Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
52. Общее и различное в Dasein-подходах Л. Бинсвангера и М. Босса
На первый взгляд, подход М.Босса очень близок подходу Л.Бинсвангера. Близость заключается в родственной терминологии заимствованной обоими у М.Хайдеггера, а также в предметной сфере исследования - оба мыслителя стараются тщательно исследовать миры своих пациентов (применительно к психиатрии и психотерапии). Существенная разница заключается в позиции исследователя и в конечных целях исследования. В случае Бинсвангера мир пациента - объект изучения (несмотря на весь его пафос о любовном бытии-друг-с-другом), а цель анализа - экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы. В случае же Босса позиция исследователя неотделима от позиции терапевта, а в свою очередь отношение терапевт-пациент есть само по себе определенная целостность - Бытие-вместе. Именно с точки зрения этой целостности только и возможно изучение мира пациента. Что же касается цели анализа, то цель - это освобождение пациента, «расчищение того просвета в бытии», каковым является его Dasein, для того чтобы сущие, с которыми встречается пациент, могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости в явленность бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализация человеком возможностей, которые ему открываются. Экзистенциальный анализ (Dasein анализ) Босса заключается не в редукции поверхностного для более ясного понимания существенного, а, наоборот, в артикуляции неразрывного единства существования отдельного человеческого существа с бытием других человеческих существ и с бытием как таковым вообще, ибо сам человек есть Dasein (вот-бытие, там-бытие), т.е. бытие, которое мы можем непосредственно наблюдать перед собой. Сущность и цель Dasein анализа М.Босса - открытость экзистенции, наша собственная открытость в бытии, так чтобы другие сущие, т.е. другие люди, объекты, события и даже сама бытийность как таковая могли явиться, стать явленными, узнанными, понятыми именно тем путем, который наиболее соответствует их сущностной природе. Эти сущие через нашу открытость стремятся явиться в мир и призывают нас ответить на их призыв. Именно в этом заключается наша ответственность.
51. Теории личности в экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология личности (далее
Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера,
Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя,
с гуманистической психологией.
Нередко в контексте экзистенциального
направления рассматривается плоготерапия
Франюш.
Феноменологический анализ актуального
человеческого существования осуществляется
представителями Э. п. л. путем исследования
проблем жизни и смерти, свободы и выбора,
смысла существования, любви и одиночества.
Единственной реальностью, поддающейся
изучению, объявляется уникальное человеческое
переживание.
В отличие от гуманистической психологии,
где моделью саморазвития выступает самопроизвольно
разворачивающаяся самоактуализация,
в психологии экзистенциальной такой
моделью является активное, субъектное
достижение совершенства (perfection fulfillment).
В основе личностного роста лежит
взаимосвязанная цепь жизненно важных
решений, ответственных выборов, что
неизмеримо сложнее фатальной реализации
врожденного личностного
Как и гуманистическая психология, Э. п.
л. ориентирована на будущее, а не на прошлое.
Важнейшей целью Э. п. л. является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе.
Среди типов личности, описываемых
в экзистенциальной парадигме, можно
выделить индивидуалиста и конформиста.
Индивидуалист определяет себя как идеального
человека, живущего интеллект, жизнью,
что помогает ему адекватно воспринимать
происходящее и оказывать влияние на свое
социальное окружение.
Обладает тонким вкусом, чувством интимности
и любви.
Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической
тревоги, он не позволяет ей мешать принятию
взвешенных решений.
Этот тип личности представляет собой
идеал личностного развития, полностью
удовлетворяя биологические, социальные
и собственно психологические потребности.
В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский
игрок социальных ролей, удовлетворяющий
прежде всего свои биол. потребности.
Это прагматик и материалист, неспособный
к символизации и отрицающий значение
воображения.
Его взаимодействие с людьми достаточно
формально, лишено интимности.
Погруженный в онтологическую тревогу,
такой человек чувствует себя бесполезным
и ненадежным.
Как результат далеко не идеального личностного
развития, конформист предрасположен
к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей
под давлением окружающей среды.
50. Гуманистическая теория личности Э. Фромма
Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980). Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности: ♦ установить связи с другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим); ♦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к де-структивности); ♦ потребность «в корнях», в стабильности, безопасности; ♦ потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности; ♦ потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;
♦ потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни. Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют также типы и структуру личности — «социальные типы характера».
В современном западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность. «Бегство от свободы» проявляется как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, —конформность автомата.
49. Феноменологическая теория личности К. Роджерса
Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности. Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу.
Свобода самоопределения заложена
в природе человека как феномена.
Это рассуждение приводит в конечном
итоге к заключению, что люди ответственны
за то, что они собой представляют.Другой
отличительной чертой феноменологического
подхода к теории личности является тезис
о том, что люди изначально добры и обладают
стремлением к совершенству, а значит,
естественно и неизбежно движутся в направлении
большей дифференциации (отличия друг
от друга), автономности и зрелости.
Изучая природу человека, К. Роджерс пришел
к выводу, что сущность человеческой природы
ориентирована на движение вперед, к определенным
целям, конструктивна и реалистична.
Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Феноменологическое
48. Гуманистическая теория личности А. Маслоу
Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихе-виористы).
По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней. Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите). Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п. Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно. Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
♦ мотивы имеют иерархическую структуру;
♦ чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
♦ пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
♦ с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).
Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.
47. Факторная теория черт Р. Кеттела
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.
Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:
R = f (S,P).
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.
Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, например настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Допустим, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность. Поэтому уравнение R = f (S, Р) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако, с познавательной точки зрения, нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убежденность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.