во внимание согласованное, системное
формирование и взаимозависимое
преобразование всех сторон личности.
Данные концепции развития относят
к интегративным концепциям. Одной
из таких концепций стала теория,
принадлежащая американскому
1) кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни);
2) автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет);
3) появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);
4) трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);
5) личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);
6) интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);
7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);
8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
Шпоры для
студентов http://shporiforall.
ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Учебное пособие
Психология
1. Понятие науки психологии,
ее предмет и объект Психология
(от греч. psyche - душа и logia - понима-
ние, знание) - в дословном переводе
наука о душе. Позднее вместо
понятия «душа» в качестве
области изуче- ния психологии
стал использоваться более